Образовательно-развивающая программа "Театрализованная деятельность в начальной школе"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Пояснительная записка

В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. В основе программы лежит принцип системной дифференциации, являющийся ведущим механизмом психического развития.

Актуальность

В настоящее время огромное значение уделяется развитию личности школьников, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей, таланта. Начальная школа – это фундамент развития личности, а театрализованная деятельность – ступенька в этом развитии. Занятия театрализованной деятельностью позволяют воспитать образованного, культурного человека, научить ребёнка не бояться трудностей, а преодолевать их, быть самостоятельным, свободным человеком, стремиться к самосовершенствованию. Поэтому программа актуальна в наши дни.

Разработанная мною программа рассчитана на старшее звено начальной школы – 3, 4 классы, так как в этом возрасте дети уже могут самостоятельно создавать произведения собственного сочинения: сказки, рассказы, пьесы, стихи, – а также раскрыть придуманный образ на сцене, конечно, при поддержке родителей и педагогов.

Работа театральной студии рассчитана на учебный год. Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия – 1 час.

Программа состоит из двух учебных разделов: «Развитие коммуникативных способностей» и «Развитие познавательных способностей».

Развитие коммуникативных способностей

Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть говорить и слушать других. Это помогает установлению контакта между людьми, поддержанию общения, доброжелательности, облегчает взаимопонимание.

Речевое обучение детей предполагает:

  • введение в активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов;
  • работу над дикцией (артикуляционная, мимическая гимнастика, речевая разминка);
  • формирование умения выбирать нужную форму с учётом речевой ситуации (с кем, где, когда, зачем говоришь).

В основе обучения лежит принцип освоения и познания окружающей действительности через сценический образ. Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией. Во время занятий дети учатся правильно говорить, развивают свои голосовые данные.

Развитие познавательных способностей

Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познаёт мир, себя и других людей. К таким способностям относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение. Театральный курс играет действенную роль в духовно-нравственном становлении личности, приносит большую пользу в художественном, эстетическом воспитании ребёнка, развивает творческую индивидуальность, открывает способности, расширяет кругозор, обогащает внутренний мир ребёнка, развивает творческую смелость и активность, ассоциативную память, воображение, фантазию. Курс развивает свободное ощущение сцены, убирает зажимы и стеснение ребёнка.

Содержание деятельности

Характеризуя программу, следует отметить её существенные отличия от других программ.

  • обычно программы такого направления ориентированы на известный классический литературный материал, эта программа даёт детям возможность самим придумывать сюжеты и образы, а затем реализовывать их на сцене;
  • на занятиях не ставятся отметки, но оценивание обязательно; каждый придуманный детьми сюжет выслушивается, редактируется в совместном обсуждении и создаётся окончательный вариант;
  • после создания сценария происходит совместное распределение ролей; общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон (доброжелательность, желание создать наиболее яркий образ); осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе.

Методологической основой моей программы являются основные положения теории деятельности (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б.Эльконин); теория развития общих и художественных способностей у детей младшего школьного возраста (Л. А. Вегнер); теория развития детского творчества (Л. С. Выготский); отдельные приёмы работы известных театральных деятелей русской драматической школы, накопленные К. С. Станиславским, М. С. Щепкиным.

Особенности структуры занятий

Тема: « Вводное занятие»

Знакомство. Обсуждение плана работы театральной студии. Составление общих правил для кружковцев.

Тема: «Развитие коммуникативных способностей»

Каждое занятие должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребёнка, для которого игра – типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок. На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно высказывать своё мнение, смеяться, двигаться.

Тема: «Развитие познавательных способностей»

Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой развивающие тренинговые упражнения и игры.

Тема: «Итоговое занятие»

Праздник «Фантазёры» (совместно с родителями).

Цели и задачи программы

Основная: развитие творческих способностей учащихся 3, 4 классов, раскрытие индивидуальности, развитие речи младших школьников.

Поставлены на реализацию такие задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая, оздоровительная.

Обучающая: сформировать представление о внутреннем мире человека, качествах личности и её нравственной культуре.

Развивающая: способствовать возникновению потребности в самосовершенствовании;

развивать: мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно-логическое, практическое, теоретическое, реалистическое); воображение (творческое, активное, пассивное, воссоздающее); внимание ( произвольное, непроизвольное); память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную) ; гибкость мысли, быстроту и критичность ума; речь (внутреннюю, внешнюю); свободное ощущение сцены.

Воспитывающая: прививать навыки культурного поведения, помочь учащимся в самовыражении.

Оздоровительная: формирование здорового образа жизни.

Основными принципами работы являются: учёт возрастных особенностей, доступность, последовательность, системность, эффективность, личностно-ориентированный подход, сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

Методы работы

Методы обмена информацией ( повествование, объяснение, диалог, доказательство, рассказ, рассуждение, беседа).

Методы организации деятельности (состязание, показ примеров и образцов, создание ситуации успеха, перспектива);

Методы стимулирования и мотивации ( игры, соревнования, познавательные беседы, создание ситуации успеха и эмоционально – нравственных ситуаций, творческие задания, убеждение, требование, поощрение, порицание, поручение).

Формы работы

Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие, а также индивидуальная, групповая и коллективная работы, работа в парах, занятие – сказка, конкурс, игры на внимание, игры на фантазию и массовые мероприятия.

Формы организации занятий:

учебное занятие, театрализованное занятие, открытое занятие, организация праздников, участие в массовых школьных мероприятиях.

Особенности организации образовательного процесса

Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 9–10 лет, в группе 7–10 человек. Набор осуществляется на основе свободного выбора. Дети занимаются 1 раз в неделю по 1 часу.

За учебный год осваивают программу за 34 часа.

Прогнозируемые результаты

Одним из важных конкретных результатов является то, что дети, воспринимая и анализируя образы окружающей действительности и творчески их отражая, смогут воплотить представления и фантазии средствами актёрской выразительности. Овладев необходимыми элементарными знаниями, умениями и навыками юного актёра, к которым относятся: пантомимика, художественное слово, пение– дети применят полученные знания на практике в процессе постановки спектакля в качестве исполнителя конкретной роли.

Формы подведения итогов

При подведении итогов реализации программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся.

Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, уровня подготовленности детей.

Приложение 1, Приложение 2,
Приложение 3

Список литературы

Для детей:

  1. Завязкин О.В. «Играя, развиваем воображение», ЗАО «БАО-Пресс», 2005.
  2. Завязкин О.В. « Играя, развиваем память», ЗАО «БАО-Пресс» , 2005.
  3. Савина Е.Г. «Театральные ступеньки», Екатеринбург, 1999.

Для взрослых:

  1. Айзенк Х. и Эванс Д. «Как проверить способности вашего ребёнка». М., 1996.
  2. Деннисон П. «Гимнастика для развития умственных способностей». М., 1992.
  3. Крамаренко О.К. «Театральная деятельность учащихся как средство формирования творческой активности». М., 2003.
  4. Крамаренко О.К. «Трудности и ошибки в работе руководителя театрального кружка в общеобразовательной школе и пути их преодоления». М., 2003.
  5. Крамаренко О.К. «Методические рекомендации учителям – руководителям театральных кружков». М., 2003.
  6. Станиславский К.С. «Основы театрального искусства», М. 1992.
  7. Щепкин М.С. «Театр переживания». М., 1986.