Занятие по изобразительному искусству в средней группе "Зимний лес"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель занятия:

  • Учить детей изображать природу, основываясь на её поэтической характеристике (стихи, музыка).
  • Развивать фантазию детей;
  • Учить передавать радостное настроение хорошего зимнего дня;
  • Закреплять умение рисовать деревья разных размеров красками, применяя в работе мягковолокнистую кисть (беличью) .
  • Научить с помощью кисти из жесткого волокна (щетинной) изображать деревья в снегу.
  • Размещать изображение по всему листу
  • Развивать творческую активность.
  • Обогащать речь детей эмоционально окрашенной лексикой.

Материалы для занятия:

  • Репродукции с зимними пейзажами,
  • Рисунки выполненные беличьей и щетинной кистью,
  • Альбомный лист, тонированный,
  • Гуашевые краски,
  • Кисть - беличья и щетинная,
  • Стаканчики с водой,
  • Салфетка,
  • Подставка под кисти,
  • Лист бумаги.

Реквизит:

  • Музыкальная фонограмма (Г.Свиридов “Вальс”, М.Городецкий “Танец снежинок”, Вивальди “Времена года”)
  • “Волшебная палочка”,
  • Медальоны снежинок и льдинок,
  • Султанчики - снежинки,
  • “Снегопад” - оформление групповой
  • Мягкая игрушка – Лев.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за зимней природой во время прогулок,
  • Наблюдение снегопада,
  • Чтение стихов о зиме,
  • Рассматривание репродукций картин, иллюстраций о зиме,
  • Прослушивание музыкальных произведений на зимнюю тему.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный гость, он приехал из Африки и никогда не видел зиму и белого пушистого снега! (воспитатель вносит в групповую игрушку-льва Бонифация).

Бонифаций: Здравствуйте, ребята! Я приехал к вам из очень далекой страны, которая называется Африка! У нас никогда не бывает зимы, круглый год очень жаркое лето! И мне очень хочется , чтобы вы рассказали и показали мне, что такое зима!

Воспитатель: Ну, что, ребята, расскажем и покажем доброму льву, что же такое зима!?

Дети: Да, расскажем и покажем!

Воспитатель: Я предлагаю всем нам совершить путешествие в зимний лес, но для начала мы превратимся в снежинки и льдинки, ведь наше путешествие будет сказочно-волшебное.

Звучит музыка .Воспитатель достает “волшебную палочку”,взмахивает и под салфеткой на подносе дети находят медальоны со снежинками и льдинками. Дети одевают медальоны по желанию, кто кем хочет быть.

На фоне музыки Вивальди “Времена года” воспитатель читает стихи И.Черницкой

Пришла зима

Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!

Воспитатель :Что то холодом повеяло! Нужно срочно согреться, да и гостю нашему не привычно !

“Ой, мороз, мороз”

Ой, мороз, мороз, мороз!
Мерзнут щечки, (показываем 4 раза указательными пальчиками на щечки)
Мерзнет нос, (3 раза касаемся пальчиком носика)
Мерзнут наши ручки. (показываем со всех сторон ручки)
Ой, мороз, мороз, мороз (грозим одним пальчиком)
Брось ты эти штучки (грозим другим пальчиком)
Перестань, мороз, шалить, (руки в боки, топаем ножкой)
Перестань кусаться! (аналогично топаем другой ножкой)
Дай немножко поиграть, с горки покататься! (хлопаем в ладошки, одновременно подпрыгивая)

Воспитатель: Ну вот, мы согрелись , а теперь нам пора отправляться в лес. А поможет нам “волшебная палочка” (звучит музыка (Г.Свиридов “Вальс”), дети закрывают глаза, выставляются мольберты с репродукциями и иллюстрациями зимнего леса). Открывайте глазки - вот мы и в зимнем лесу. Давайте погуляем по зимнему лесу.

Физкультминутка “Прогулка в зимнем лесу”

Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте).
Сколько здесь вокруг чудес! (Разводят руками.)
Справа березка в шубке стоит,
Слева елка на нас глядит (отводят руку в указанную сторону и смотрят).
Снежинки в небе кружатся (движение `фонарики` и смотрят вверх),
На землю красиво ложатся (кружась, приседают).
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал (прыжки).
А вон там волчище рыщет,
Он себе добычу ищет! (Руки на поясе, наклоны в стороны.)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас! (Приседают, прячась.)
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит! (Имитируют сон.)
Пролетают снегири (имитируют полет птиц).
Как они красивы! (Отводят руку и прослеживают взглядом.)
В лесу красота и покой (разводят руки в стороны),
А нам пора уже домой (садятся на свои места).

Воспитатель: Бонифаций, тебе было интересно гулять с нами в зимнем лесу?

Бонифаций: Конечно! Мне очень понравилось! Какое удивительное время года - зима!

Воспитатель: Теперь ты знаешь что такое зима! А в подарок тебе и твоим друзьям мы нарисуем этот чудесный зимний лес. А помогут нам в рисовании 2 кисточки - подружки! Одна - мягкая кисточка, беличья, она любит краску и всегда рисует яркие, четкие рисунки, (показ рисунков, выполненных беличьей кисточкой). А другая – щетинная, жесткая, делает “лохматые” линии, похожие на взлохмаченные волосы мальчишки - озорника, она не любит пачкать свой хвостик в краске и боится воды. Прежде чем что-то нарисовать, она вытирает хвостик о бумагу. Кисть становится полусухой и оставляет на бумаге необычный след (рассказ сопровождается показом техники рисования жесткой кистью и рисунков, выполненных жесткой кистью).

Видите, какие они разные, но когда начинают рисовать вместе, получаются очень красивые и интересные рисунки.

Сначала мы нарисуем деревья и помогать нам будет мягкая, беличья кисточка. А закончим рисунок кисточкой щетинной, жесткой!

Практическая часть:

В процессе работы воспитатель помогает советом детям, которые испытывают затруднения, подбадривает. После того, как дети нарисуют основную композицию -деревья , воспитатель обращается к детям.

Воспитатель: Ребята, мне кажется , что в рисунке чего-то не хватает? Как вы думаете? (высказывания детей)

Воспитатель: Конечно, деревья в лесу покрыты снегом. Давайте вызовем метель волшебными словами

Кружится и хохочет
Метель под Новый год.
Снег опуститься хочет,
А ветер не дает.
И весело деревьям,
И каждому кусту,
Снежинки, как смешинки,
Танцуют на лету. (А.Твардовский “Метель”)

(Дети берут в руки 2 снежинки и под музыку выполняют упражнения, М.Городецкий “Танец снежинок”).

Ритмическое упражнение “Снежинки”

Ой, летят-летят снежинки, (Поочередно поднимают и опускают руки)
Белоснежные пушинки
Это зимушка-зима (Поворачиваются то вправо, то влево)
Рукавами повела,
Все снежинки закружила (Кружатся, руки в стороны)
И на землю опустила. (Приседают)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться.
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а снежинки.

Воспитатель: Метель принесла много пушистого белого снега, укутала каждую веточку на деревьях. И мы сейчас с вами, возьмем в свои помощники жесткую кисточку и украсим наши деревья снегом!

Оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у вас получились замечательные рисунки Зимний лес как настоящий! Теперь Бонифаций не только сможет рассказать своим друзьям в далекой Африке - что такое зима, но и показать!

Под музыкальное сопровождение, дети дарят рисунки льву Бонифацию, прощаются с ним.