Базовые учебники:
- Алгебра 7: учебник для 7 кл. образоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов– М.: Просвещение, 2010.
- Русский язык 7: учебник для 7 кл. образоват. учреждений/ М.М. Разумовская – М.: Дрофа, 2011.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Формы работы учащихся: самостоятельная, групповая.
Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».
Цель: организация деятельности учащихся по закреплению и комплексному применению знаний по теме «Решение задач с помощью уравнений. Орфограммы в корнях слов».
Задачи:
в направлении личностного развития:
- уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
- осознавать и понимать личную ответственность за будущий результат;
- способствовать формированию чувства патриотизма;
в метапредметном направлении:
- проводить информационно-смысловой анализ текста;
- использовать эталон для самопроверки;
- уметь сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации;
в предметном направлении:
- решать текстовые задачи алгебраическим способом:
- переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения ;
- решать составленное уравнение;
- интерпретировать результат;
- систематизировать знания по теме «Орфограммы в корне»;
- соблюдать орфографические и пунктуационные нормы;
- обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Оборудование: стенд «Война 1812… Бородино…»; компьютер; мультимедийный проектор;раздаточный материал на цветной бумаге:
- Приложение 1 (розовая),
- Приложение 2 (зелёная),
- Приложение 3 (жёлтая),
- Приложение 4 (голубая),
- Приложение 5 (белая),
- Приложение 6 (белая).
Ход урока
Учитель русского языка: Здравствуйте! Ребята, вы уже знаете, что 2012 год – год 200-летия Бородинского сражения, ставшего переломным в Отечественной войне 1812 года. Крупнейшее сражение между русской и французской армиями состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино.
Сегодня у нас необычный урок – урок алгебры и русского языка, на котором вы будете не только решать задачи с помощью уравнений, но и применять правила русского языка, для того чтобы грамотно вести записи при решении задач, вспомнив при этом некоторые исторические факты.
Запишите тему урока, вставив пропущенные буквы.
Р..шение задач(?) с помощью ур..внений.
Задание. Объясните орфограммы: решение, задач, уравнение.
Почему в слове уравнение пишется – а? (Ответ: равный)
Подберите синоним к слову равный (одинаковый).
Этот корень с чередованием – -равн-/-ровн-. Подберите синоним к слову ровный (прямой).
Подберите и запишите по 2 слова с корнем -равн-/-ровн-.
Учитель математики: Ребята, работаем в группах. Просьба выбрать капитанов команд. Ваши ответы на уроке будут оцениваться необычным образом: за каждый правильный ответ вы будете получать изображение гвоздики, в конце урока подведём итоги. А сейчас я прошу вас обратить внимание на следующие слайды, на которых вы видите числовые выражения. Необходимо прочитать данные тексты, заменив числовые выражения на их значения. (демонстрируется часть презентации, где надо выполнить задания в ходе рассказа о нашествии армии Наполеона на Россию:
Слайды 5, 6:
- Вычислить:
- 4² – 4 – и тем узнать день вторжения армии Наполеона в пределы России;
- 5³ – расстояние до поля, на котором произошло Бородинское сражение.)
Учитель русского языка: Во втором тексте найдите разные виды орфограмм в корне. Назовите их, приведите примеры.
Учитель математики: Молодцы… Теперь небольшая устная работа (слайд 7), в результате выполнения которой мы должны расшифровать русскую поговорку о войне 1812 года.
(Француз боек, да русский стоек!) (слайд 8)
Учитель русского языка: Запишите эту поговорку.
Какие виды орфограмм в корнях слов этого предложения?
Какой частью речи является в данном предложении русский?
Каким способом образовано? (Переход из одной части речи в другую).
Приведите пример, чтобы слово русский было именем прилагательным.
Физкультминутка. Вспомним и повторим корни с чередованием. Я называю слово, а вы показывайте: "о" – руки вверх, "а" – в сторону. (слайд 9).
Кто неправильно покажет,
Тот нам правило расскажет.
Касательная, пригореть, расположиться, выращенный, равны, подровнять, слагаемые, загар, уровень, росток, коснуться, приравнять, излагать.
Учитель математики: А сейчас возьмите розовый лист с задачей. (Приложение 1) Самостоятельно запишите условие задачи, составьте уравнение и решите его.
Задача проверяется по слайду. (слайды 10-11)
Учитель русского языка: (Учитель обращает внимание на строку х=11.)
Задание. Запишите словами: х=11. (Икс равен одиннадцати).
Найдите сказуемое, выделите окончание. Почему окончание нулевое?
Почему в слове одиннадцать НН?
Учитель математики: Возьмите зелёный лист с задачей (Приложение 2).
Прочитайте задачу. Что необычного в этой задаче? (Слова в ней с орфографическими ошибками).
Учитель русского языка: Задание для 1 группы – найти ошибки в словах, назвать орфограммы.
Задание для 2 группы – объяснить правильное написание.
(Проверка по слайду) (слайд 12)
Учитель математики: Теперь самостоятельно решаем данную задачу. (Проверка по слайду 13).
Учитель русского языка: Ребята, прошу прослушать следующий отрывок. Отрывок читает один из учащихся. (Слайд 14)
Задание для 1 группы – Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.
Задание для 2 группы – Объясните, почему в слове «умирали» в корне – а, а в слове «умереть» – е?
Учитель математики: Кто же сказал такие мужественные слова вы узнаете, решив правильно уравнение, возьмите жёлтый лист. (Приложение 3)
Итак, ребята, верный ответ – Багратион. (Проверка, слайд 15)
– А сейчас, физкультминутка для глаз «Снеговик»! Моргайте и двигайте глазами вслед за появляющимися фигурками. (слайд 16)
Учитель математики: Продолжим. Самостоятельная работа с тестом (голубой лист). (Приложение 4)
Выполнив его, вы узнаете как Наполеон называл Михаила Илларионовича Кутузова.
Учитель русского языка: Но при этом вы должны вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.
1 группа работает с исторической справкой и первой задачей.
2 группа работает со второй и третьей задачей.
(Проверка, слайды 17, 18).
Итак, Наполеон называл Кутузова – Старый Лис Севера.
Учитель русского языка: Зачитывает слайд о Кутузове (слайд 19).
Вопрос к слайду – Найдите и объясните пунктограммы.
Учитель математики: Наш урок подходит к концу. Зачитывается текст слайда 20.
Записываем домашнее задание:
- Самим придумать задачу, используя материалы Википедии о Бородинском сражении.
- Сгруппировать слова из текста задачи по видам орфограмм в корне (слайд 21).
Учитель русского языка:
Рефлексия.
Подведём итоги нашего урока. Возьмите белые листы, где вы должны продолжить предложения и приклеить гвоздику того цвета, которая вызвала у вас чувство:
- Удовлетворения, восхищения – красного цвета;
- Безразличие, равнодушие – белого цвета;
- Никаких – синего цвета. (слайд 22)
Учитель математики: А теперь капитаны подсчитайте количество гвоздик по каждому предмету.
Дополнительные задания. Приложение 7.
Список использованной литературы:
- ru.wikipedia.org/wiki/Бородинское сражение
- urok.1sept.ru/articles/605828/
- ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/104-2011-12-08-10-52-48/1070--q-q.html
- www.openclass.ru/node/111599
- www.uchmet.ru/library/material/141226/
- www.zaycev.net/pages/182/18278.shtml
- images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки для школьных презентаций&stype=image&lr=213&noreask=1