Урок русского языка на дидактической основе. Тема: "Проверка безударной гласной в суффиксах -ик-, -ек-". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Пояснительная записка

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, её активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний для формирования её нравственных основ.

Конаржевский Ю.А.

Задачи обучения школьников родному языку определяются, прежде всего, той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7–10 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков(особенностей ) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей ), а также связей между понятиями (межпонятийных связей ). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для учащихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

В этих целях курс русского языка строится таким образом, чтобы дети осознали, что они изучают те самые единицы речи, которыми пользуются при общении: слово, словосочетание, предложение, текст. У каждой из данных единиц есть свои особенности, и их нужно знать, чтобы точно выражать свои мысли и правильно понимать мысли других людей.

Во всех классах большое место отводится наблюдениям за лексическим значением слова; постепенно усваиваются и грамматические признаки слова, т.е. слово познается как часть речи, а также его морфемный состав.

3 класс занимает центральное место в обучении младших школьников русскому языку по всем основным разделам прежде всего потому, что происходит формирование основных понятий курса: части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол), значимые части слова(корень, приставка, суффикс, окончание), предложение, словосочетание, текст. Дети изучают существенные признаки каждого из понятий и связи между ними, что чрезвычайно важно для усвоения языка и овладения речью. На основе знаний состава слова в 3 классе проводится формирование навыков правописания безударных гласных, глухих, звонких и непроизносимых согласных в корне слова, а также навыков правописания приставок.

Мною разработан урок русского языка в 3 -м классе общеобразовательной школы (УМК “Школа России”).

Согласно тематическому планированию, разработанному на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку на основе учебника “Русский язык” 3 класса под редакцией Л. Ф. Зелениной, это 23 урок в теме “Морфология и морфемика”. Предшествующие уроки посвящены “Правописанию безударных гласных в корне слова”, “Чередованию согласных в корне слова”, “Беглым гласным”, “Образованию однокоренных слов с помощью суффиксов”. Были написаны небольшие самостоятельные работы, тесты по закреплению изученного материала. На уроках дети знакомились с новыми понятиями и вспоминали ранее изученные, сами выбирали пути изучения нового правила и самостоятельно составляли краткие схемы для лёгкого запоминания новизны. Часто на уроках использовалась работа в группах, парах. Целью современного урока в условиях введения стандарта второго поколения является не только формирование знаний, умений и навыков, но и развитие индивидуальных способностей учащихся. Поэтому на своих уроках я применяю технологию “Критического мышления” и технологию групповой работы. Это актуально. Так как эффективность усвоения учебной информации при слушании лекции – 5%, а во время практических действий – 70%. При этом повышается:

  • социальная и коммуникативная компетентности учащихся;
  • возрастает эффективность учебной деятельности за счёт группового эффекта (правило неадитивности: эффективность работы группы больше, чем сумма индивидуальных достижений каждого его участника).

Учитель может решить следующие педагогические задачи:

  • выстроить понятийное содержание через противоречие между известным способом действия и новой ситуацией;
  • инициировать и поддерживать детские догадки;
  • создать для каждого ребенка возможность эмоционально включиться в общий поиск, не только заметить, но и пережить интеллектуальную трудность и ее преодоление.

Мною заявлен урок – “открытия” новых знаний.

Тема урока: “Проверка написания безударной гласной в суффиксах -ик, -ек”

Цель: Отработка навыков написания гласной в суффиксах -ек, -ик.

Задачи:

  • Подготовить учеников к активному и осмысленному усвоению материала путём постановки занимательного задания.
  • Организовать исследовательскую работу по формулированию детьми правила написания суффиксов -ик, -ек.
  • Организовать закрепление знаний и способов действий через групповую работу, составления алгоритма и самопроверку.
  • Продолжить работу по развитию навыков нестандартного мышления через составления синквейна “суффиксы -ик, -ек

Оборудование: Презентация, карточки 1–5, карточки для обратной связи с суффиксами -ик, -ек, учебник “Русский язык” 3 класса под редакцией Л.Ф. Зелениной.

Данный урока актуален. В нём используются приёмы технологии “Развития критического мышления” и технологии групповой работы, которые позволили:

  • Систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях её условия;
  • Формировать и решать проблемы;
  • Работать с понятиями;
  • Интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, давать рефлексивную оценку пройденного;
  • Само и взаимооценку.

На уроке использован один из популярных приёмов технологии критического мышления, это синквейн. Он помог организовать итоговое повторение, резюмировать полученную информацию, оценить понятийный багаж учащихся, научил кратко излагать знания.

Продуктивность моего опыта, на мой взгляд, заключается в следующем:

  1. Этот урок обладает большим воспитательным потенциалом, который реализуется не только за счёт эффективного использования идейного содержания учебного материала, но и за счёт организации рационального общения и групповой работы.
  2. Обогащается умственный потенциал детей благодаря целенаправленному формированию творческого мышления и компетентного мышления (сравнение, систематизация, анализ, синтез), развивается самостоятельная поисковая деятельность.
  3. Развивается эмоциональная сфера. Ей способствуют вопросы и задания, при помощи которых дети изучают новые знания в группах.
  4. Акцентируется внимание на развитие творческих способностей учащихся: воображение и мышление, через составление сиквейна.

На данном уроке учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путём выдвижения гипотез и их обоснования.

Данная разработка урока на дидактической основе будет интересна как молодым учителям начальных классов, так и учителям со стажем, которые находятся в постоянном творческом поиске новых форм преподавания русского языка. Этот урок рассчитан на разный уровень развития учащихся. Класс разделён на три группы: сильная, средняя и слабая. Поэтому задания у каждой группы рассчитаны на их возможности. Применять рекомендуется в обыкновенном общеобразовательном 3 классе.

Такой урок помогает каждому ученику раскрыться в силу своих возможностей, стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность научиться работать в группах.

Предметный предполагаемый результат:

  • открытие способов проверки суффиксов -ик, -ек;
  • составление алгоритма написания суффиксов -ик, -ек;

Межпредметный предполагаемый результат:

  • организация исследовательской работы по формулированию детьми правила написания суффиксов -ик, -ек через групповую работу, составления алгоритма и самопроверку;
  • развитие навыков нестандартного мышления через составления синквейна “суффиксы -ик, -ек”.

Личностный предполагаемый результат:

  • положительный результат работы в группах;
  • формирование социальных навыков, социально-психологических и коммуникативных компетенции.

Для проверки результативности изученного материала на данном уроке я использовала различные упражнения. Для закрепления нового способа проверки орфограмм ребята выполняли упражнение из учебника, вместе с учеником, который комментировал у доски. Для наилучшего развития умения применять изученное правило на практике ребята 1 и 2 группы вставляли гласные , , а ребята 3 группы исправляли ошибки и графически доказывали. Для развития самоконтроля и самооценки каждый ученик самостоятельно вставлял гласные , в текст карточки. Для развития нестандартного мышления учеников я предложила им составить синквейн.

Данный урок требует использования карточек с заданиями для каждой группы, сигнальные карточки красного и зелёного цвета, карточки с суффиксами -ик, -ек, таблица с правилами работы в группах, инструкция работы в группах, образец для самопроверки, алгоритм составления синквейна.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать:

  • определения частей слова;
  • определение родственных слов;

Уметь:

  • должны уметь отвечать на прямые и косвенные вопросы, делать выводы;
  • уметь разбирать слова по составу;
  • уметь видеть безударную гласную;
  • уметь выбирать правильный материал из данного;
  • уметь применять изученный материал на практике;
  • уметь оценивать своих товарищей.

Приложение 1

Продолжение статьи смотреть в Приложении 2

Приложение 3 (карточки)

Литература

  1. Русский язык. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1 / (сост. Зеленина и др.) – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Еженедельная газета объединения педагогических изданий “Первое сентября” Начальная школа. № 18, № 20 сентябрь, 2011.
  3. Ежемесячный научно-методический журнал “Начальная школа” № 2 2010.
  4. Internet: www1sept.ru