План урока:
- Организационный момент – 1 мин.
- Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний – 5 мин.
- Игра. (условия) – 2 мин.
- «Тест» – 2 мин.
- «Знаешь ли ты» – 3 мин.
- «Альтернатива» – 2 мин.
- «Черный ящик» – 2 мин.
- «Мы и действия» – 3 мин.
- «Внимание, эксперимент» – 6 мин.
- команда «Физика и юмор» – 5 мин.
- команда «Кот в мешке» – 5 мин.
- Итог урока – 4 мин.
Ход урока
Слайд 1
Слайд 2
Цель урока: развивать познавательный интерес, интерес к физике; развивать грамотную монологическую речь с использованием физических терминов, развивать внимание, наблюдательность, умение применять знания в новой ситуации; приучать детей к доброжелательному общению.
Условия игры:
- Сегодня у нас игра
- Вас ждет 8 «золотых рыбок», как в сказке, только всё наоборот – вы будете выполнять задание рыбки, а она наградит вас баллами.
- Ваш ответ оценят эксперты в 5-ти балльной системе.
- Ученик, отвечавший от имени всей команды, получает оценку в журнал.
- Наши рыбки имеют разное волшебство:
- есть рыбки с заданиями для одной команды;
- есть рыбки с заданиями для всех команд;
Дело чудес!
Итак, начинаем!
Первая команда выбирайте рыбку.
Слайд 4.
1. Тест «Давление твёрдых тел» I к (баллы+оценки)
(ответы Слайд 5)
Слайд 6.
2. «Знаете ли вы» II к (всем)
- Вы выбрали задание для всех команд.
- Все ученики выполнят это задание в тетради, а один ученик на рыбке, чтобы эксперты смогли оценить все команды.
- Перед вами буквы, обозначающие физические величины, запишите основные формулы связывающие эти величины.
/ P;S;p;v; m; F;g ;p;h / (2 мин.) - I команда: Как зависит P от S?
- II команда: Как зависит P от высоты столба жидкости?
- III команда : Как зависит P от плотности вещества?
На этот момент у нас следующие баллы
I команда, II команда, III команда!!!
Слайд 7.
3. «Альтернатива» III к (баллы)
- Назовите фамилию ученого из 7 букв, который открыл и исследовал ряд важных свойств жидкостей и газов. (открыть на доске)
- Сформулируйте утверждение, которое называют законом Паскаля.
- Объясните применение закона Паскаля при выдавливании из тюбика пасты
Слайд 8.
4. «Внимание, черный ящик» I к (приз)
За это задание полагается приз, а баллов нет.
- Отгадайте, что лежит чёрном ящике.
Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда – облака
- Для чего служит барометр-анероид?
- Что называют атмосферным давлением? !!!Приз!!!
Слайд 9.
5. «Мы и действия!» II к. (баллы)
- Объясните на основе законов физики действие медицинских банок, медицинского шприца и действие присосок
Слайд 10.
6. «Внимание, эксперимент!» III к. (всем)
Задание для всех команд.
-
Приборы: бутылка с узким горлом, спички, бумага, варённое яйцо без скорлупы
Вопрос: Как яйцо целым поместить в бутылку?
Решение: Итак, проведение нашего интеллектуального опыта состоит в следующем: зажигаем несколько спичек и бросаем их в бутылку, а на горлышко ставим яйцо. Довольно быстро оно начнет сжиматься и вскоре проскользнет внутрь бутылки! Внизу яйцо примет свою обычную форму и будет выглядеть так, как - будто никаких опытов над ним никто не проводил. Правда, если возникнет желание его после этого съесть, бутылку придется разбивать. -
Приборы: блюдечко с водой и монеткой, стакан, спички, бумага
Вопрос: Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету. -
Приборы: стакан с водой, лист плотной бумаги. Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан.
Вопрос: Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Все команды получают задание на рыбке, готовятся и отвечают.
Слайд 11.
7. «Физика и юмор» I к. (приз)
За это задание приз, а баллов нет.
- Можно ли посетить все стороны света под водой? (1 минута на размышление)
- Может быть наши гости нам помогут?
!!!Приз!!!
На данный момент у нас следующие баллы.
Слайд 12.
8. Физическая викторина «Кот в мешке» II к. (всем) Задание для всех.
- Из мешочка выбирайте вопрос и сразу отвечайте.
- Как изменится давление в воздушном шарике средних размеров, если его сначала бессовестно надуть, а потом, воспользовавшись его наивностью и доверием, очень крепко прижать к груди?
- Изменится ли давление в шинах вашего велосипеда, если вместо вас в седло сядет бабушка, да еще прокатит на раме дедушку?
- Мы надуваем мыльные пузыри. Почему они приобретают форму шара?
- Почему взрыв снаряда под водой губителен для живущих в воде организмов?
- Злобный джин, находящийся в газообразном состоянии внутри закупоренной бутылки, оказывает сильное давление на её стенки, дно и пробку. Чем же джин лупит во все стороны, если в газообразном состоянии не имеет ни рук, ни ног? Какой закон разрешает ему это делать?
- Для космонавтов пищу изготавливают в полужидком виде и помещают в тюбики с эластичными стенками. Что помогает космонавтам выдавливать пищу из тюбиков?
- Как проще удалить вмятину с мячика для настольного тенниса?
Эксперты готовы.
В игре победила ... команда.
Молодцы. Вы заработали призы.
Спасибо за работу на уроке!