Ассоциограммы в обучении монологическому высказыванию

Разделы: Иностранные языки


Цель обучения иностранному языку: формирование личности, социально адаптированной в современном обществе, выпускника, свободно выражающего свои мысли на иностранном языке, понимающего речь и умеющего вести беседы на специальные темы.

Одна из задач повышения качества образования является внедрение в образовательный процесс современных продуктивных технологий обучения, позволяющих существенно повысить уровень практического владения языком.

Общеизвестно, что в основной массе учащимся, в силу ряда причин, не удается овладеть вторым иностранным языком в такой же степени, как и первым. И здесь, на мой взгляд, возникает проблема, как научить учеников полностью использовать ту лексику, которой они овладевают в процессе обучения, но порой не могут активизировать в общении. Опыт работы в школе показывает, что метод составления ассоциаграмм значительно облегчает этот процесс. Учащиеся сами (под руководством учителя) составляют на уроке ассоциаграммы, исходя из материала, имеющегося в учебнике, что облегчает им построение монологического высказывания по теме. Ассоциаграммы, составленные самими учащимися, дают прекрасную возможность систематизации лексики, причем процесс ее усвоения ускоряется, поскольку поиск нужной информации в определенной системе создает прочные связи в мозгу.

Ассоциограмма может представлять собой элемент обучения разговорной практике. Учитель задает тему, например: «Eine fremde Sprache». Учащиеся собирают лексику по теме, ведут поисковую работу с текстом, вспоминают лексику пройденного материала, классифицируют существительные, глаголы, прилагательные. Затем составляют вопросительные предложения с вопросительным словом и без него, повествовательные предложения. Ученик собирает опорный материал, составляет алгоритм ответа и вступает в беседу по темам «Eine fremde Sprache», «Wozu lernt man Fremdsprachen».

Метод ассоциограмм активно используем в работе с текстом в старших классах. При изучении текстов учащиеся ведут поисковую работу:

  • создают базу данных по тексту;
  • проводят отбор лексических и грамматических структур, необходимых для навыков понимания и говорения;
  • отрабатывают алгоритмы говорения;
  • развивают монологическую речь по опорам, пересказывают текст от первого и третьего лица;
  • от монологической речи переходят к диалогической, используя вопросительные предложения из базы данных.

Задания и степень трудности определяет учитель. Это зависит от возраста учащихся, их психологического состояния, степени обученности, умения креативно мыслить и просто от свойства памяти.

Данный метод позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении.

Способные учащиеся выполняют более сложные задания, например, составляют предложения с речевым клише:

Ich finde es...
Meiner Meinung nach
Ich sehe das anders
Irrtum
Gerade umgekehrt!

– давая не только положительные ответы, но и вводя в речь отрицания, сомнения, подтверждения.

Учащиеся с низкими способностями строят простые предложения.

Метод ассоциограмм позволяет от простых предложений постепенно переходить к сложным. От монологической речи в режиме учитель – ученик перейти к диалогической речи в режиме ученик – ученик, далее к полилогу в режиме ученик – класс. Например, рассказав о своей семье, переходим к расспросу о семье друга, профессиях родителей, увлечениях (используя алгоритм предыдущего текста) и далее вступаем в полилог со всей группой, подтверждая или отрицая высказывания.

Учитель следит за тем, чтобы сохранялась коммуникативная ориентированность на устную речь в рамках конкретной ситуации, в частности, текста.

В случае использования метода ассоциограмм в других видах работы следует знать последовательность его применения:

  1. Создания модели.
  2. Тренировка по модели (доведение навыков до автоматизма).
  3. Создание такой же модели с другими исходными данными, дающими выход на устную речь по ассоциации.

Ассоциаграммы являются обобщением опыта работы по различным УМК как российских, так и зарубежных авторов при изучении немецкого языка как второго, начиная с 5 класса (при учебной нагрузке 2 часа в неделю). Выбор УМК не влияет на принцип составления ассоциаграмм, который применим к любому УМК и возможен на любом уровне владения иностранным языком.

Приложение 1

Список литературы:

  1. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М., 1969.
  2. Беляев Б.В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М., 1964.
  3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М., 2004.
  4. Гойхман О.Я., Надеина Г.Н. Речевая коммуникация: Учебник. М., 2000.