Все люди одинаково успешно могут овладеть необходимыми областями знаний. Дело не в способностях, а в организации обучения.
Сеймур Пейпурт.
Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе, что дети ещё слишком малы, и говорить о полноценной проектной деятельности не приходится. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие большие и информационно насыщенные как у учеников старших классов, но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить детей мыслить, организовывать правильно свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях, несомненно, помогает в работе учителя начальных классов метод проектов.
Потребность в действии сильнейшая у современных детей. Исследовать, изучать и создавать. К этому в конечном итоге, стремится каждый ребенок младшего школьного возраста
Технология проектирования – это одна из личностно – ориентированных технологий, в основе которой, лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность. Проектная деятельность соответствует целям и задачам современного образования, среди которых можно назвать подготовку школьников к познанию объективных законов природы и общества через самостоятельное конструирование и решение проблем в виде своеобразных проектов по различным направлениям.
Главными целями введения проектной технологии в начальную школу являются:
- Развитие интереса к предмету;
- Приобретение исследовательского опыта;
- Развитие умения творчески оформлять информацию и доносить до заинтересованной аудитории;
- Развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.;
- Получение дополнительных знаний по теме;
- Развитие навыков монологической речи (по заданным образцам).
Типы проектов существуют самые разные. Разумеется, чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников и т.д.
Первое с чем сталкиваются педагоги, это определение, отбор темы. Как возникает сама идея проекта? Иногда проект рождается в ходе учебной работы, происходит понимание, что без проекта не обойтись. Иногда темы проекта предлагают сами дети, родители, часто темы проекта вытекают из предметного содержания и интеграции несколько предметов (окружающий мир, изобразительное искусство, математика, технология, русский язык). В процессе работы над проектом возникают идеи конечного продукта.
Организация проектной деятельности в начальных классах специфична и требует соблюдения некоторых условий.
- «Исходи из ребёнка» - проекты должны быть посильны ребёнку. Чем меньше ребёнок – тем проще проект.
- Максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
В проектной технологии чаще всего используются долгосрочные проекты. Но, затягивание времени может привести к потере интереса младшего школьника к работе, неудачному результату, незаконченному проекту и просто в дальнейшем нежеланию участвовать в каких – либо проектах. Поэтому из-за отсутствия у детей 7-9 лет способностей к долговременной работе в одном направлении, выполнять проекты необходимо «на одном дыхании».
Мини – проекты, как никакие другие соответствуют требованиям к организации проектной деятельности в начальных классах.
Известно, что проект – это пять П.
Проблема – Планирование – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Этапы работы над мини – проектом в режиме проектного обучения соответствуют этим принципам «Пяти П».
Можно выделить некоторые этапы работы над мини-проектом.
- Мотивационный.
- Планирующий.
- Информационно-операционный.
- Рефлексивно-оценочный.
Мини – проекты могут быть как персональными, так и групповыми.
Преимущества персональных проектов: | Преимущества групповых проектов: |
1. план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью, | 1. в проектной группе формируются навыки сотрудничества, |
2. у учащегося формируется чувство ответственности | 2. проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне, |
3. учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта, | 3. на каждом этапе работы, как правило, есть свой ситуационный лидер; каждый, в зависимости от своих сильных сторон, включается в работу на определенном этапе, |
4. формирование у учащегося важнейших ОУН (исследовательских, презентационных, оценочных) - вполне управляемый процесс. | 4. в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревновательности повышает мотивацию. |
Механизмы взаимодействия в группах могут быть разнообразными.
- ролевое
- эстафетное
- диалогическое
- конвейерное
- через пары сменного состава
Формы продуктов проектной деятельности
- Анализ данных социологического опроса
- Сравнительно-сопоставительный анализ
- Атлас, карта, учебное пособие
- Выставка
- Газета, журнал, справочник
- Модель, коллекция
- Игра, поход, экскурсия
- Постановка, мини-театр
Виды презентаций проектов.
- Деловая игра
- Демонстрация продукта
- Инсценировка-диалог литературных героев
- Игра с классом
- Доклад
- Реклама
- Ролевая игра
- Спектакль
- Соревнование
Как же оцениваются мини-проекты?
Критерии оценивания мини-проекта в начальных классах должны быть просты.
- Выполнение принятых этапов, законченность
- Качество изделия, его оригинальность
- Полнота раскрытия темы проекта
При организации проектной деятельности могут возникнуть и некоторые трудности:
- Мониторинг. Необходимо знать, что ученик делает в период выполнения проектного задания. Но с другой стороны, - проект это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы контроль не был слишком строгим и навязчивым.
- Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения.
Да, организовать в начальной школе такой сложный вид деятельности, как выполнение проекта задача не простая, требующая от учителя сил, значительного времени, энтузиазма. Но грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдывать эти затраты и даёт ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием ребёнка.
Первый год учителя нашей школы работали над учебными проектами в 1 классе. По каждому проекту мы публично проводим защиту в школе на уроках или на внеклассных мероприятиях.
Например, в 1 классе в рамках темы по окружающему миру «Моя семья», «Моя малая Родина», «Моя школа. Мой класс» ученики представили учебные проекты.
Во время работы над проектом «Моя семья» учителя столкнулись с проблемой: дети не знают своих предков дальше бабушек – дедушек, а некоторые не знали и их («давно умерли»). Актуальность данной темы не вызвала сомнения. Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Поэтому возникла потребность в изучении данной темы более подробно.
В детском понимании не до конца сложились определения таких понятий, как «семья», «род», «предок», «традиции и устои семьи», поэтому мы решили восполнить этот пробел в знаниях детей.
Исследование включало в себя несколько этапов:
- Был проведен классный час «История возникновения фамилий». Тематика классного часа заинтересовала ребят, всем захотелось узнать, что означает их фамилия и каково ее происхождение. Дети обратились за помощью к родителям. Родители живо откликнулись на их просьбу.
- С целью дальнейшего развития интереса к истории семьи, семейным традициям, а так же с целью сплочения классного коллектива учащихся и родителей решили подготовить семейный праздник « Все о семье».
- Параллельно детям было предложено нарисовать рисунки.
- Завершающим этапом проектной деятельности являлась презентация проекта, где дети рассказывали о своей семье и её традициях.
Работа над проектом способствовала активному сотрудничеству с семьей, установлению партнерских отношений, сплочению классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочению семей. Дети осознали значимость своей работы, расширили свой кругозор. У них развился интерес к истории семьи, семейным традициям, появилась гордость за своих предков, желание быть не хуже, ответственность перед ними, чувство любви и уважения к родителям. Кроме того, дети в классе стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.
В чём же заключаются несомненные плюсы мини – проектов?
- создаёт ситуацию успеха;
- ориентирует на быстрый практический результат;
- учит эффективно распределять время и экономно его использовать;
- быстро ориентироваться в ситуации;
- строить новые отношения в сотрудничестве;
- проявить свои организаторские способности.
- уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями.
- осуществляется преемственность.
В среднем звене дети уже готовы для выполнения более сложных и долговременных проектов.
В результате применения технологии мини-проектов у учащихся младших классов формируются следующие умения:
- Поисковые (исследовательские).
- Работа в сотрудничестве.
- Коллективного планирования.
- Менеджерские навыки.
- Коммуникативные.
- Презентационные.
Литература.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
- Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение –что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала“Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред.Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
- Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
- Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
- Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.