Цели:
- научить детей распознавать виды растений (дерево – кустарник-трава);
- развивать кругозор и внимательность;
- прививать любовь к природе;
- воспитывать экологическую культуру.
Ход урока
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам…
Входи сюда.
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
– Природа – это небо, речка, жучок, ветерок, который шевелит ветви деревьев; это мы с вами.
– На прошлом уроке мы говорили с вами о звездах, планетах. Да, прекрасен этот мир, но так далек. Но прекраснее и разнообразнее мир, который на нашей удивительной планете.
– Вот и начнём наше путешествие в этот чудесный, загадочный мир. А куда, вы узнаете, если сможете отгадать мою загадку.
Есть у ребят
Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший,
Он им протянет
Сотни рук
И тысячи ладошек (Лес)
– О каком зеленом друге речь?
– Лес – это огромное царство, которое нас радует, дает нам силы.
– А чтобы не потеряться в его владениях мне поможете вы.
– В лесу растет множество всевозможных растений. Это деревья, кустарники, травы.
– А что общего у всех этих растений?
а) корень;
б) стебель; (ствол)
в) листья;
г) плоды.
– И всё же они различаются.
- Дерево и кустарник – нет стебля, у них ствол очень прочный, покрыт корой.
- Трава – нет ветвей и кроны, а стебель мягкий и сочный.
- Дерево и кустарник – у дерева один ствол, а кустарника несколько.
ДЕРЕВЬЯ.
Его весной и летом
Мы видим все одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
– А со всех ли деревьев « снимает ветер рубашки»?
(Показываем образцы листиков и веточек, приготовленных для каждого учащегося)
– Так какие же деревья называются хвойными?
ЕЛЬ.
Ели на опушке,
До неба макушки.
Слушают, молчат.
Смотрят на внучат.
А внучата елочки,
Тонкие иголочки.
СОСНА.
На фоне голубого неба колышутся сосны. Этим великанам нужно много солнца, вот они к нему и тянутся. Растут до 350 лет. Но и среди них есть долгожители. Самое старейшее дерево планеты – сосна Метуселан. Ей 4000 лет. (США, Калифорния).
– А какие лиственные деревья вы знаете?
ДУБ.
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
– И верно до поздней осени листья на этом богатыре остаются зелеными.
(В сравнение показываются листья разных природных зон)
– Дуб живет более 500 лет. В Древней Греции венком из его листьев увенчивали героев-воинов. Самое большое количество листьев на дубе. На большом дереве их около 250 тыс. дубовые леса называются дубравы.
КЛЕН.
Осенью не одно дерево не сравниться своей красотой с ним. Древесный сок его очень сладок. Из древесины клена делали рукоятки копий и топоров, собирают 200 кг меда. Из листьев получают желтую и черную краску.
ЛИПА.
Цветет это дерево самым последним, в середине лета. Его посещают 70 видов насекомых.
БЕРЕЗА.
Это дерево символ нашей Родины. Множество песен и стихотворений посвящено ему. Наши предки-славяне называли его «Веселка». Самая прочная древесина у березы Шмидта. Ее Называют железной. От нее даже пули отскакивают,топоры тупятся.
КУСТАРНИКИ.
– Ребята, мы с вами сейчас говорим о деревьях. Но наши леса не могут обходиться и без кустарников. Это дом и убежище для многих обитателей леса.
– А какие кустарники вы знаете?
(Называют: шиповник, сирень, калина, крыжовник, смородина, жасмин и т.д.)
ТРАВЫ.
– Вот мы добрались и до травянистых растений. Это своеобразный ковер нашей земли. Он пестрый и разнообразный.
Зверобой.
Погляди на зверобой
На лугу повсюду
Он поможет нам с тобой
Вылечить простуду.
– Это и лекарство и краски – красная, оранжевая, зеленая.
Мята.
Сколько аромата
Всюду, где есть мята.
Пряники и конфеты
Нам напомнят лето.
Ромашка.
Это царица разнотравья. Есть большая, а есть «пахучая», лечебная. Родина ее Америка, 150 лет назад ее семена случайно завезли к нам с зерном.
Подорожник.
Растет лекарство
Под ногами….
Кладем на ссадину листочек,
И ссадина не кровоточит.
Одуванчик.
Это лекарственное растение. Он цветет 2 раза в год – весной и летом.
Бамбук.
Это тоже трава, но очень прочная. «Молодой» бамбук за сутки вырастает на 50 см.
II. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
Вот сколько всего интересного мы узнали с вами. А теперь закрепим наши знания, прочитав статьи учебника.
III. ЭКОЛОГИЯ.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни.
– В опасности более 25000 видов растений. С каждым годом их становиться все меньше. А некоторые виды растений уже исчезли, их нет.
В 1966 году ученые всего мира учредили «Красную книгу». Куда записывают растения, которые или исчезли, или на грани этого. А также животные.
Красный цвет – сигнал опасности.
IV. ИТОГ УРОКА.
- Какие три вида растение существует?
- Какие бывают деревья?
- Чем отличается кустарник от дерева?
- Как мы можем назвать растения, которыми мы лечимся?
Викторина
- Дерево – символ России? (береза)
- Какую траву даже слепые знают? (крапива)
- Какое дерево всегда мерзнет? (осина)
- У каких деревьев вместо листьев иголки? (хвойных)
- Какой кустарник называют «северный виноград»? (крыжовник)