Пояснительная записка
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. В основе программы лежит принцип системной дифференциации, являющийся ведущим механизмом психического развития.
Актуальность
В настоящее время огромное значение уделяется развитию личности школьников, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей, таланта. Начальная школа – это фундамент развития личности, а театрализованная деятельность – ступенька в этом развитии. Занятия театрализованной деятельностью позволяют воспитать образованного, культурного человека, научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать их, быть самостоятельным, свободным человеком, стремиться к самосовершенствованию. Поэтому программа актуальна в наши дни.
Разработанная мною программа рассчитана на старшее звено начальной школы – 3, 4 классы, так как в этом возрасте дети уже могут самостоятельно создавать произведения собственного сочинения: сказки, рассказы, пьесы, стихи, – а также раскрыть придуманный образ на сцене, конечно, при поддержке родителей и педагогов.
Работа театральной студии рассчитана на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 час.
Программа состоит из двух учебных разделов: «Развитие коммуникативных способностей» и «Развитие познавательных способностей».
Развитие коммуникативных способностей
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть говорить и слушать других. Это помогает установлению контакта между людьми, поддержанию общения, доброжелательности, облегчает взаимопонимание.
Речевое обучение детей предполагает:
- введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов;
- работу над дикцией (артикуляционная, мимическая гимнастика, речевая разминка);
- формирование умения выбирать нужную форму с учётом речевой ситуации (с кем, где, когда, зачем говоришь).
В основе обучения лежит принцип освоения и познания окружающей действительности через сценический образ. Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией. Во время занятий дети учатся правильно говорить, развивают свои голосовые данные.
Развитие познавательных способностей
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познаёт мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Театральный курс играет действенную роль в духовно-нравственном становлении личности, приносит большую пользу в художественном, эстетическом воспитании ребёнка, развивает творческую индивидуальность, открывает способности, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребёнка, развивает творческую смелость и активность, ассоциативную память, воображение, фантазию. Курс развивает свободное ощущение сцены, убирает зажимы и стеснение ребёнка.
Содержание деятельности
Характеризуя программу, следует отметить её существенные отличия от других программ.
- обычно программы такого направления ориентированы на известный классический литературный материал, эта программа даёт детям возможность самим придумывать сюжеты и образы, а затем реализовывать их на сцене;
- на занятиях не ставятся отметки, но оценивание обязательно; каждый придуманный детьми сюжет выслушивается, редактируется в совместном обсуждении и создаётся окончательный вариант;
- после создания сценария происходит совместное распределение ролей; общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон (доброжелательность, желание создать наиболее яркий образ); осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.
Методологической основой моей программы являются основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б.Эльконин); теория развития общих и художественных способностей у детей младшего школьного возраста (Л. А. Вегнер); теория развития детского творчества (Л. С. Выготский); отдельные приёмы работы известных театральных деятелей русской драматической школы, накопленные К. С. Станиславским, М. С. Щепкиным.
Особенности структуры занятий
Тема: « Вводное занятие»
Знакомство. Обсуждение плана работы театральной студии. Составление общих правил для кружковцев.
Тема: «Развитие коммуникативных способностей»
Каждое занятие должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно высказывать своё мнение, смеяться, двигаться.
Тема: «Развитие познавательных способностей»
Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой развивающие тренинговые упражнения и игры.
Тема: «Итоговое занятие»
Праздник «Фантазёры» (совместно с родителями).
Цели и задачи программы
Основная: развитие творческих способностей учащихся 3, 4 классов, раскрытие индивидуальности, развитие речи младших школьников.
Поставлены на реализацию такие задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая, оздоровительная.
Обучающая: сформировать представление о внутреннем мире человека, качествах личности и её нравственной культуре.
Развивающая: способствовать возникновению потребности в самосовершенствовании;
развивать: мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно-логическое, практическое, теоретическое, реалистическое); воображение (творческое, активное, пассивное, воссоздающее); внимание ( произвольное, непроизвольное); память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную) ; гибкость мысли, быстроту и критичность ума; речь (внутреннюю, внешнюю); свободное ощущение сцены.
Воспитывающая: прививать навыки культурного поведения, помочь учащимся в самовыражении.
Оздоровительная: формирование здорового образа жизни.
Основными принципами работы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Методы обмена информацией ( повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа).
Методы организации деятельности (состязание, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха, перспектива);
Методы стимулирования и мотивации ( игры, соревнования, познавательные беседы, создание ситуации успеха и эмоционально – нравственных ситуаций, творческие задания, убеждение, требование, поощрение, порицание, поручение).
Формы работы
Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, занятие – сказка, конкурс, игры на внимание, игры на фантазию и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
учебное занятие, театрализованное занятие, открытое занятие, организация праздников, участие в массовых школьных мероприятиях.
Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 9–10 лет, в группе 7–10 человек. Набор осуществляется на основе свободного выбора. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу.
За учебный год осваивают программу за 34 часа.
Прогнозируемые результаты
Одним из важных конкретных результатов является то, что дети, воспринимая и анализируя образы окружающей действительности и творчески их отражая, смогут воплотить представления и фантазии средствами актёрской выразительности. Овладев необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра, к которым относятся: пантомимика, художественное слово, пение– дети применят полученные знания на практике в процессе постановки спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.
Формы подведения итогов
При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся.
Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, уровня подготовленности детей.
Приложение 1,
Приложение 2,
Приложение 3
Список литературы
Для детей:
- Завязкин О.В. «Играя, развиваем воображение», ЗАО «БАО-Пресс», 2005.
- Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО «БАО-Пресс» , 2005.
- Савина Е.Г. «Театральные ступеньки», Екатеринбург, 1999.
Для взрослых:
- Айзенк Х. и Эванс Д. «Как проверить способности вашего ребёнка». М., 1996.
- Деннисон П. «Гимнастика для развития умственных способностей». М., 1992.
- Крамаренко О.К. «Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности». М., 2003.
- Крамаренко О.К. «Трудности и ошибки в работе руководителя театрального кружка в общеобразовательной школе и пути их преодоления». М., 2003.
- Крамаренко О.К. «Методические рекомендации учителям – руководителям театральных кружков». М., 2003.
- Станиславский К.С. «Основы театрального искусства», М. 1992.
- Щепкин М.С. «Театр переживания». М., 1986.