Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (749 кБ)


Задачи:

  1. совершенствовать умение работать с микроскопом и готовить микропрепарат;
  2. развивать умения классифицировать, сравнивать и обобщать;
  3. воспитывать бережное отношение к лабораторному оборудованию, творческое отношение к изучению биологии.

Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование для приготовления микропрепарата, луковица.

Ход урока

Ребята, мы с Вами закончили изучение темы «Строение растительной клетки». И перед тем, как выполнить контрольную работу я предлагаю Вам ещё раз повторить изученный материал:

  1. правила работы с микроскопом, правила приготовления микропрепарата;
  2. главные органоиды клетки и их функции;
  3. особенности жизнедеятельности растительной клетки.

Мы заглянем в лабораторию к профессору Леонову Дмитрию Анатольевичу. С помощью его волшебного микроскопа мы совершим путешествие внутрь растения.

I. Ролевая игра «В лаборатории у профессора»

(2 учащихся исполняют роли профессора и ученика)

Ученик: Здравствуйте, профессор. Чем Вы заняты?

Профессор: А, Саша, здравствуй. Я вот готовлю микропрепарат кожицы лука, хочешь помочь?

Ученик: Дмитрий Анатольевич, что же может быть интересного в этой луковице? Подумаешь! Горькая и запах, вон какой!

Профессор: Ну, не скажи. Во-первых, лук – очень полезное растение. В нём содержится много витамина С, а также фитонциды – особые вещества, которые уничтожают болезнетворные микробы. Так, что кушать лук нужно обязательно. А насколько интересен лук, сейчас посмотришь сам. Помоги мне настроить микроскоп.

Ученик (настраивает микроскоп, проговаривает правила работы с ним).

Профессор: Молодец! А теперь смотри, как я приготовлю микропрепарат кожицы лука. (Готовит микропрепарат, проговаривает правила приготовления микропрепарата) А теперь смотри!

Ученик: Ой, профессор, что это?

В это время ребята выстраивают «клетку» (держась за руки образуют круг – клеточная оболочка, ядро, пластиды, вакуоль)

II. Ролевая игра «Кто есть что?»

Клеточная оболочка (4 ученика):

Мы – клеточная оболочка,
Мы дружные братья,
Задача у нас одна:
Такую молекулу пропускать лишь,
Которая клетке нужна.
А что нужно клетке?
Вода, кислород, минеральные соли,
А также ещё одно вещество.
В процесс фотосинтеза будет включён
Газ углекислый. Запомните Вы его!

Пластиды (3 человека):

Пластиды бывают разные:
Бесцветные, зелёные, красные.
Но всем одинаково хочется
Растительной клетке помочь очень.

Хлоропласт:

Мы веселы, мы зелены,
Мы очень любим свет.
Участвуем в процессе фотосинтеза
Нам хлорофилл придал зелёный цвет.

Хромопласт:

А мы – все краски осени,
Разнообразие в окраске плодов и лепестков.
Мы – красные, оранжевые, жёлтые
Ведь в нас – огромное количество цветов.

Лейкопласты:

Что ж из того, что мы – бесцветные?
Зато без нас не обойтись!
Ведь лук, картошка, кабачки – полезные
Лишь потому,
Что веществами лейкопласты запаслись.

Вместе:

Танцуем в клетке мы
То медленно, то быстро.
Ведь цитоплазма движется,
Хотя её не видно.

Вакуоль:

Нет, я не девочка Оля,
Я – клеточная вакуоля.
Заполнена я сладким соком
И извините, что стою к вам боком.

Ядро:

Я – ядро.
Я – самая главная клетки часть.
Досталась мне очень тяжёлая участь.
Ведь скрыта во мне секретная информация
О том, что это за клетка, и какова её специализация.

Учитель: Спасибо ребятам, которые показали нам растительную клетку. Вернёмся в наш класс. Я немного дополню их рассказ. Вся наследственная информация закодирована в особых нитевидных структурах – хромосомах. Хромосомы находятся в ядре и видны лишь во время деления клетки.

Оказывается, пластиды могут превращаться друг в друга. Например, хлоропласты – в хромопласты. Этим объясняется разнообразная окраска листьев осенью, созревание плодов. Хлорофилл разрушается, и на первое место выходят другие красящие вещества. Лейкопласты превращаются в хлоропласты: картофель зеленеет на солнышке.

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный…» Этими словами начинается замечательная поэма Ивана Алексеевича Бунина. Осень поражает нас обилием красок, непрерывными изменениями окружающего мира. Сентябрь розовыми стежками прошил зелёную одежду осин, зажёг ярко-бордовые фонари на кустах калины. В бронзовые кольчуги нарядил богатыри-дубы.

Изменение окраски листьев – одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу! Берёзы, ясени и липы желтеют, розовеют листья бересклета, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. Чем же обусловлено это цветовое многообразие?

В листья растений наряду с зелёным хлорофиллом содержатся другие пигменты. Золотисто-жёлтую окраску придаёт ксантофилл, оранжевую – каротин, красную – антоциан.

При наступлении холодов образования новых молекул хлорофилла не происходит, а старые быстро разрушаются. Другие красящие вещества более устойчивы к низким температурам. Они и придают в это время разнообразную окраску листьям.

III. Кластер «Растительная клетка» (групповая работа)

Процессы жизнедеятельности
1) …
2) …
3) …
4) …
5) …
Учёные, изучавшие клетку
1609-1610 гг. … создал микроскоп
… увидел ячейки пробки и назвал их клетками
… открыл одноклеточные организмы


РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА
Растительные ткани
1)…
2) …
3) …
4) …
5) …
Органоиды клетки
1) …
2) …
3) …
4) …
5) …

Части микроскопа
1) …
2) …
3) …

Клетки, не похожие на растительную клетку:
А) ________
Б) ________

Проверить заполнение таблицы. Каждая группа показывает результаты работы, поясняют ответы.

IV. Самостоятельная работа по вариантам

1 вариант 2 вариант
Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.
Каждая клетка имеет плотную прозрачную ________, в которой местами есть более тонкие участки – _________. Под оболочкой находится живое бесцветное вязкое вещество – _____. _______ медленно движется. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.
В цитоплазме находится небольшое плотное тельце – _______, в котором можно различить ________. С помощью электронного микроскопа было установлено, что ядро клетки имеет очень сложное строение.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – _______. Они заполнены _______.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – _______. У цветковых растений _______ бывают зелёные, жёлтые, оранжевые и бесцветные. Зелёные пластиды называют – ______. Красные, жёлтые и оранжевые – ________. Бесцветные – _________.

V. Проверить выполнение работы

VI. Подвести итоги урока

Растение состоит из клеток. Строение клеток можно рассмотреть под микроскопом. Клетка живая: она питается, дышит, размножается. Растительные клетки соединены в ткани. Ткани образуют органы. Органы – одно целое – организм.

Клетка – биосистема.

VII. Домашнее задание

Готовиться к контрольному тесту, используя обобщающую таблицу.