У многих учащихся рано или поздно возникают проблемы с успеваемостью. Зачастую это связано не с работоспособностью ребенка или его интеллектуальными возможностями, а с резким падением интереса к учению, снижением учебной мотивации.
Дети, обучающиеся в школе, разные не только по характеру и поведению, но и по уровню психического и физического развития. Одни учатся легко, схватывают все на лету, а другим для усвоения даже базового уровня школьной программы требуются напряженные усилия. И есть в школе дети, для которых процесс обучения оказывается слишком трудным, они не успевают прочно усвоить те основы, которые необходимы для дальнейшего обучения, и теряют веру в свои силы. Ребенок становится нервным, у него появляется чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой, что еще больше снижает желание учиться и тормозит процесс усвоения знаний.
Трудности ребенка, проявляющиеся в форме отставания в учебе, эмоциональной неустойчивости, могут иметь самые различные причины. Причины у каждого ребенка свои.
Несформированность учебной мотивации является одной из причин слабой успеваемости учащихся. Задача учителя-создать у неуспевающих школьников устойчивую мотивацию достижения успеха, размыть позицию «неуспевающего», повысить самооценку. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе и классе, установление отношений сотрудничества между учителем и учеником.
Приемы деятельности учителя, которые помогут учащимся перейти от мотивации избегания неудач к мотивации учения:
- прежде вcего отмечать и поощрять малейшие удачи ребенка в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему;
- подробно обосновывать отметки, выделяя критерии оценки, чтобы они были поняты учениками, постепенно воспитывать у учащегося с трудностями в обучении уверенность в себе и своих возможностях, изменяя тем самым его самооценку;
- формированию учебной мотивации способствуют занимательность изложения, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, а также вовлечение в исследовательскую деятельность.
Мотив не может возникнуть сам по себе – необходим внешний толчок (стимул). К числу стимулов познавательного интереса могут быть отнесены:
- новизна информационного материала – стимулирующий фактор внешней среды, который возбуждает состояние удивления, озадаченности;
- демонстрация незавершенности теоретических знаний. Учащиеся должны понять, что в школе изучаются лишь первоначальные основы науки. Многие школьные темы позволяют ставить новые проблемы; решение некоторых из них непосредственно связано с изучаемым в школе материалом, решение других потребует дополнительных знаний.
Учитель, развивая творческие способности учеников, должен видеть потенциальные способности в каждом ученике, внимательно реагировать на все проявления творческой активности. Только благодаря такой работе повышается уровень учебной мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к учебным предметам.
Формирование и развитие творческих способностей учащихся требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Особенно ярко творческие способности учащихся проявляются и развиваются в исследовательской работе. В процессе исследовательской деятельности решаются след. Задачи:
- овладение учащимися технологически законченным циклом выполнения проектных работ;
- формирование умений публичной защиты собственных идей.
В результате выполнения проектных работ у учащихся должны быть сформулированы умения:
- планировать свою работу, заранее просчитывая возможные результаты;
- использовать различные источники информации;
- самостоятельно накапливать материал;
- анализировать, сопоставлять факты;
- аргументировать мнение;
- устанавливать социальные контакты;
- создавать конечный продукт;
- представлять создание перед учащимися
- оценивать себя и других.
В обучении английскому языку метод проектов можно использовать в тесном контакте с учебной программой. В нашем центре образования обучение английскому языку в начальной школе ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной. Учитывая высокую загруженность учащихся, школьные проекты можно разрабатывать по темам, которые предлагаются учебной программой. Следует отметить, что тема проекта должна не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Выбор темы проектной работы очень важен, зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом.
Так, например УМК для 3-его класса в 3-ей четверти предлагает тему «Pets and Other Animals» – «Домашние и дикие животные». Тематика очень близка младшим школьникам, у многих дома живут домашние животные, поэтому ребята с большим энтузиазмом воспринимают предложение рассказать о них. Так ненавязчиво идет обсуждение темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта, например «Nature ABC» – «Азбука животных». Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. Конечной целью проекта может быть создание электронной версии энциклопедии о животных. Таким образом, содержание проектной работы оказывается, основано на логическом продолжении содержания тематики учебника.
На начальном этапе (организационном) очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта необходимо:
- разумно определить временные рамки (здесь необходимо учесть, что младшие школьники очень загружены в школе и быстро утомляются)
- продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся
- обсудить способы сбора и вид информации
- выбрать оптимальную форму презентации результатов
- составить и обсудить примерный план работы.
Выполнение проекта
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать где лучше добыть нужную информацию, как записать ее, как представить
Именно здесь происходит основная работа учителей английского языка со своими учениками, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. В работе над проектом «Nature ABC» – «Азбука животных» на начальных этапах дети осваивают лексико-грамматический материал в рамках учебника, рассказывают о своих домашних животных (рисунки 1 и 2), пишут коротенькие сочинения, которые надо составить в рамках учебной программы (рисунок 3). Затем работают над рассказами о диких животных – о тиграх и львах, медведях и обезьянах,… то есть о тех, о которых написано в учебнике (рисунок 4). Идет дальнейшее расширение и закрепление учебного материала.
Далее учащимся предлагается выбрать и описать какое-то животное, о котором не упоминается в учебнике. Но сначала надо разузнать о нем побольше… как выглядит?… где обитает?… чем питается?… сколько у него бывает детенышей? как оно выращивает потомство?
Однако основной характеристикой этого этапа является расширение кругозора, активизация поисковой деятельности, личное творчество учащихся. Детям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо ответить. Следует отметить, что и сами вопросы, их важность и последовательность также обсуждаются с учащимися. Ребята много читают дополнительной литературы, стараясь найти интересные данные о своем животном, которые не знают одноклассники.
Продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания сочинений на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические времена, лексический запас, синтаксическое построение предложений для передачи своей идеи любому человеку, владеющему английским языком. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учеником. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному сочинению. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить или убрать… В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать своим друзьям на английском языке.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.