Интегрированный урок "математика + география" по теме "Географические координаты в прямоугольной системе координат"

Разделы: Математика, География


Цели:

  • формировать практические навыки работы с прямоугольной системой координат с привлечением знаний из географии;
  • развивать способность применять имеющиеся знания, умения в поисках решения проблемных ситуаций с использованием групповой формы работы, повышать интерес к изучению школьных предметов – географии и математики;
  • способствовать формированию коммуникативной и информационной компетентностей учащихся;
  • воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, сопереживание другому, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.

Оборудование: карты физическая полушарий и мира, кроссворд, экран радара, сигнальные карточки, макеты судов, задания учащимся, звукозапись шума моря, магнитофон.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения: Географические и прямоугольные координаты. Географическая широта. Географическая долгота.

Способы действий учащихся: уметь определять географическую широту и долготу, координаты в прямоугольной системе.

Ценностный компонент урока: раскрыть значимость знаний о географических координатах в прямоугольной системе координат для практической жизни людей

Форма урока – игра

Эпиграф:

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает.
Кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает.
(Ф.Сеф)

Ход урока

Вступительное слово учителя математики.

- Сегодня мы проведем с вами необычный урок и по форме, и по содержанию. На данном уроке мы рассмотрим связь между географией и математикой.

- Цель нашего урока – закрепить полученные знания, повысить интерес к изучению данных предметов.

Учитель географии.

- Определить тему нашего урока мы сможем, разгадав кроссворд.

Выделенное слово по вертикали – определяющее слово темы нашего урока.

Задания кроссворда (Приложение 1):

  1. Параллель, делящая земной шар на северное и южное полушария.
  2. Шар невелик, лениться не велит. Если знаешь предмет, то покажешь весь свет.
  3. Место выхода воображаемой земной оси на поверхность.
  4. Линии, соединяющие северный и южный полюс.
  5. Величина, с помощью которой измеряют дугу меридиана или параллели.
  6. Расстояние от экватора по меридиану, выраженное в градусах.
  7. Север.
  8. Линия, условно проведенная по поверхности Земли параллельно экватору.
  9. Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана до какой-либо точки.
  10. Названия направления сторон горизонта у моряков

Итак, сформулируем тему сегодняшнего урока: Географические координаты в прямоугольной системе координат.

Беседа:

- Что же образует координаты точки?

- С помощью чего определяются географическая широта и долгота?

- Что представляют собой меридианы и параллели на глобусе? карте полушарий? мира?

Сообщение уч-ся.

Историческая справка.

Люди древнего мира путешествовали довольно далеко, и, конечно, им не приходилось рисовать карты и отмечать на них расположение гор и рек, городов и стран, удобные дороги и опасные места.... Но пользуясь готовой картой, трудно найти город, если знаешь только его название. (Попробуйте отыскать на глобусе город Ресифи! Даже если я подскажу, что это в Южной Америке, вам придется повозиться!). Поэтому все путешественники должны быть вечно благодарны древнегреческому ученому Гиппарху, около 100 года до н. э., предложившему нарисовать на географической карте параллели и меридианы, и обозначить числами широту и долготу. Долгое время лишь география - “Землеописание” - пользовалось этим изобретением, и только в 14 веке французский математик Никола Оресм попытался приложить его к “Землеизмерению” - геометрии( это лишний раз показывает, как давно и как далеко геометрия оторвалась от Земли...). Он нарисовал на плоскости сетку из прямых линий, пересекающихся под прямыми углами, и стал задавать местоположение точек широтой и долготой. Идея оказалась чрезвычайно плодотворной. Первым, кто по достоинству оценил новшество и обнаружил, какие обширные горизонты оно открывает перед наукой, был великий француз Рене Декарт (1596-1650). Его имя носит теперь прямоугольная система координат, обозначающая место любой точки плоскости расстояниями от этой точки до “Нулевой широты” - оси абсцисс и “Нулевого меридиана” - оси ординат. По традиции, введенной Декартом, “широта” обозначается буквой Х, “долгота” - У.

Вот сегодня мы и узнаем, чем же так замечательна декартова система координат

Проведение игры. Учитель математики.

У нас играют 4 команды. Название команд вы определите, выполнив задание.

1) Р – парусник ( ; )

х=(-2)? - (-2) ? 3 =

у=-3/8 ? (-24)=

2) L – линкор: ( ; )

х=-7+(-7)=

у=-2-(-2)=

3) К – крейсер: ( ; )

х=(-3-4) ? (3-4)=

у=(-5)-31=

4) Т – танкер: ( ; )

х=(-1)-№=

у=-2/5?2,5=

Команды “Парусник”, “Линкор”, “Танкер”, “Крейсер” познакомьтесь с правилами игры (записаны на доске)

1. Каждый учащийся должен во время урока-игры проявить себя активным участием.

2. Очередность выступления определяется жеребьёвкой.

3. Если команда не знает ответа или неполно отвечает, то другая команда может ответить и увеличить баллы.

4. Работа оценивается экспертной группой (родители, учитель).

Желаем семь футов под килем!

Включить звукозапись шум моря.

1 конкурс. Учитель географии.

Моряков уважают за находчивость, ценят за юмор. Определим самую подготовленную команду к плаванию по словарному запасу моряка “Что такое..”

Команда “Парусник”

  1. Лаг- - - (прибор для измерения скорости судна).
  2. Лот- - - (прибор для измерения глубины)

Команда “Линкор”

  1. Батискаф- - -(самоходное морское судно, изучающее морское дно и его обитателей)
  2. Кубрик- - -(общая жилая каюта)

Команда “ Крейсер”

  1. Люк- - -(отверстие в палубе)
  2. Пакгауз- - -(склад)

Команда “Танкер”

  1. Склянки- - -(Полчаса)
  2. Флюгер- - -(флажок на мачте, определяющий направление ветра).

Учитель географии.

Предлагаем побаловать себя рыбкой. На карту прикреплены рыбки разного цвета для каждой команды.

Определите географические координаты и место улова рыбы.

Команда “Парусник” ( синий цвет).

  • 20 с. ш., 80 в. д. - полуостров Индостан.
  • 43 с. ш., 78 з. д. - Ниагарский водопад

Команда “Линкор” (желтый)

  • 43 с.ш., 50 в. д. - Каспийское море
  • 70 в.д., 50 ю. ш. - остров Кергелен

Команда “Крейсер” (зеленый)

  • 30 с.ш., 32 в. д. - Каир
  • 0 широты, 50 з.д – устье реки Амазонки

Команда “Танкер” (красный)

  • 34 ю. ш., 19 в. д. - Кейптаун
  • 53 ю. ш., 70 з. д. - Магелланов пролив

(Если участник лова рыбы не может выполнить задание, то продолжает другой участник команды).

Учитель математики.

Наконец все готово и можно определить положение своих судов на экране радара (Приложение 2), прикреплен на магнитной доске

У каждого участника на столе разложены сигнальные карточки.

Внимание, экипажи!
Пираты взяли вас на абордаж (плен)
Они прислали вам конверт
В нем черная метка есть.

На ней написано, что отпустят вас при условии, что снаряд пущенный с корабля попадет в цель.

Для этого капитан выбирает наводчика для указания координат цели. Члены команд с помощью сигнальных карточек подтверждают правильность определения координат.

Победила та команда, у которой лучшие наводчики и стрелки.

С честью вышли экипажи из схватки, осталось бросить якорь и выбрать удобное место для причала на острове “Творческих работ учащихся”.

Представлена выставка работ учащихся, выполненных на координатной плоскости. (Различные рисунки животных, цветов, замков и другие работы).

В это время экспертная группа подводит итоги, подсчитывает баллы.

Учитель математики.

Итак, на географических картах обозначены моря, заливы, проливы, острова, а на прямоугольной системе координат вы сами можете выполнять различные построения, даже те, которые вы видели на выставке. Поэтому сначала вы научитесь по готовому рисунку определить координаты построения точек, а затем уже начнете строить по указанным координатам различные рисунки. Это и будет вашим домашним заданием по математике.

Учитель географии

Составьте маршрут путешествия по карте полушарий – 1 вариант, по карте России – 2 вариант. Определите координаты точек, в которых вы сделаете остановки.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Отметь свое отношение к уроку (Приложение 3)

Учитель географии. Пусть знания, умения, которые вы получили на сегодняшнем уроке будут путеводными звездами в мире ваших открытий. Желаем успеха!!!