Цели:
- формировать практические навыки работы с прямоугольной системой координат с привлечением знаний из географии;
- развивать способность применять имеющиеся знания, умения в поисках решения проблемных ситуаций с использованием групповой формы работы, повышать интерес к изучению школьных предметов – географии и математики;
- способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся;
- воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, сопереживание другому, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Оборудование: карты физическая полушарий и мира, кроссворд, экран радара, сигнальные карточки, макеты судов, задания учащимся, звукозапись шума моря, магнитофон.
Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Географические и прямоугольные координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
Способы действий учащихся: уметь определять географическую широту и долготу, координаты в прямоугольной системе.
Ценностный компонент урока: раскрыть значимость знаний о географических координатах в прямоугольной системе координат для практической жизни людей
Форма урока – игра
Эпиграф:
Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
(Ф.Сеф)
Ход урока
Вступительное слово учителя математики.
- Сегодня мы проведем с вами необычный урок и по форме, и по содержанию. На данном уроке мы рассмотрим связь между географией и математикой.
- Цель нашего урока – закрепить полученные знания, повысить интерес к изучению данных предметов.
Учитель географии.
- Определить тему нашего урока мы сможем, разгадав кроссворд.
Выделенное слово по вертикали – определяющее слово темы нашего урока.
Задания кроссворда (Приложение 1):
- Параллель, делящая земной шар на северное и южное полушария.
- Шар невелик, лениться не велит. Если знаешь предмет, то покажешь весь свет.
- Место выхода воображаемой земной оси на поверхность.
- Линии, соединяющие северный и южный полюс.
- Величина, с помощью которой измеряют дугу меридиана или параллели.
- Расстояние от экватора по меридиану, выраженное в градусах.
- Север.
- Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору.
- Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки.
- Названия направления сторон горизонта у моряков
Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока: Географические координаты в прямоугольной системе координат.
Беседа:
- Что же образует координаты точки?
- С помощью чего определяются географическая широта и долгота?
- Что представляют собой меридианы и параллели на глобусе? карте полушарий? мира?
Сообщение уч-ся.
Историческая справка.
Люди древнего мира путешествовали довольно далеко, и, конечно, им не приходилось рисовать карты и отмечать на них расположение гор и рек, городов и стран, удобные дороги и опасные места.... Но пользуясь готовой картой, трудно найти город, если знаешь только его название. (Попробуйте отыскать на глобусе город Ресифи! Даже если я подскажу, что это в Южной Америке, вам придется повозиться!). Поэтому все путешественники должны быть вечно благодарны древнегреческому ученому Гиппарху, около 100 года до н. э., предложившему нарисовать на географической карте параллели и меридианы, и обозначить числами широту и долготу. Долгое время лишь география - “Землеописание” - пользовалось этим изобретением, и только в 14 веке французский математик Никола Оресм попытался приложить его к “Землеизмерению” - геометрии( это лишний раз показывает, как давно и как далеко геометрия оторвалась от Земли...). Он нарисовал на плоскости сетку из прямых линий, пересекающихся под прямыми углами, и стал задавать местоположение точек широтой и долготой. Идея оказалась чрезвычайно плодотворной. Первым, кто по достоинству оценил новшество и обнаружил, какие обширные горизонты оно открывает перед наукой, был великий француз Рене Декарт (1596-1650). Его имя носит теперь прямоугольная система координат, обозначающая место любой точки плоскости расстояниями от этой точки до “Нулевой широты” - оси абсцисс и “Нулевого меридиана” - оси ординат. По традиции, введенной Декартом, “широта” обозначается буквой Х, “долгота” - У.
Вот сегодня мы и узнаем, чем же так замечательна декартова система координат
Проведение игры. Учитель математики.
У нас играют 4 команды. Название команд вы определите, выполнив задание.
1) Р – парусник ( ; )
х=(-2)? - (-2) ? 3 =
у=-3/8 ? (-24)=
2) L – линкор: ( ; )
х=-7+(-7)=
у=-2-(-2)=
3) К – крейсер: ( ; )
х=(-3-4) ? (3-4)=
у=(-5)-31=
4) Т – танкер: ( ; )
х=(-1)-№=
у=-2/5?2,5=
Команды “Парусник”, “Линкор”, “Танкер”, “Крейсер” познакомьтесь с правилами игры (записаны на доске)
1. Каждый учащийся должен во время урока-игры проявить себя активным участием.
2. Очередность выступления определяется жеребьёвкой.
3. Если команда не знает ответа или неполно отвечает, то другая команда может ответить и увеличить баллы.
4. Работа оценивается экспертной группой (родители, учитель).
Желаем семь футов под килем!
Включить звукозапись шум моря.
1 конкурс. Учитель географии.
Моряков уважают за находчивость, ценят за юмор. Определим самую подготовленную команду к плаванию по словарному запасу моряка “Что такое..”
Команда “Парусник”
- Лаг- - - (прибор для измерения скорости судна).
- Лот- - - (прибор для измерения глубины)
Команда “Линкор”
- Батискаф- - -(самоходное морское судно, изучающее морское дно и его обитателей)
- Кубрик- - -(общая жилая каюта)
Команда “ Крейсер”
- Люк- - -(отверстие в палубе)
- Пакгауз- - -(склад)
Команда “Танкер”
- Склянки- - -(Полчаса)
- Флюгер- - -(флажок на мачте, определяющий направление ветра).
Учитель географии.
Предлагаем побаловать себя рыбкой. На карту прикреплены рыбки разного цвета для каждой команды.
Определите географические координаты и место улова рыбы.
Команда “Парусник” ( синий цвет).
- 20 с. ш., 80 в. д. - полуостров Индостан.
- 43 с. ш., 78 з. д. - Ниагарский водопад
Команда “Линкор” (желтый)
- 43 с.ш., 50 в. д. - Каспийское море
- 70 в.д., 50 ю. ш. - остров Кергелен
Команда “Крейсер” (зеленый)
- 30 с.ш., 32 в. д. - Каир
- 0 широты, 50 з.д – устье реки Амазонки
Команда “Танкер” (красный)
- 34 ю. ш., 19 в. д. - Кейптаун
- 53 ю. ш., 70 з. д. - Магелланов пролив
(Если участник лова рыбы не может выполнить задание, то продолжает другой участник команды).
Учитель математики.
Наконец все готово и можно определить положение своих судов на экране радара (Приложение 2), прикреплен на магнитной доске
У каждого участника на столе разложены сигнальные карточки.
Внимание, экипажи!
Пираты взяли вас на абордаж (плен)
Они прислали вам конверт
В нем черная метка есть.
На ней написано, что отпустят вас при условии, что снаряд пущенный с корабля попадет в цель.
Для этого капитан выбирает наводчика для указания координат цели. Члены команд с помощью сигнальных карточек подтверждают правильность определения координат.
Победила та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки.
С честью вышли экипажи из схватки, осталось бросить якорь и выбрать удобное место для причала на острове “Творческих работ учащихся”.
Представлена выставка работ учащихся, выполненных на координатной плоскости. (Различные рисунки животных, цветов, замков и другие работы).
В это время экспертная группа подводит итоги, подсчитывает баллы.
Учитель математики.
Итак, на географических картах обозначены моря, заливы, проливы, острова, а на прямоугольной системе координат вы сами можете выполнять различные построения, даже те, которые вы видели на выставке. Поэтому сначала вы научитесь по готовому рисунку определить координаты построения точек, а затем уже начнете строить по указанным координатам различные рисунки. Это и будет вашим домашним заданием по математике.
Учитель географии
Составьте маршрут путешествия по карте полушарий – 1 вариант, по карте России – 2 вариант. Определите координаты точек, в которых вы сделаете остановки.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.
Отметь свое отношение к уроку (Приложение 3)
Учитель географии. Пусть знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке будут путеводными звездами в мире ваших открытий. Желаем успеха!!!