Пояснительная записка
Программа кружка “Пиноккио” разработана для учащихся 8–9-х классов для специальной школы-интерната VIII вида с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Курс включает в себя выпиливание лобзиком из фанеры, моделирование поделок-сувениров и их роспись. Рассчитана на 72 часа.
Новизна курса состоит в последовательном развитии осмысления учащимися ценностей трудовой деятельности гражданина современного общества, художественное выпиливание лобзиком развивает требовательность к себе, точность и аккуратность в работе, трудолюбие, усидчивость, изобретательность и в то же время прививает трудовые навыки владения многими инструментами.
Выпиливанием можно изготовить самые разнообразные ажурные и полезные вещи: шкатулки, полочки, ларцы, рамочки, чернильные приборы, абажуры, карандашницы вазочки, игрушки и т. п. Выпиленными деталями можно украшать домашнюю мебель в виде накладок, филенчатых вставок в дверцы шкафов, буфетов, тумбочек и других предметов.
Изготовление своими руками поделок-сувениров вызывает повышенный интерес у учащихся и приносит удовлетворение результатами труда, побуждает желание к последующей деятельности.
Вещи, изготовленные из фанеры как самого распространенного и общедоступного материала, обладают достаточной прочностью и могут служить длительное время, не теряя своего внешнего вида, тем более, если была произведена тщательная и полная отделка изделия.
Программа по выпиливанию и моделированию моделей(сувениров) включает в себя систему новых технологических процессов, развивает творческие способности и художественный вкус детей, воспитывает настойчивость, аккуратность, знакомит с практическим применением различных материалов и инструментов, дает много полезных навыков.
Все объекты труда подобраны с таким расчетом, чтобы они были максимально познавательными с точки зрения политехнического обучения, имели эстетическую привлекательность. Поэтому, программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественной обработкой материалов(роспись).
Цель курса: развитие художественного вкуса и творческих возможностей учащихся, через осмысление перспектив собственной трудовой и профессиональной деятельности и формирование навыков практического применения знаний в области художественной обработки фанеры.
С учётом индивидуальных и возрастных, психологических особенностей учащихся при изучении курса дополнительного образования решаются следующие основные задачи:
- ознакомление учащихся с историей и современностью декоративно-прикладного искусства;
- формирование умений механической обработки фанеры, знаний о применяемых материалах, инструментах, отделочных операциях;
- эстетическое, экологическое и экономическое воспитание учащихся через культурные ценности;
- развитие творческих способностей в процессе различных видов художественно-конструкторской и технологической деятельности;
- создание и реализация моделей социального поведения при работе в малых группах, обеспечение благоприятных условий для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
- обучение соблюдению требований охраны труда и техники безопасности;
Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школьного курса, образовательной области "Технология":
- материаловедение;
- технология обработки древесины;
- элементы машиноведения;
- графика;
- техническое творчество;
- введение в художественное конструирование.
Формы проведения занятий:
- практические работы;
- собеседование;
- демонстрация изделий;
- проектная деятельность;
Результатом реализации данной программы являются:
- участие в предметной неделе по технологии;
- выставки детских работ, как местные (на базе школы), так и районные;
- участие в конкурсах;
- использование поделок-сувениров в качестве подарков для учителей и родителей т.д.;
- изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.
По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Воспитанники должны знать:
- принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
- основные понятия графики, графического изображения;
- физико-механические, технологические, экологические свойства материалов;
- принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
- иметь понятие о конструировании и моделировании;
- основные приёмы работы лобзиком,
- способы отделки фанеры – грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
- основные сведения о видах художественной обработки фанеры их характерные особенности;
- способы экономного расходования материалов, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
- правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.
Воспитанники должны уметь:
- рационально организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности;
- уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
- определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
- применять столярный инструмент по назначению;
- использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
- выполнять простейшие столярные операции;
- подготовить заготовку и правильно сориентировать контур детали или изделия на ее поверхности;
- производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
- выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выпиливания по фанере;
- бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
- экономно расходовать материалы и электроэнергию;
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- коллективная (звеньевая).
Инструменты, необходимые для занятий выпиливанием.
- Лобзик с металлической или деревянной рамкой, с набором пилок;
- Столик для выпиливания;
- Ножовка или лучковая пила для грубой обрезки фанеры;
- Коловорот или дрель с набором сверл для просверливания отверстий;
- Три напильника (плоский, полукруглый и трехгранный);
- Молоток весом 150–200 г для заколачивания мелких гвоздей;
- Стамеска;
- Плоскогубцы;
- Кусачки;
- Отвертка.
Содержание программы
1. Введение. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Народное декоративно – прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. Ознакомление с режимом занятий. Ознакомление с правилами безопасной работы. Просмотр образцов изделий.
2. Основы материаловедения. Виды резьбы по дереву. Подготовка инструмента и приспособлений к работе. Подготовка и оборудование рабочего места. Основные инструменты и приспособления для выпиливания.
3. Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. Материалы, инструменты и приспособления. Разметка прямых и криволинейных линий на отходах пиломатериалов и тренировочное выпиливание. Выбор материала и инструмента.
Практическая работа: установка пилки лобзика, подбор выпиловочного столика.
4. Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. Практическая работа: построение окружностей, выпиливание контуров, зачистка деталей.
5. Работа над конструкцией изделия. Конструирование различных изделий. Самостоятельная разработка одно– , двух-, трехдетальных изделий.
Практическая работа: конструирование и моделирование многодетальных изделий.
6. Составление эскизов. Выпиливание деталей. Принципы и правила составления эскизов и технических рисунков.
Практическая работа: перенесение рисунка на фанеру или древесину, выпиливание деталей по линиям разметки. Сверление отверстий для выпиливания внутреннего контура.
7. Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, сборка изделия. Выбор декоративной отделки. Техника выполнения различных изделий. Подготовка материала.
Практическая работа: перевод рисунка на материал при помощи копировальной бумаги, выжигание рисунка, сборка изделия.
8. Художественная обработка – роспись изделия.
Практическая работа: выполнение отделочных операций с использованием гуаши, масляных красок и лака.
9. Изготовление игрушки “Конь-качалка” (Приложение 1 – шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
10. Механическая игрушка “Мужик и медведь” (Приложение 2 – шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
11. Сборная модель “Кузнечик” (Приложение 3 – шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
12. Сборная модель “Самолет” (Приложение 4 – шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
13. Сборная модель “Вертолет” (Приложение 5– шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
14. Сборная модель “Тираннозавр” (Приложение 6– шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
15. Сборная модель “Авто ретро” (Приложение 7– шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
16. Сборная модель “Корабль” (Приложение 8 – шаблоны)
Подборка материала для изготовления игрушки.
Практическая работа: Перевод шаблонов на фанеру. Выпиливание лобзиком заготовок. Подгонка соединений. Зачистка и шлифовка поверхностей. Сборка игрушки. Роспись. Покрытие лаком.
17. Итоговое занятие.
Тематическое планирование
№ п/п. |
Дата | Темы | Количество часов | |
Теория | Практика | |||
1. | Введение. Охрана труда, электро- и пожарная безопасность при производстве художественных изделий. Народное декоративно-прикладное искусство, художественная обработка древесины и её разновидности. | 1 | ||
2. | Основы материаловедения. Виды резьбы по дереву. | 1 | ||
3 | Выпиливание лобзиком как разновидность оформления изделия. Материалы, инструменты и приспособления. | 1 | ||
4 | Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. Выпиливание заготовок по наружному и внутреннему контуру. | 1 | ||
5 | Работа над конструкцией изделия. Конструирование различных изделий. Самостоятельная разработка одно– , двух-, трехдетальных изделий. | 1 | ||
6 | Составление эскизов. Выпиливание деталей. Принципы и правила составления эскизов и технических рисунков. | 1 | ||
7 | Определение вида декоративной отделки, чистовая обработка, художественные выжигания, сборка изделия. Выбор декоративной отделки. Подготовка материала. | 1 | ||
8 | Художественная обработка – роспись изделия. | 1 | ||
9 | Изготовление игрушки “Конь-качалка”
(Приложение 1) Подборка материала для
изготовления игрушки. |
1 | 3 | |
10 | Механическая игрушка “Мужик и
медведь” (Приложение 2) Подборка
материала для изготовления игрушки. |
1 | 3 | |
11 | Сборная модель “Кузнечик” (Приложение
3) Подборка материала для изготовления игрушки. Перевод
шаблонов на фанеру. |
1 | 8 | |
12 | Сборная модель “Самолет” (Приложение
4) Подборка материала для изготовления игрушки. Перевод
шаблонов на фанеру. |
1 | 8 | |
13 | Сборная модель “Вертолет” (Приложение
5) Подборка материала для изготовления игрушки. |
1 | 8 | |
14 | Сборная модель “Тираннозавр” (Приложение
6) Подборка материала для изготовления игрушки. |
1 | 8 | |
15 | Сборная модель “Авто ретро” (Приложение
7) Подборка материала для изготовления игрушки. |
1 | 8 | |
16 | Сборная модель “Корабль” (Приложение
8) Подборка материала для изготовления игрушки. |
1 | 9 | |
17 | Итоговое занятие. | 1 |
Список использованной литературы
- “Профессионально-трудовая подготовка учащихся коррекционных школ VIII вида” Васенкова Г.В. М., 2007.
- Учебник Мирского С.Л. и Журавлева Б.А. “Столярное дело”. М.: Просвещение, 2000.
- Учебник Мирского С.Л. “Столярное дело”. М.: Просвещение, 2000.
- Учебник Б.А. Журавлева для 8–9 классов.
- Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ – М.: Траст-пресс, 1999.
- Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.– М.: Клён, 1993.
- Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. – М.: Просвещение, 1990.
- Интернет-ресурсы.