Урок обучения грамоте по классической программе «Школа России» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Представлены три вида результатов: предметные, метапредметные и личностные. Определены для каждого этапа урока универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные. Благодаря новым требованиям по оформлению технологической карты урока, учителю удобно отслеживать результаты на каждом этапе работы.
Доминантным методом работы стало решение учебных задач. Учащиеся самостоятельно могут формулировать учебные задачи, при условии, что они к этому приучены с первых уроков. Если класс неподготовленный или слабый, то можно предложить перечень различных учебных задач, например, на слайде, а учащимся необходимо будет только выбрать те учебные задачи, которые подходят на данном уроке.
На уроке преобладают следующие формы обучения: групповая работа, индивидуальная работа, парная работа. Особая ценность групповой формы работы на данном уроке заключается в том, что можно решить несколько учебных задач за короткий промежуток времени, выслушать мнение каждой группы и в процессе учебного диалога, сформулировать вывод, прийти к единому мнению. После выступления каждой группы у учащихся складывается общая картина о данной букве: правильное название, зрительный образ, характеристика звуков.
Основной приём работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками (вопросы, побуждение, обращение). В процессе речевого взаимодействия, учащиеся учатся планировать действия в соответствии с задачей, строить речевые высказывания, управлять поведением партнёра.
С первых уроков учащиеся учатся рефлексировать, овладевают разными видами оценивания, осуществляют самоконтроль своих действий и результатов. Учащиеся учатся работать с индивидуальной картой «Оцени себя», которая позволяет им выявить свои возможности: знания и умения на каждом уроке по конкретному предмету.
Современный урок должен сопровождаться презентацией. Но учителя не должны забывать или пренебрегать временными ограничениями, для 1–2 классов – не более 15 минут. (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 ноября 2002 г. № 44 Сан ПиН 2. 4.2.1178-02).
Тип урока: формирование знаний и умений.
Представление о результатах:
личностные результаты:
- личностные УУД: формировать ценностное и уважительное отношение к совместной познавательной деятельности, ценностное отношение к умению различать звуки [х], [х’] в речи; ценностное и бережное отношение к хлебу через работу по составлению текста;
метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи, планирование действий в соответствии с задачей, умение управлять поведением партнёра, контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- познавательные УУД: умение анализировать объекты с целью выделения признаков; умение находить, сравнивать, классифицировать на основе существенных признаков; устанавливать причинно-следственные связи, подведение под понятие;
- коммуникативные УУД: развитие устной речи, монологической и диалогической речи; умение выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, сотрудничество с учителем,
предметные результаты: научатся различать в речи согласные звуки [х], [х’], обозначать их в письменной речи; уметь читать слова с данными звуками.
Цель урока: создать условия для вычленения в речи существенных признаков согласных звуков [х], [х’] и для формирования навыка слогового, правильного, выразительного чтения.
Технология: здоровьесберегающая, проблемного обучения.
Форма работы: фронтальная, самостоятельная групповая работа, самостоятельная индивидуальная работа, самостоятельная работа в парах.
Ресурсы: раздаточный материал: карточки для работы в группах, карточки двух вариантов со схемами слов, карты оценивания.
Печатные пособия: Горецкий В.Г. «Русская азбука». 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2 ч./ В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская. – М. : Просвещение, 2011.
Материально-технические средства: компьютерная техника, экран, видеопроектор.
Ход урока
Этап технологии | Цель этапа |
Действия педагога | Действия обучающихся | Примечание | |
I. Самоопределение к деятельности | Сформулировать тему урока |
Задаёт вопросы: – Посмотрите на картинки, представленные на слайде. – Перечислите, что изображено на картинках. – Что такое хурма? – Что такое яхта? – Что такое хижина? – На какие две группы, можно разделить данные картинки? – На какие три группы, можно разделить данные картинки? – Подумайте, что объединяет все картинки, что общего на всех картинках? – Теперь сформулируйте тему урока на основании своего вывода по картинкам. |
Рассматривают картинки, называют, что изображено: хлеб, хурма, петух, яхта, хижина. Хурма – это дерево со съедобными плодами. Яхта – это водное транспортное средство. Хижина – это жилище. Варианты: съедобное и несъедобное; слова, которые отвечают на вопрос что? и слова, которые отвечают на вопрос кто? Варианты: слова, в которых буква «х» в начале слова, в середине и в конце. Делают вывод, что во всех словах есть буква «х», поэтому тема урока: «Знакомство с буквой «х»». |
Рисунок 1 Рисунок 2 Рисунок 3 Рисунок 4 Рисунок 5 (Приложение 4) Рисунок 6 (Приложение 4) |
|
II. Актуализация знаний и мотивация | Воспроизвести знания о гласных и согласных звуках | – Давайте вспомним, когда мы знакомимся с буквой, что мы должны о ней чётко знать? | Буква может обозначать гласные или согласные звуки. Если буква обозначает согласный звук, то определяем звонкий или глухой звук, твёрдый или мягкий. |
||
III. Постановка учебной задачи | Сформулировать учебные задачи | Задаёт вопросы: – Что необходимо узнать, выявить сегодня на уроке, судя по нашей теме? А также напоминаю вам, что к концу урока вам необходимо будет, как обычно, разгадать ключевое слово урока. Будьте внимательными. |
Выделяют следующие учебные задачи: 1. Выявить, какие звуки обозначает буква и дать им характеристику. 2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной. 3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой. |
Так как буква «х» изучается в конце букварного периода, учащиеся чётко умеют формулировать учебные задачи. Если буква приходится на начало букварного периода, то перечень возможных учебных задач, можно представить на слайде, а учащиеся выбирают необходимые для конкретного урока | |
IV. Решение учебной задачи | Дать характеристику звукам [х], [х'], запомнить правильное название буквы и графический образ печатных заглавной и строчной буквы | Организует групповую работу. Группа №1. Задание: Определите, какой по счёту является буква «х» в алфавите и как правильно она называется. Группа №2. Задание: Выявите, из скольких и каких элементов состоит печатная буква «х». Сравните печатные буквы: заглавную и строчную. Пофантазируйте, на что похожа буква «х» и как можно представить «живую модель» буквы «х». Группа №3. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает твёрдый звук [х]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход. Группа №4. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х’]: хомяк, хижина, халат, горох, хлеб, хитрый, восход. Группа №5. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает глухой звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. Группа №6. Задание: Прочитайте слова. Подчеркните те слова, в которых буква «х» обозначает звонкий звук: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. – Обобщим ваши выводы и представим их в виде схемы. |
Первая группа отвечает: буква «х» в алфавите является 23 и нужно называть правильно «ха». Вторая группа отвечает: печатная буква «х» состоит из двух элементов: две наклонные прямые; заглавная и строчная буквы похожи, отличаются только высотой. Буква «х» похожа на две дощечки, знак умножения, крестик… «Живую» модель буквы «х» представляет один из учеников у доски: поднимает руки вверх и разводит их в стороны, ноги раздвинуты на ширине плеч, или двое учеников, встав спиной друг к другу, подняв одну руку вверх, в сторону, вытянув одну ногу в сторону. Третья группа отвечает: хомяк, халат, горох, хлеб, восход. Четвёртая группа отвечает: хижина, хитрый. Пятая группа отвечает: петух, хорёк, халат, хижина, хлеб. Шестая группа отвечает: таких слов нет, так как буква «х» обозначает всегда согласный глухой звук. |
Раздаёт карточки с заданиями разного уровня сложности для каждой группы. (Приложение 1). После выступления каждой группы, другие группы высказывают своё мнение с помощью знаков: «+» – согласие, «-» – несогласие. Если группа даёт неправильный ответ, учитель спрашивает мнения других групп. Задание 6 – «ловушка». |
|
V. Физминутка | Игра с тряпичным мячом «Съедобное – несъедобное» | Учитель называет слова с буквой «х» | |||
VI. Первичное закрепление Самостоятельная работа с взаимопроверкой |
Правильно прочитать слоги Анализ объектов с целью выделения признаков Соотнести слово со схемой |
Коллективное и индивидуальное чтение слогов. – Прочитайте только те слоги, в которых буква «х» обозначает мягкий звук [х']. Организует индивидуальную работу с взаимопроверкой. Задание: соотнесите слово со схемой. На карточке напечатано слово и даны схемы. Надо соединить с помощью стрелочки слово с соответствующей схемой. |
Хи, хе |
Раздаются карточки двух вариантов. (Приложение 2). После выполнения задания, учащиеся обмениваются и проверяют друг друга с помощью слайда. Учитель выборочно проверяет и оценивает одну из пар каждого ряда. |
|
VII. Зарядка для глаз | |||||
VIII. Коллективная работа |
Объяснить выражение Составить связный текст |
– Кто уже догадался, какое ключевое слово сегодня на уроке? Это слово сегодня встречалось на карточках, а его изображение сопровождало наши слайды. – Как вы понимаете выражение: «За обедом хлеб всему голова»? Люди многих профессий приложили силы для того, чтобы хлеб оказался на нашем столе. – Какие это профессии? Хлеб – одна из главных ценностей на Земле, поэтому к хлебу нужно относиться бережно. Как получают хлеб? Какой путь, проходит хлеб, прежде чем оказаться на нашем столе? На слайде представлен ряд картинок, которые вам помогут составить рассказ. – Как называется специальная машина, которая убирает зерно? Вы можете поработать в парах. Задание: составьте рассказ из 3–4 предложений о том, как получают хлеб. Проверим, какую ещё информацию о хлебе, мы узнаем из текста учебника. |
Хлеб Хлеб – главный продукт на столе. Агрономы, трактористы, комбайнёры, хлеборобы, пекари. Комбайн Примерный рассказ В поле выращивают пшеницу. Комбайны убирают пшеницу. Из зёрен пшеницы изготавливают муку. Из муки выпекают хлеб. |
Рисунок 7 (Приложение 4) Рисунок 8 Рисунок 9 Рисунок 10 Рисунок 11 (Приложение 4) |
|
IX. Контроль и оценка | Обобщение знаний о букве: название буквы, графический образ, характеристика звуков | Задаёт вопросы: – Какие учебные задачи были на уроке? – Мы решили их? – В результате решения, какие новые знания открыли? Теперь вы знаете, как правильно называется буква, из каких элементов состоит, какие звуки может обозначать буква «х»? Оцените себя с помощью индивидуальных карточек. |
1. Дать характеристику звукам. 2. Изучить графический образ печатных букв: заглавной и строчной. 3. Научиться читать слоги и слова с данной буквой. Все задачи решили. Печатные буквы: заглавная и строчная похожи, состоят из одинаковых элементов: двух наклонных прямых, заглавная и строчная буквы отличаются только высотой. Буква "х" может обозначать согласные твёрдый или мягкий звуки, всегда глухой звук. |
Символика: «+» – знаю, всё ясно и понятно; «+/–» – понял ни всё; «–» – не знаю, не понял. (Приложение 3). |