Цели:
- Образовательные
Задачи:
- Образовательные
Предмет: химия, 9 класс.
Место занятия в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану
Тема урока по учебно-тематическому плану: Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: ТСО – компьютер, проектор, экран, презентация, ПСХЭ Д. И. Менделеева; таблица “Растворимость кислот, оснований и солей в воде”, таблица “Электрохимический ряд напряжений металлов”; спиртовки, спички, пробирки, держатели, химический штатив.
Реактивы: H2SO4 (раствор), индикаторы, медь, цинк, магний, оксид меди (ІІ), оксид цинка, гидроксид натрия (раствор), гидроксид цинка, карбонат натрия, хлорид бария.
Формы и методы работы на уроке: фронтальный, объяснительно – иллюстративный, наглядный, ИКТ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний учащихся
Индивидуальная работа по карточкам (2 ученика по выбору):
Карточка 1
С какими из перечисленных веществ,
формулы которых: H2O, BaO, CO2, может взаимодействовать
оксид серы (4). Составьте уравнения химических реакций.
Карточка 2
С какими из перечисленных веществ, формулы которых: Pb(NO3)2, H2O, O2, CO2, может
взаимодействовать сероводород . Составьте уравнения химических реакций.
Фронтальный опрос:
- Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?
- Где в природе встречается сероводород?
- Какое значение имеет сероводород?
- Какими физическими свойствами обладает сернистый газ?
- Какой это оксид, и какие свойства он проявляет?
- Какие соли образует сернистая кислота?
- Где используется сернистый газ и соли сернистой кислоты?
3. Мотивация познавательной деятельности:
Учитель:
“Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Когда сама я растворяюсь в воде,
То сильно нагреваюсь…”
Учитель: О какой кислоте идет речь?
Ученики: Серная кислота
4. Изучение нового материала:
Выступление 1-го ученика. Я хочу вам рассказать сказку о серной кислоте. Сказка называется “Приключения Серной кислоты”.
В одном химическом королевстве у Королевы Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец.
Выступление 2-го ученика .
Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик – наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
Опыт 1. В колбу с раствором серной кислоты добавляем синий лакмус. Окраска изменилась на красную.
Девочке дали красивое имя – Кислота, а фамилию отца – Серная. Давайте вспомним её состав и строение.
(Ученики отвечают).
Физические свойства.
Учитель: Серная кислота – бесцветная, тяжёлая, нелетучая жидкость, гигроскопична (водотнимающая). Поэтому её используют для осушения газов. При растворении её в воде происходит очень сильное разогревание. Помните, что нельзя вливать воду в концентрированную серную кислоту!
– Какое существует правило растворения концентрированной серной кислоты?
(Ученики отвечают).
Почему именно так разбавляют серную кислоту?
(Ученики: т.к. серная кислота почти в 2 раза тяжелее воды и при растворении разогревается).
Серная кислота – сильный электролит, но как двухосновная кислота, диссоциация идет ступенчато.
Задание в тетради: Написать ступенчатую диссоциацию серной кислоты.
Таким образом, образуется два вида солей: средняя и кислая.
Применение.
Выступление 3-го ученика.
Серная кислота осталась жить в городе и принесла много пользы.
Учитель: Серная кислота – важнейший продукт основной химической промышленности: производство минеральных удобрений, металлургия, очистка нефтепродуктов. Её соли, например медный купорос используют в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями и болезнями растений (работа по таблице учебника).
1. Производство минеральных удобрений.
2. Очистка нефтепродуктов.
3. Синтез красителей и лекарств.
4. Производство кислот и солей.
5. Сушка газов.
6. Металлургия.
Получение.
Выступление 1-го ученика. Серная кислота подросла и стала интересоваться своими многочисленными родственниками. Вместе с родителями она составила генеалогическое дерево – всю родословную кислоты :
Сера---→Оксид серы(IV) ---→Оксид серы(VI) ---→Серная кислота---→Сульфаты
Кислород---→Вода---→Серная кислота---→Сульфаты.
И Серная кислота поняла, что в будущем своего сыночка – наследника престола назовет Сульфатом.
Учитель: Что можно использовать в качестве хим. сырья для производства серной кислоты? (сера, сероводород, сернистый газ, серный ангидрид и сульфиды металлов).
Нахождение в природе.
Учитель: Многие считают, что серная кислота получается только искусственно.
Это неверно. Серная кислота найдена в некоторых водах вулканического происхождения.
Свойства серной кислоты.
Учитель: Прежде чем выяснить, химические свойства серной кислоты давайте вспомним общие свойства кислот.
– Какими химическими свойствами обладают кислоты? (с металлами, оксидами, основаниями, солями).
– По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? (запах, цвет, газ, осадок).
Выступление 2-го ученика.
Много ли, мало ли времени прошло с тех пор, как исполнилось кислоте 18 лет, но только захотелось ей отправиться в путешествие. Захотелось мир посмотреть, себя показать. Долго шла она по дороге и дошла до развилки. На обочине она увидела большой камень, на котором было написано: Направо пойдёшь – к кислотам придёшь, налево пойдёшь – к солям попадёшь, Прямо пойдёшь – свой путь найдёшь. Задумалась кислота. Как найти правильный путь? Давайте поможем ей.
Лабораторная работа №1 по инструктивным картам и по группам:
!!! Помним и соблюдаем правила техники безопасности.
Задание 1:
Возьмите две пробирки.
В одну пробирку поместите Zn, в другую пробирку поместите Cu, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химических реакций в окислительно – восстановительном виде.
Вывод 1: Растворимая серная кислота взаимодействует с металлами до водорода. Сера в серной кислоте проявляет только окислительные свойства. Почему? (т.к. сера находится в высшей степени окисления)
Задание 2
Возьмите две пробирки. В одну пробирку поместите CuO, в другую пробирку поместите MgO, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод 2: Растворимая серная кислота взаимодействует с оксидами металлов.
Задание 3
В пробирку налейте раствор NaOH, затем добавьте фенолфталеин.
Что наблюдаете?
Добавьте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнение химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод 3: Растворимая серная кислота взаимодействует с основаниями.
Выступление 4-го ученика.
В своем пути Серная кислота познакомилась с двумя принцами. Одного звали Карбонат Натрия, другого Хлорид бария. Но с первым принцем серная кислота не нашла общего языка – при приближении к Карбонату Натрия он исчез, после него остались лишь пузырьки газа. А второй принц сделал серной кислоте предложение и подарил ей шикарное Белое свадебное платье.
Задание 4
Возьмите две пробирки.
В одну пробирку прилейте раствор Na2CO3, в другую пробирку раствор BaCl2, в обе пробирки прилейте раствор серной кислоты.
Что наблюдаете?
Запишите уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Вывод 4: Растворимая серная кислота взаимодействует с солями.
Вывод 5: Разбавленная серная кислота обладает общими свойствами, характерными для всех кислот.
Учитель: Кроме того, серная кислота имеет специфические свойства. Концентрированная серная кислота способна отщеплять от органических веществ воду, обугливая их.
Выступление 3-го ученика: После свадьбы Серная кислота вместе с женихом отправились в путешествие. День был жаркий и они решили отдохнуть и выпить сладкого чая. Но как только кислота дотронулась до сахара, то увидела нечто странное.
Обращение к мультимедийной программе “1С: Химия”. Просмотр видеоклипа “Обугливание сахара”.
Выступление 4-го ученика. Хлорид бария и ее невеста Серная кислота дошли до ювелирного магазина, чтобы купить свадебные кольца. Когда кислота подошла к витрине, ей сразу же захотелось примерить украшения. Но когда она надела на свой палец колечки из меди и серебра, они тут же растворились. Только изделия из золота и платины остались в неизменном виде. Почему? (Ученики отвечают).
Учитель: Концентрированная серная кислота – сильный окислитель. Она окисляет многие металлы:
Cu + H2SO4 → SO2 + CuSO4 + H2О
4Zn + 5H2SO4 → H2S + 4ZnSO4 + 4H2O
При обычной температуре концентрированная серная кислота не реагирует с железом, алюминием, хромом, поэтому ее можно хранить и перевозить в стальных цистернах.
Обращение к мультимедийной программе “1С: Химия”. Просмотр видеоклипа “Взаимодействие концентрированной серной кислоты с медью”.
Вывод: Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами, стоящими в ряду напряжения, как до водорода, так и после водорода (кроме алюминия и железа, которые пассивируются концентрированной серной кислотой, т.е. покрываются защитной пленкой, поэтому их можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах). При этом выделяются серосодержащие соединения.
Выступление 1-го ученика: Через некоторое время у Серной кислоты и Хлорида бария родился чудесный малыш, у него были белоснежные волосы и назвали его Сульфатом Бария. Вот и сказки конец, а кто слушал – МОЛОДЕЦ!
Закрепление:
1. С какими из веществ будет реагировать раствор серной кислоты:
KOH, Al, SO2, FeO, Ba(NO3)2, Ag. Составьте уравнения химических реакций. Запишите уравнения реакции в окислительно-восстановительном и ионном виде.
2. С какими из металлов будет реагировать концентрированная серная кислота: Mg, Fe, Hg. Составьте уравнения химических реакций. Запишите уравнения реакции в окислительно-восстановительном виде.
Домашнее задание: § 23, с. 141, упр. № 3, 8.
Использованная литература:
- Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/
О.С. Габриелян.– М.: Дрофа, 2006.
- Габриелян О.С
. Химия: учебник для 9-х классов общеобразовательных школ. – М.: Дрофа, 2006.- Габриелян О.С., Остроумов И.Г.
Настольная книга учителя. Химия 9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003.
Мультимедийное пособие:
Мультимедийная программа “1С: Химия”.