Интегрированный урок "алгебра + русский язык" по теме "Решение задач с уравнениями. Орфограммы в корнях слов". 7-й класс

Разделы: Математика, Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Базовые учебники:

  • Алгебра 7: учебник для 7 кл. образоват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворов– М.: Просвещение, 2010.
  • Русский язык 7: учебник для 7 кл. образоват. учреждений/ М.М. Разумовская – М.: Дрофа, 2011.

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Формы работы учащихся: самостоятельная, групповая.

Эпиграф урока: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь».

Цель: организация деятельности учащихся по закреплению и комплексному применению знаний по теме «Решение задач с помощью уравнений. Орфограммы в корнях слов».

Задачи:

в направлении личностного развития:

  • уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
  • осознавать и понимать личную ответственность за будущий результат;
  • способствовать формированию чувства патриотизма;

в метапредметном направлении:

  • проводить информационно-смысловой анализ текста;
  • использовать эталон для самопроверки;
  • уметь сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации;

в предметном направлении:

  • решать текстовые задачи алгебраическим способом:
    • переходить от словесной формулировки условия задачи к алгебраической модели путём составления уравнения ;
    • решать составленное уравнение;
    • интерпретировать результат;
  • систематизировать знания по теме «Орфограммы в корне»;
  • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы;
  • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Оборудование: стенд «Война 1812… Бородино…»; компьютер; мультимедийный проектор;раздаточный материал на цветной бумаге:

  • Приложение 1 (розовая),
  • Приложение 2 (зелёная),
  • Приложение 3 (жёлтая),
  • Приложение 4 (голубая),
  • Приложение 5 (белая),
  • Приложение 6 (белая).

Ход урока

Учитель русского языка: Здравствуйте! Ребята, вы уже знаете, что 2012 год – год 200-летия Бородинского сражения, ставшего переломным в Отечественной войне 1812 года. Крупнейшее сражение между русской и французской армиями состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у села Бородино.

Сегодня у нас необычный урок – урок алгебры и русского языка, на котором вы будете не только решать задачи с помощью уравнений, но и применять правила русского языка, для того чтобы грамотно вести записи при решении задач, вспомнив при этом некоторые исторические факты.

Запишите тему урока, вставив пропущенные буквы.

Р..шение задач(?) с помощью ур..внений.

Задание. Объясните орфограммы: решение, задач, уравнение.

Почему в слове уравнение пишется – а? (Ответ: равный)

Подберите синоним к слову равный (одинаковый).

Этот корень с чередованием – -равн-/-ровн-. Подберите синоним к слову ровный (прямой).

Подберите и запишите по 2 слова с корнем -равн-/-ровн-.

Учитель математики: Ребята, работаем в группах. Просьба выбрать капитанов команд. Ваши ответы на уроке будут оцениваться необычным образом: за каждый правильный ответ вы будете получать изображение гвоздики, в конце урока подведём итоги. А сейчас я прошу вас обратить внимание на следующие слайды, на которых вы видите числовые выражения. Необходимо прочитать данные тексты, заменив числовые выражения на их значения. (демонстрируется часть презентации, где надо выполнить задания в ходе рассказа о нашествии армии Наполеона на Россию:

Слайды 5, 6:

  • Вычислить:
  • 4² – 4 – и тем узнать день вторжения армии Наполеона в пределы России;
  • 5³ – расстояние до поля, на котором произошло Бородинское сражение.)

Учитель русского языка: Во втором тексте найдите разные виды орфограмм в корне. Назовите их, приведите примеры.

Учитель математики: Молодцы… Теперь небольшая устная работа (слайд 7), в результате выполнения которой мы должны расшифровать русскую поговорку о войне 1812 года.

(Француз боек, да русский стоек!) (слайд 8)

Учитель русского языка: Запишите эту поговорку.

Какие виды орфограмм в корнях слов этого предложения?

Какой частью речи является в данном предложении русский?

Каким способом образовано? (Переход из одной части речи в другую).

Приведите пример, чтобы слово русский было именем прилагательным.

Физкультминутка. Вспомним и повторим корни с чередованием. Я называю слово, а вы показывайте: "о" – руки вверх, "а" – в сторону. (слайд 9).

Кто неправильно покажет,
Тот нам правило расскажет.

Касательная, пригореть, расположиться, выращенный, равны, подровнять, слагаемые, загар, уровень, росток, коснуться, приравнять, излагать.

Учитель математики: А сейчас возьмите розовый лист с задачей. (Приложение 1) Самостоятельно запишите условие задачи, составьте уравнение и решите его.

Задача проверяется по слайду. (слайды 10-11)

Учитель русского языка: (Учитель обращает внимание на строку х=11.)

Задание. Запишите словами: х=11. (Икс равен одиннадцати).

Найдите сказуемое, выделите окончание. Почему окончание нулевое?

Почему в слове одиннадцать НН?

Учитель математики: Возьмите зелёный лист с задачей (Приложение 2).

Прочитайте задачу. Что необычного в этой задаче? (Слова в ней с орфографическими ошибками).

Учитель русского языка: Задание для 1 группы – найти ошибки в словах, назвать орфограммы.

Задание для 2 группы – объяснить правильное написание.

(Проверка по слайду) (слайд 12)

Учитель математики: Теперь самостоятельно решаем данную задачу. (Проверка по слайду 13).

Учитель русского языка: Ребята, прошу прослушать следующий отрывок. Отрывок читает один из учащихся. (Слайд 14)

Задание для 1 группы – Найдите слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.

Задание для 2 группы – Объясните, почему в слове «умирали» в корне – а, а в слове «умереть» – е?

Учитель математики: Кто же сказал такие мужественные слова вы узнаете, решив правильно уравнение, возьмите жёлтый лист. (Приложение 3)

Итак, ребята, верный ответ – Багратион. (Проверка, слайд 15)

– А сейчас, физкультминутка для глаз «Снеговик»! Моргайте и двигайте глазами вслед за появляющимися фигурками. (слайд 16)

Учитель математики: Продолжим. Самостоятельная работа с тестом (голубой лист). (Приложение 4)

Выполнив его, вы узнаете как Наполеон называл Михаила Илларионовича Кутузова.

Учитель русского языка: Но при этом вы должны вставить пропущенные буквы и объяснить правописание.

1 группа работает с исторической справкой и первой задачей.

2 группа работает со второй и третьей задачей.

(Проверка, слайды 17, 18).

Итак, Наполеон называл Кутузова – Старый Лис Севера.

Учитель русского языка: Зачитывает слайд о Кутузове (слайд 19).

Вопрос к слайду – Найдите и объясните пунктограммы.

Учитель математики: Наш урок подходит к концу. Зачитывается текст слайда 20.

Записываем домашнее задание:

  • Самим придумать задачу, используя материалы Википедии о Бородинском сражении.
  • Сгруппировать слова из текста задачи по видам орфограмм в корне (слайд 21).

Учитель русского языка:

Рефлексия.

Подведём итоги нашего урока. Возьмите белые листы, где вы должны продолжить предложения и приклеить гвоздику того цвета, которая вызвала у вас чувство:

  • Удовлетворения, восхищения – красного цвета;
  • Безразличие, равнодушие – белого цвета;
  • Никаких – синего цвета. (слайд 22)

Учитель математики: А теперь капитаны подсчитайте количество гвоздик по каждому предмету.

Дополнительные задания. Приложение 7.

Список использованной литературы:

  1. ru.wikipedia.org/wiki/Бородинское сражение
  2. urok.1sept.ru/articles/605828/
  3. ext.spb.ru/index.php/2011-03-29-09-03-14/104-2011-12-08-10-52-48/1070--q-q.html
  4. www.openclass.ru/node/111599
  5. www.uchmet.ru/library/material/141226/
  6. www.zaycev.net/pages/182/18278.shtml
  7. images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки для школьных презентаций&stype=image&lr=213&noreask=1

Приложения.