Задачи:
- познакомить учащихся с верой славянского народа, с богами, духами, в которых верили славяне;
- развивать познавательные интересы учащихся, навыки взаимопроверки, оценивания;
- воспитывать уважительное отношение к людям других вероисповеданий;
- прививать навыки групповой работы.
Оборудование: таблица «Жизнь древних славян», «Библия», карточки с новыми словами, проектор, презентация, конверты с заданиями для групповой работы, чугунок, лапоть, игрушка домовой, учебник, тетрадь с печатной основой.
Ход урока.
1. Актуализация знаний
- Кто такие – славяне? (ответы детей)
-Что мы узнали о наших предках на прошлых уроках? (ответы детей)
2. Новый материал
- Характеристика славян была бы неполной, если бы я не рассказала вам, во что верили славянские народы.
Итак, тема урока: «Во что верили славяне» (презентация слайд 1)
Словарная работа.
- На доске вы видите карточки со словами. Это новые понятия, которые встретятся нам сегодня на уроке. Я надеюсь, что в конце урока вы сможете сами объяснить значения данных слов.
Карточки:
- язычники
- духи
- заговоры
- храм
- монастырь
- христианство
- Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом.
(презентация слайд 2)
Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.
- Славяне были язычниками, то есть верили во многих богов. (презентация слайд 3)
(презентация слайды 4-11)
- Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и даже убивали для них (приносили им в жертву) животных.
- Итак, (презентация слайд 12)духи – это невидимые существа. Их никто не видел, а только слышал о них. Но представляли их в образе, близком к человеческому.
Групповая работа.
Каждая группа получает конверт с заданием <Приложение 2> <Приложение 3>
Задание: Соотнесите изображение с описанием духа.
3. Физминутка.
Если я называю старинную одежду, обувь или головной убор, вы делаете приседание; если современную – прыжок.
Тулуп, лапти, бейсболка, кокошник, сарафан, кроссовки, валенки, онучи, сапоги.
Проверка групповой работы (выступление представителей групп) (презентация слайд 13-19)
- Итак, славяне верили в разных богов и духов. Но в X веке всё изменилось. В 988 г. князь Владимир Красное Солнышко (отец Ярослава Мудрого) (презентация слайд 20) ввёл на Руси
новую религию – христианство. Люди стали верить в одного Бога – Иисуса Христа.
Введение новой веры положительно отразилось на всей жизни русского государства: на Руси возникла азбука, появилась письменность. Стало развиваться строительство: в разных местах страны возводились храмы и монастыри (презентация слайд 21)
- Найдите значения этих слов в толковом словарике в конце учебника.
- Итак, христианская вера утвердилась на Руси. Что же это за вера? Люди верили, что на землю приходил Спаситель. Рассказы об этом передавались друг другу. Потом их записали, и получили они название «Евангелие», что по-гречески означает «добрая весть»
Евангелия входят в священную книгу христиан – Библию (показ). В них повествовалось о земной жизни Иисуса Христа – Сына Божьего. Он жил в 1 веке на Востоке в Палестине. Иисус ходил по стране и своими рассказами внушал людям веру в возможность навсегда избавиться от
страданий и горя, учил добру и справедливости. В короткое время в его учение поверило много людей.
Христианство учит человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими болями и бедами, помогать бедным и несчастным, уважать власть государства.
Но, кроме христианства, в мире существует ещё две крупные религии – ислам и буддизм. (презентация слайд 22)
Несмотря на различия в названиях, в обрядах, праздниках, любая религия воспитывает в человеке нравственность, обязывает быть честными, справедливыми, добрыми, любить другого человека как самого себя. Поэтому каждый человек должен с уважением относиться к чужой вере, быть терпимым к людям других религий.
4. Закрепление.
Тетрадь с печатной основой № 2, с. 16-17 (кроссворд), с.17 № 37 (взаимопроверка, оценивание).
5. Итог урока.
- А теперь вернёмся к новым словам, которые мы прочитали в начале урока. Попробуйте объяснить значение каждого слова.
Оценивание работы учащихся.
6. Домашнее задание.
- Учебник с.120 - 122.
- Нарисовать любое божество.