Цель:
- формирование познавательной активности учащихся на уроке;
- развитие творческих способностей учащихся;
- формирование умений логически мыслить, обобщать, анализировать, делать выводы.
- формирование умений и навыков в выполнении действий с целыми числами.
Задачи:
- закрепление умений и навыков выполнения действий с целыми числами;
- развитие математического кругозора, логической культуры, мышления;
- развитие исследовательских умений учащихся;
- воспитание настойчивости и инициативы;
- осуществление диагностики учащихся, направленной на определение уровня усвоения, пройденного материала;
Тип урока: урок закрепления пройденного материала, проводится в нетрадиционной форме.
Оборудование: карточки для устного счета, карточки для эпизода “Растительная жизнь”, карточки с целыми числами для каждого ученика, карточки с заданиями логических задач, сигнальные карточки двух цветов, маски для игры “Переселение душ”, карта с нанесенными показателями температуры.
Ход урока
1. Организационный момент
Учащиеся готовят принадлежности на столах. Соревнование будет проводиться между тремя рядами, поэтому равномерно распределить участников.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Представим себе, что мы смотрим сегодня новый канал, который называется “Математика +”.
Сегодня мы присутствуем, как сейчас модно говорить, на презентации этого канала. А на презентации всегда говорят о тех, кто основал канал. Помните, когда мы в сентябре начинали изучать математику, то первым с кем мы встретились из математиков, был именно он – Евклид. Это он в 3 веке до нашей эры в своей книге “Начала”, доказал, что простых чисел бесконечно много. Сегодня мы с вами заглянем в прошлое и вспомним о таком ученом, как Евклид.
2. Сценка “В далеком прошлом…”
Чтоб попасть к нему в ученики
И постигнуть мудрость старика
Морем плыли, шли издалека.
А вопросы были нелегки,
– Что есть точка? –
– вопрошал Эвклид,
взглядом, обводя своих гостей.
– Точка – это – то,
В чем нет частей,–
Архелай кудрявый говорит.
– правильно, ответил: Молодец!
Улыбнулся ласково мудрец.
– Ну а в чем же линии секрет?
– Есть длина в ней, а ширины в ней нет!
– Снова в точку!
Я хотел бы знать,
для чего ученым хочешь стать?
Ведь дороги к знаньям не просты?
– Я богатым стать хочу. Как ты!
Я слыхал: “Наука – это клад!
Я уверен – ты Эвклид, богат!”
Две монеты достает мудрец–
Их берет растерянный юнец.
– Все! Ступай! – ученый говорит –
Ты теперь богаче, чем Эвклид.
Теплый ветер вдруг подул сильней,
Пальмы раскачал на берегу.
– Кто поделит круг на пять частей?
Ахилох поднялся: “Я смогу!”
Осветило солнце круглый лик,
Циркуль, сжав уверенно в руке,
Круг он ловко делит на песке.
Головой кивнул ему старик: “Хорошо!”
Потом его спросил Эвклид:
– А тебя к науке что манит?
Юношу погладил по плечу.
– Знаменитым стать, как ты хочу.
Слышу всюду: “Как умен Эвклид!”
Значит, славу знание сулит!
Взял Эвклид, заточенный тростник
Пишет на папирусе старик:
“Люди! Он умней, чем я Эвклид.”
– На – иди! Теперь ты знаменит!
Ну а третий думает о чем?
Что– то чертит? Чем– то – увлечен?
– Что ты чертишь?
– Линии черчу! Теорему доказать хочу.
Но другим путем – не как Эвклид!
Юноша упрямый говорит.
Слезы на глазах у старика,
он нашел себе ученика.
Учитель. Кто из учеников был прав? Почему? Ребята должны самостоятельно сделать вывод.
– Итак, не забываем, что мы на открытии нашего канала.
3. Устный счет “Вести”
А все программы на нашем телевидении начинаются с программы “Вести”. Послушаем ваши вести.
1 ряд. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел?
2 ряд. Может ли при сложении отрицательных чисел получиться 0?
3 ряд. Сформулируйте правило сложения чисел с разными знаками?
1 ряд. Сформулируйте правило умножения двух чисел с разными знаками?
2 ряд. Сформулируйте правило умножения двух отрицательных чисел?
3 ряд. Сформулируйте правило деления двух чисел с разными знаками?
1 ряд. Сформулируйте правило деления двух отрицательных чисел?
Решение устных заданий по карточкам.
4. Творческое задание на выполнение действий. “Растительная жизнь”
– А сейчас в нашей программе передача “Растительная жизнь”. Каждый ряд получает задание. Задание представляет собой карточку
Задание 1 (примерные)
В Средневековье это дерево породило множество легенд и суеверий. В немецкой мифологии его связывали с именем бога грозы Донара. Другие считали, что это дерево защищает людей от драконов и чудовищ. До сих пор сохранился обычай прибивать его ветки к дверям домов, чтобы в них не влетели злые драконы. Что это за дерево?
(48645 : 69 – 53820 : 78 + 78 * 309) : 3.
705-А, 75-Т, 690-И, 69-О, 24102-Я, 3042-Л, 15-Н, 1395-Ь, 24117-Р, 8039-Б, 839-П.
Ответ: рябина.
Задание 2.
В Англии существует предание о битве между воином и страшным драконом.
Три дня и три ночи воин боролся с ним,
Теряя иногда силы и надежды победить.
Лишь на четвёртый день он одолел дракона. Руки и тело воина были жестоко изрезаны клыками и когтями, кровь стекала на землю. И тогда Бог осветил пятна пролитой крови. Что это за цветы?
1) 85 * 137 – 75 * 137;
2) 78 * 214-78 * 204;
3) 65 * 21 + 21 * 35;
4) 13 * 201 + 99 * 13 + 85;
5) 15 + 15 * 7;
6) 0 : 164 * 7.
1370-Л, 780-Н, 5005-Е, 2100-А, 3985-ш, 120-ы , 330-к, 0-д, 1148-я, 210-м, 14820-в, 1645-п.
Ответ: ландыш.
Задание 3.
Какой цветок должен был подарить молодой девушке китаец, желая узнать, выйдет ли она за него замуж?
1) 8060 * 45 – 45150 : 75 * 105;
2) (2254175 + 94447) : 414 – 1329;
3) 76 * (3569 + 2795) – (24078 + 30785);
4) (43512 – 433006) * 805 – (48987 + 2977305).
62608-м, 4344-о. 4228801-п, 322190-е, 61038-н, 37770-с, 299490-и.
Ответ: пион.
Задание 4
В Китае существует поверье, что если сорвать этот цветок 9 сентября, то он приобретёт волшебные свойства. Так одна девушка выпила вино вместе с этим цветком и стала бессмертным божеством. Что это за цветок?
2098 – (23 * 6,4 – 5,4) + 26091 : 13;
4,02 * 5 – 0 : 1,1 – 1,1 * 2,9.
1 -К, 147,2 -Т, 1,472-В, 141,8-Е, 1,48-Д, 1956,2-И, 68-Л, 27-С, 2007-Р, 3963,2-Н, 21569-О, 2,01-Я, 20,1-А, 1,1-Б, 0-З, 3,19-м, 31,9-К, 319-П, 16,91-Х, 11,8-Г, 20,1-Я
Ответ: хризантема.
Задание 5.
В качестве лекарственного средства первыми его стали применять древние греки. В Средневековье им часто пользовались во время эпидемий для окуривания жилищ. Называют же его северным кипарисом, что это за растение?
(5,7 : 10 + 3,25 * 100 -5,7)8 100 + 13;
(422 – 22 : 1000 + 0,0002 * 10) : 100 -0,2198.
0,57-И, 57-Т, 0,325-Я, 325-Е, 325,57-М 3,82-У, 319,87 –Е 31987 -ь, 3,19897-3, 320000-Ж, 0,022-О, 0,22-Б, 0,002-В, 0,00002-Р., 0.042 –Г, 421,978-Ж, 400-А,
4. Игра. “Бои без правил”
Очень любят ребята спортивные соревнования.
Сейчас в нашей программе “Бои без правил и по
правилам”
Первый ряд – отрицательные числа. (карточки изготавливаются ребятами заранее, два комплекта – отрицательные до 9 и положительные до 9, а также 0)
Второй ряд – положительные числа.
1 раунд. Сложение – победа отрицательных. Первыми поднимают карточки учащиеся 2 ряда. Затем первого, чтобы победить. Ответ говорят ребята из 2 ряда.
2 раунд. Сложение – победа положительных. Первыми поднимают карточки учащиеся 1 ряда. Второй ряд подбирает такие числа, чтобы победа была за ними.
3 раунд. Второй ряд на победителя. То есть 2 ряд выбирает, какие числа у него будут, а победителю достаются оставшиеся.
А теперь попробуем получить ничью! Первый ряд поднимает число, второй ряд поднимает такое, чтобы получить 0.
– Как называются числа, которые отличаются только знаком? (Противоположные.)
5. Решение уравнений у доски. “За стеклом”
Следующая передача с очень интригующим названием: “За стеклом”, как помните, все события в этой передаче происходят пред лицом зрителей. К доске приглашаются 3 ученика. Каждый из них получает задание: решить уравнение.
Задание 1. -х =;
Задание 2. -2,4*(-m)= -0,24
Задание 3. у: (-3) = -1,2
Каждый из вас может задать участнику один вопрос. Пожалуйста. Вопрос может касаться только уравнения, которое решал участник.
6. Решение примеров по эстафете. “Один -за всех, и все - за одного!” Сериал.
Мы все любим сериалы. Сейчас каждый из вас станет участником сериала, только от того, как вы сыграете свою роль, зависит, получите ли вы заветную награду.
Каждый ряд получает свое задание, записанное змейкой, то есть каждый следующий использует ответ предыдущего.
Задание 1.
34-90
: (-14)
*(-15)
+39
____
?
Карточка 2.
23-29
: (-13)
*(-17)
– 32
_____
?
7. Любимая передача “Городок”
Посмотрим, что же происходит в нашем математическом городке. (Сценка)
Однажды автор известных рассказов о Шерлоке Холмсе Артур Конан Дойл вместе со своим другом решили прогуляться на воздушном шаре. Внезапно налетел ветер и понес шар. После многочасового путешествия шар опустился на пыльной улице в неизвестном городке. Решив узнать. Что это за городок Конан Дойл обратился к прохожему:
– Скажите, пожалуйста, где мы находимся?
Прохожий задумался и после некоторого молчания сказал:
– В корзине!
– Ну и что вы на это скажете, Артур?
– Этот прохожий -математик!
– Почему?
– Во-первых, он сначала подумал, затем ответил, во-вторых, он ответил совершенно правильно!
– Скажите, ребята, что отличает математика от остальных людей? Умение думать, обобщать, делать выводы.
8. Логические задачи. “Комиссар Математик”-детектив
Самые любимые в программе передач, конечно, детективы. Сегодня вы сможете стать участником одного из них.
Несчастный случай.
Морозным зимним утром фермер Джоунс шел с собакой через заснеженное поле, примыкающее к конюшне. Внезапно собака стала взволнованно лаять и потянула его к одинокому дереву в середине поля. Именно тогда фермер увидел человека, висящего на дереве. Затем Джоунс заметил, что на снегу, на поле, не было никаких следов, кроме его собственных и его собаки.
Вызвали полицию. Судебная экспертиза установила, что смерть произошла приблизительно 10 часов назад в результате удушения. Поле было покрыто снегом уже более двух дней. Полиция вскоре убедилась, что смерть была случайной. Объясните.
Подсказка 1. был ли погибший на дереве до того
как прошел снег? – Нет.
Подсказка 2. Этот человек умер естественной
смертью? – Да.
Ответ. Человек спустился на парашюте, который запутался в ветвях дерева.
9. Физкультминутка.
10. Игра “Молчанка”
Чтобы вы немного успокоились заглянем на следующую передачу. Иногда вы видите программы, которые идут с сурдопереводом, с бегущей строкой. У нас будет такая передача, называться она будет “Молчанка”. Вы сейчас должны с помощью двух карточек, красного и синего цвета, выразить свое мнение. Верно ли высказывание, которое я вам приведу. Если верно – то красная, если -нет, то -зеленая.
Пример. -2> -5? 2 < -1000 и т.д. Ответы обосновывают.
11. Творческое задание (гуманитариям)
Какое же телевидение без рекламы. На дом вам было дано задание. Прорекламировать отрицательные числа. Послушаем, как вам это удалось?
12. Интересные передачи о неизвестном и находящемся за пределами нашего понимания. Сегодня одна из таких передач. “Переселение душ: правда и вымысел”. Ученику надевают маску с любым числом от -100 до 100. Его задача догадаться какое он число. Это возможно, если он применит алгоритм “Угадай-ка” из курса информатики. Вопросы: я слева от нуля или справа?
Больше -100, больше -50, больше, -25, больше-12, больше -6, больше-3. больше -1. применяем метод деления на 2. Проверяем умение ориентироваться на координатной прямой.
12. Решение логической задачи “Спокойной ночи, малыши!”
Наступило время сказки, а мы с вами попадем в царство сказочных гномов. (инсценированная сказка, приготовить 5 колпачков разного цвета)
Задача. Пяти гномам показали 3 красных и 4 синих колпачка. Затем в темноте на них надели 3 красных и 2 синих колпачка, а остальные спрятали. Кто из гномов может определить цвет надетого на него колпачка?
13. Повторение темы “Координатная прямая” Погода
В завершение нашей программы. Погода. (Карта висит на доске).
Учитель. Температура в Рязани изменилась на 3 градуса, в Воронеже изменилась на -3, в Пскове на +4, Якутии на -7. определите температуру в этих регионах.
14. Итоги
– А теперь после нашей презентации подведем итоги. Учитель весь урок ведет учет активности учащихся. Удалась работа нашего канала?
Кого признать звездой?
Кому можно предложить место ведущего?
Кому еще немного нужно постараться?