Актуальность дидактического пособия. Куб "Развивайка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель использования дидактического пособия:

  • Повышение интереса детей к получению знаний,
  • Развитие умственных и творческих способностей воспитанников на основе разделов программы «Развитие» за счёт повышения возможностей использовать разнообразный иллюстрированный материал.

Пособие состоит из куба, на 5-ти гранях которого сделаны кармашки из прозрачного материала, и карточек с изображением животных, растений, игрушек, транспорта и других всевозможных картинок, а также карточки с условными обозначениями и схемами используемые по программе «Развитие». Задача ребёнка – вставить карточки в кармашки в соответствии поставленной задачей.

Основные достоинства пособия:

  • КУБ «РАЗВИВАЙКА» является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием.
  • КУБ «РАЗВИВАЙКА» даёт педагогу возможность использовать в работе с детьми самые разные дидактические игры и задания практически по всем разделам программы «Развитие», направленные на развитие умственных и творческих способностей воспитанников.
  • Участвовать в игре (занятии) и выполнении заданий с использованием КУБа «РАЗВИВАЙКА» может как один ребёнок, так и вся группа детей одновременно.
  • КУБ «РАЗВИВАЙКА» удобен в использовании (его можно переносить, переставлять, использовать как наглядный материал.)
  • КУБ «РАЗВИВАЙКА» вроде бы объёмен, но его очень удобно хранить, хотя его и хранить не надо т.к. он постоянно в работе. Если другое дидактическое пособие мы использовали, сложили и убрали до следующего раза, то куб. ещё раз повторюсь у нас постоянно в работе, постоянно на виду у детей.

Например, происходит ознакомление с живой и неживой природой на занятии по экологии…, и вот уже после занятия куб находится в уголке природы и дети непроизвольно закрепляют ранее полученные знания, аналогично по другим разделам программы.

  • КУБ «РАЗВИВАЙКА» даже может просто стоять, и будет смотреться как оформление в интерьере группы.

Приложение 1

К этому пособию составлена картотека с дид. играми, часть из которых предлагаю вашему вниманию:

1. «Собери большую семью»

Подбираются картинки с изображением животных, овощей, фруктов, транспорта и т.п. Перед детьми раскладываются эти картинки и даётся задание собрать большие семьи»

2. «Назови одним словом»

Перед дошкольниками раскладываются картинки, взрослый просит рассмотреть и назвать их одним словом. Например: поезд, самолёт, машина – транспорт; лиса, заяц, медведь – дикие животные; яблоко, груша, слива – фрукты и т.п.

3. «Что лишнее?»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку (животные, транспорт, летает, прыгает, мягкое, холодное и т.п.), а четвертая картинка – лишняя. Предложите детям найти лишнюю картинку. Спросите, почему они так думают и чем похожи картинки, которые они оставили.

4. «Собери друзей»

Детям дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.

5. «Домашние и дикие животные»

Перед детьми раскладываются картинки с изображением домашних и диких животных, а также две картинки: на первой изображён дом, на второй – лес. Им нужно вокруг дома разложить домашних животных, а вокруг леса – диких.

6. «Наша любимая зима и любимое лето»

Взрослый на столе перед дошкольниками раскладывает две картинки «Зима» и «Лето», а также картинки с изображением различной зимней, летней одежды и аксессуары. Детям нужно соотнести к поре года то, что люди обычно носят, когда она наступает. (Например, «Зима» – шуба, шарф, рукавички…, «Лето» – шорты, майка, шляпа…

7. «Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

8. «Летает, плавает, ползает»

Взрослый даёт детям картинки с изображением тех, кто умеет: летать, плавать, ползать. После чего на столе раскладывает картинки с изображением: неба, моря, травы и просит соотнести животного, птицу, насекомое, рыбу и т.п. с соответствующей картинкой, задавая при этом вопрос: «Что умеет делать...» (Птица, жук… – летать; заяц, кузнечик – прыгать…; змея, улитка – ползать…)

9. «Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

10. «Раздели слово»

Воспитатель прикрепляет к четырем граням куба карточки с полосками: на первую – карточку с одной полоской, на вторую – с двумя, на третью – с тремя и на четвертую с четырьмя полосками. Воспитатель объясняет детям, что на грань с одной полоской нужно прикрепить картинки с предметами, названия которых не делится на части (односложные слова); к другой грани – картинку с предметами, названия которых можно разделить на две части и т.д.

11. «Найди картинку»

Воспитатель раскладывает картинки в названии которых есть звуки /л/ или /р/ (на каждый звук подбирают одинаковое количество картинок) рисунком вверх, затем распределяет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картинки со звуком /р/ в названиях, а другая со звуком /л/. По сигналу воспитателя из каждой группы подходят к столу подходят по одному ребенку. Один из них берет картинку со звуком /р/, другой – со звуком /л/ и прикрепляют их к граням куба с соответствующими буквами. В конце игры, обе команды проверяют картинки друг друга. Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих-шипящих, звонких-глухих.