Интегрированный урок "химия + математика" по теме "Смеси и растворы". 8-й класс

Разделы: Математика, Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель урока: показать универсальный характер понятия "процент" и применение его в математике и химии.

Задачи:

  • закрепить полученные ранее знания о таких теоретических понятиях, как "процент", "массовая доля растворенного вещества";
  • отработать умения производить расчеты по химическим формулам и с помощью алгебраических уравнений;
  • продолжить формирование расчетных умений по использованию указанных выше понятий;
  • сориентировать обучающихся на применение новых знаний в системе междисциплинарных понятий;
  • раскрыть важность использования понятия "процент" в повседневной жизни;
  • научиться работать собранно, внимательно с различными источниками знаний, индивидуально и в группах, используя коммуникативные навыки;
  • cформировать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, самооценки.

Девиз урока: «Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле» (Аристотель).

Ход урока

I. Эмоциональное погружение в тему.

Учитель химии приветствует гостей и обучающихся, объявляет тему, цель и задачи урока

II. Разминка: соотнесите части формул.

Математика Химия
ν = m/М = V/Vm = N/NA
ω(в) = (m(в)/m(р-ра))·100%
ω(в-ва) + ω(р-ля) = 100 %
ω(Э) =(Аr(Э)/Мr(в-ва))·100%

III. Актуализация знаний, умений и навыков путем решения задач.

Учитель химии: Сегодня мы будем решать задачи с экологическим содержанием, т.е. задачи о местных природных ресурсах.

Учитель математики: вы все знаете, что у нас в АО есть Аксарайское газоконденсатное месторождение, одним из продуктов газоперерабатывающего завода является бензин. Известно, что средняя молярная масса бензина равна 105 г/моль, вычислите температуру кипения данной смеси углеводородов, если известна формула:

М= 0,001t2 + 0,3t + 60
0,001t2 + 0,3t + 60 = 105

Перед вами квадратное уравнение, правда не совсем привычное на вид. Как нам его решить?

Решение:

0,001t2 + 0,3t + 60 = 105
0,001t2 + 0,3t – 45 = 0
Д = 0,27,
√0,27 = 0,52
t1 = 110,
t2= – 410

IV. Учитель химии: процесс испарения воды из солевого раствора издавна используется при добыче соли.

Одним из видов задач на смеси является экспериментальное разделение компонентов смеси.

Практическая работа «Получение соли (выпариванием) и расчет ее содержания в воде озера Баскунчак»

1. Лабораторный опыт: получение очищенной поваренной соли.

2. Задача.

Учитель математики: Солёность озера Баскунчак — около 300 г/л. Определить % содержания соли в воде озера. (Решаем устно, проверка на экране).

  1. Рассчитаем массу соли в 1000 г озерной воды.
  2. Находим массовую долю соли в растворе: ω= (300 г/ 1000 г)·100% = 30%

Ответ: 30%.

В озере Баскунчак очень чистая соль с массовой долей примесей 0,02%. А какую соль можно использовать в пищу?

V. Формирование навыков самоконтроля, самооценки.

I этап. Самостоятельное решение обучающимися задач по вариантам на определение массовой доли соли (в %) в морской воде Каспийского моря в разных районах. (Средняя соленость в северном Каспии колеблется от 6 до 11% и уменьшает до 3% в устье Волги). А в озере Тинаки соленость воды колеблется в пределах 127-310 г на литр воды.

Вариант 1. Соленость воды Северного Каспия составляет 11 %, сколько соли можно получить из 500 г такой воды?

Решение: m (соли) = (500 г ×11%):100 %= 55 г

Вариант 2. Соленость воды Каспийского моря в устье Волги составляет 3 %, сколько соли можно получить из 700 г такой воды?

Решение: m (соли) = (700 г ×3%): 100%= 21 г

Вариант 3. Вычислить массовую долю соли в озере Тинаки, если средняя соленость воды составляет 282 г на литр воды.

Решение: ω(соли) = (m(в)/m(р-ра))·100% ω(соли) = (282 г/1000г)·100% = 28,2 г

II этап. Проверка решения задач каждого варианта демонстрируется на экране с помощью слайд-шоу.

  • А какую воду для получения соли рациональнее использовать, судя по полученным вами данных?
  • Какими научными терминами и понятиями вы пользовались при выполнении самостоятельной работы?

III этап. Составление схемы соответствия и взаимосвязи процентов в математике и химии.

mhtml:file://F:\химимя%20и%20математика\Интегрировнный%20урок%20(химия%20+%20математика)%20по%20теме%20О%20самом%20важном…%20%20Фестиваль%20«Открытый%20урок».mht!https://urok.1sept.ru/articles/561401/img2.gif

VI. Закрепление материала – тест незаконченных предложений.

Химия:

  • Смесь – это…
  • Массовая доля компонента в смеси – это…
  • К методам разделения смесей относят…
  • Раствор – это…
  • Растворитель – это…
  • Растворы бывают …

Математика:

  • Квадратным уравнением называется…
  • Уравнение вида аx2 = d, где d > 0, имеет корни х1=... , х2=… .
  • Если аx2 + bх + с = 0 – квадратное уравнение, то а, b, с называются …
  • Квадратное уравнение аx2 + bх + с = 0 имеет два равных действительных корня, если b2- 4ас…
  • Корни квадратного уравнения аx2 + bх + с = 0, при D > 0, вычисляют по формуле х1,2=…
  • Уравнение аx2 + bх = 0 называется…

VII. Минута релаксации. А где еще используются понятия % и смесь?

А знаете ли вы, что…

  • Для засолки грибов необходимо приготовить 12 %-ный солевой раствор.
  • А желаете отведать ароматный, сочный шашлычок? Нужно приготовить маринад с содержанием уксусной кислоты 9 %.
  • Витаминный, ягодный или фруктовый компот особенно хорош зимой. Для этого его необходимо заготовить заранее и сварить в 30 %-ном сахарном сиропе.
  • В каждой домашней аптечке есть: раствор аммиака 10%-ный, спиртовой раствор йода 5%-ный, спиртовой раствор бриллиантового зеленого 1%-ный, спиртовой раствор борной кислоты 3%-ный.
  • Вода – одно из самых важных для организма человека веществ. Организм, его ткани – кровь, мозг, жировая ткань больше чем наполовину (65 %) состоят из воды. А в некоторых растительных и животных организмах ее количество достигает 90 % (некоторые виды морских медуз).
  • В 1 кг сочных овощей и фруктов (помидоров, огурцов, слив, апельсинов и т.д.) может содержаться до 800 мл воды! А это – 80 %.

Учитель химии: Сегодня на уроке мы выполнили большую работу:

  • Установили связь между двумя науками, изучающими одно понятие – "процент".
  • Увидели, как широко применяется это понятие в жизнедеятельности человека: в быту, в решении расчетных задач.
  • Провели опыт по выпариванию и получению сухой соли из раствора воды соленого озера, определили её массовую долю в растворе.
  • Научились решать задачи на проценты.
  • Проверили свои знания по изучаемой теме.

VIII. Домашние задание.

Самостоятельно составить и решить задачу на проценты по изученному материалу на уроке. Оформить в виде буклета.

Приложение.