Комбинированный урок с элементами проекта по теме "Гипертекст" в профессиональном лицее

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Курс: I (первый).

Тема: «Информационные модели».

Данный урок является логическим продолжением разделов информатики, связанных с созданием информационных объектов различного вида. Он тесно связан как с предыдущими, так и с последующими уроками темы «Информационные модели», а также реализует межпредметные связи через применение элементов творческого проекта. Введение нового материала основывается на знаниях учащихся о понятии и свойствах гипертекста.

Материалы к проектам мы подбираем вместе с учащимися с учетом их интересов и нужд лицея. Учащиеся знают, что результаты их работы не пропадут, а будут применяться далее в учебном процессе, для оформления стендов, газет, в работе приемной комиссии и т. д.

В процессе выполнения проекта я стараюсь создать учащимся ситуацию успеха, чтобы реализовать основные принципы развивающего образовательного пространства – учащимся должно быть комфортно на уроке, у них должен быть личный интерес в работе, тогда и знания будут лучше усваиваться.

План содержания урока:

  1. Понятие гипертекста, как модели поисковых систем.
    Знания: понятие ссылки, как указания на информационный объект, понятие гипертекста, свойства гипертекста.
    Умения: различать средства оптимизации поиска информации в традиционных документах.

  2. История гипертекста.
    Знания: исторические предпосылки возникновения гипертекста, первые теории автоматизации этого процесса, компьютерная реализация гипертекста.
    Умения: различать основные этапы истории создания гипертекста.

  3. Гиперссылка, как базовый элемент гипертекста.
    Знания: понятие гиперссылки, структура гиперссылки, примеры настройки гиперссылок.
    Умения: создавать и настраивать гиперссылки в среде программы создания презентаций Microsoft Power Point.

  4. Создание, гипертекстовой структуры.
    Знания: принципы и возможности настройки гиперссылок в проекте – презентации с профессиональным содержанием; знания, приобретенные на данном уроке.
    Умения: создавать гипертекстовый проект – презентацию профессионального содержания, защищать свой проект.

Цели урока:

1. От деятельности учителя:

  • оказание помощи учащимся при закреплении навыков работы с гипертекстом, опираясь на имеющиеся у них знания, а так же на зону их ближайшего развития;
  • используя продуктивные формы работы на уроке, способствовать созданию практически для каждого ученика ситуации успеха;
  • подчеркивать значимость изучаемой темы, её актуальность, возможность применения полученных знаний в жизни и будущей профессии.

2. От содержания материала:

  1. Образовательные
    • закрепление знаний о понятии ссылки, о понятии и свойствах гипертекста, как модели поисковых систем, о преимуществах гипертекстового представления информации;
    • закрепление умений различать средства оптимизации поиска информации в традиционных документах;
    • формирование знаний об истории создания гипертекста;
    • формирование знаний о структуре гиперссылки, как базового элемента гипертекста;
    • формирование умений по созданию и тестированию гипертекстовой структуры (в форме проекта – презентации).
  2. Развивающие
    • развивать умение осуществлять целеполагание,
    • развивать память, внимание, функции мышления (сравнение, анализ, синтез, систематизации),
    • развитие навыков систематизации и структуризации данных;
    • развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при создании информационных объектов.
  3. Воспитательные
    • формирование общих и профессиональных компетенций учащихся, их кругозора познавательного интереса и творческих способностей, путем подбора заданий проекта, реализующих межпредметную связь;
    • формирование коммуникативных качеств личности;
    • воспитание серьезности, самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.

3. От учащихся:

Учащиеся проводят предварительный подбор материала для выполнения проекта под руководством мастеров производственного обучения и преподавателя информатики. Учащиеся понимают цель данного урока и определяют этапы достижения поставленной цели. Под руководством преподавателя они повторяют ранее пройденный материал, для того, чтобы эффективно применить его для выполнения творческого задания.

Уже при подготовке к уроку учащиеся прогнозируют результаты работы, а на уроке проводят компьютерный эксперимент. Позиция учащихся – активность, наличие интереса к деятельности. Они проектируют предстоящую деятельность, являются ее субъектом. В процессе выполнения самостоятельной работы стремятся достичь поставленной цели. Получают результаты работы: файл с проектом – гипертекстовой презентацией. Отчитываясь по результатам работы, представляют свой проект.

Тип урока: комбинированный урок с элементами проекта.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, информационно-рецептивный, творческий профессионально направленный проект.

Средства обучения:

  • Компьютеры с соответствующим программным обеспечением (Microsoft Power Point).
  • Презентация по теме урока.
  • Проектор, экран (или интерактивная доска).
  • Раздаточный материал для выполнения заданий в группах.

План урока:

  1. Организация группы.(1 мин).
  2. Целеполагание и мотивация.(2 мин).
  3. Актуализация опорных знаний – заполнение таблицы по пройденному материалу (5 мин).
  4. Работа по теме урока. (12 мин).
    1. История гипертекста.
      а) Презентация по истории гипертекста.
      б) Задание на внимание – работа в подгруппах.
    2. Формирование знаний о понятии, структуре и настройке гиперссылок.
    3. Маленький тест на правила настройки гиперссылок в презентации.
  5. Закрепление изученного материала. (16 мин).
    1. Практическая работа на компьютере.
    2. Подведение итогов работы – представление проектов учащимися.
  6. Подведение итогов урока (3 мин.)
  7. Домашнее задание (1 мин).

Ход урока


п/п
Содержание и структура урока Время (мин) Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Организация группы.
Дорогие ребята, вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида.
1 Слушает отчет дежурных, проверяет явку и готовность учащихся к уроку. Дежурные сообщают об отсутствующих на уроке.
II Целеполагание, мотивация.
Как можно назвать нечто большее, чем текст? (гипертекст)
Следовательно, тема данного урока – «Гипертекст» (см. слайд 2) .
Можете ли вы ответить на следующие вопросы:
Что такое гипертекст? (да).
Известна ли вам история создания гипертекста? (пока нет).
Гиперссылка – это базовый элемент гипертекста. Знаете ли вы, какова ее структура? (пока нет).
На предыдущем уроке вы начали работу над собственным проектом – презентацией. Является ли сейчас ваш проект гипертекстовым? (пока нет.)
Так чему же сегодня предстоит научиться, что сделать с нашим проектом?
Сформулируйте цели нашего урока
(см. слайд 3).
Но для того, чтобы лучше справиться с этой работой, нам необходимо повторить ранее пройденный материал.
2 Организует совместное целеполагание и мотивацию на основе репродуктивного метода.

Управляет познавательной деятельностью учащихся с помощью наводящих вопросов.

Уточняет ответы учащихся,
и помогает им грамотно сформулировать тему и цели урока.
Пытаются ответить на поставленные вопросы, высказывают собственные суждения, делают выводы.

Совместно с преподавателем формулируют тему и цели урока.




Осмысливают и принимают цели данного урока.
III Актуализация опорных знаний.
Работа в подгруппах.
Задание 1. Заполнить таблицу.
Что такое гипертекст? 1.
2.
Качественное отличие электронного гипертекста от традиционного.
Основные свойства гипертекста.  
Преимущество гипертекстового представления данных.
(см. слайд 4 – задание
и слайды 5 и 6 – эталон ответа).
5 Организует актуализацию опорных знаний учащихся группы с целью повторения пройденного материала на основе репродуктивного метода.
Управляет познавательной деятельностью учащихся, уточняет их ответы, и помогает им грамотно сформулировать информацию – ответы на поставленные вопросы.
Заполняют таблицу.
Вспоминают,
воспроизводят
и анализируют
ранее изученную информацию,
отвечая на поставленные вопросы.
Слушают ответы других учащихся, дополняют и уточняют их.

Проявляют серьезность, самостоятельность и оперативность при выполнении задания.
IV Работа по теме урока. 12
1.


История гипертекста.
Вопрос к учащимся:
Как вы думаете, сколько лет гипертексту, давно ли он существует? (см. слайд 7).
Задание учащимся (по подгруппам):
а) Внимательно ознакомьтесь с содержанием следующей звуковой презентацией
(слайды 8 – 15, смена слайдов
– автоматическая).
б) Задание 2. Установите соответствие между событиями, связанными с разработкой гипертекста и именами ученых, внесших свой вклад в создание гипертекста.
(задание слайд 16 и эталон
ответа – см. слайды 17 и 18).
Организует работу группы по усвоению нового материала.
Постановка
вопроса – темы для обсуждения.
Демонстрации презентации для иллюстрации изучаемого материала.
Организация поиска ответа на поставленное задание с применением частично – поискового метода.
Пытаются ответить на поставленный вопрос, используя жизненный опыт и знания, полученные ранее.
Воспринимают, осмысливают информацию, устанавливают причинно-следственные свя­зи.
Применяют операции анализ, синтез, сравнение и систематизации при выполнении поставленного задания.
2. Формирование знаний о понятии, структуре и настройке гиперссылок.
Основное содержание материала:
(см. слайды 19–22).
1. Что такое гиперссылка?
Гипертекст позволяет структурировать документ путем выделения в нем гиперссылок.
Гиперссылка — автоматический указатель на позицию внутри документа или на другой документ.
Гиперссылка может быть добавлена
к любому элементу гипертекстового документа и обычно выделяется графически.
Возможность настройки гиперссылок заложена почти во всех офисных приложениях.
Благодаря использованию механизма гиперссылок, документ, созданный, например, в текстовом процессоре или в программе создания презентаций, можно превратить в структуру данных.
2. Структура гиперссылки.
Гиперссылка обычно состоит
из двух частей – указателя и адресной части.
Указатель гиперссылки– это объект (фрагмент текста или
рисунок), который особым образом выделяется в документе.
Адресная часть гиперссылки представляет собой:
название закладки в документе, на который указывает ссылка,
указание на другой файл, содержащее полный путь к этому файлу.
Закладка — это элемент документа, которому присвоено
уникальное имя.
Проводит изложение нового материала в процессе эвристической беседы с использованием слайдов презентации.

Воспринимают, осмысливают информацию, устанавливают причинно-следственные свя­зи.

Принимают участие в беседе.

Под руководством преподавателя анализируют информацию, проводят ее синтез, сравнивают, делают выводы.
3. Маленький тест на правила настройки гиперссылок в презентации.
Задание (3) учащимся
(по подгруппам):
Дана группа информационных объектов, состоящая из 4-х слайдов. Ответьте на поставленные вопросы.
(см. слайд 23).
Организация поиска ответа на поставленное задание с применением частично – поискового метода. Применяют операции анализ, сравнение при выполнении задания.
Проявляют серьезность, самостоятельность и оперативность.
V Закрепление изученного материала. 16
1. Практическая работа
на компьютере.

Сейчас мы приступаем к практической части нашего занятия.
Часть материала вашего проекта уже оформлена, но осталось самое главное – изменить линейную структуру презентации, сделать ее гипертекстовой. Для этого вам нужно добавить и настроить соответствующие гиперссылки.
На эту работу вам дается 8-10 минут, затем вы коротко представите свои проекты.
Приступайте к работе, желаю удачи!
(см. слайд 24).
Приглашает учащихся к компьютерам.

Организует индивидуальную работу (или работу в микрогруппах) на основе репродуктивного и частично – поискового метода.


Приступают к работе, используя информацию урока.
Анализируют задание, решают познавательные задачи.
Развивают внимание, серьезность, самостоятельность, оперативность и собранность, навыки общения в микрогруппе.
При необходимости проводят самооценку, корректируют выполненную работу.
2. Подведение итогов работы – представление проектов учащимися.
<Рисунок 2>, <Рисунок 3> – Приложение 6

Организует представление проектов с использованием интердоски.
Оценивает результаты работы учащихся в соответствии с качеством и количеством выполненной работы. Организует обсуждение итогов работы, уточняет и дополняет.
Отчитываются по результатам работы, кратко представляя свой проект.
(Примеры представления проектов см. в приложении 5,
примеры проектов по профессии «повар-кондитер» – см. в приложениях-презентациях 1-4),
<Рисунок 1> – Приложение 6

VI Подведение итогов
урока.
Удалось ли нам достичь поставленных целей урока?
Что нового вы узнали на уроке?
Какие затруднения у вас были в работе?
(см. слайд 25).
3 Подведение итогов урока в соответствии с поставленными целями урока.
Организует обсуждение итогов урока, его результативности.
Сообщение оценок, поставленных за урок.
Участвуют в совместном подведении итогов,
рефлексия.

VII Домашнее задание. (см. слайды
25 и 26
). Завершить наш урок мне хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого: «Память лет учения неразрывно живет с человеком и неприметно для него освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни».
Мы с вами живем уже в 21 веке, но эти слова не утратили своей актуальности. И я надеюсь, что информация, полученная вами на этом уроке, поможет вам как в дальнейшей учебе, так и в профессиональной деятельности.
1 Подберите пример технологического процесса нелинейной структуры, и попробуйте создать его информационную модель с использованием гипертекста. Фиксируют домашнее задание.
Задают вопросы по неясным моментам.

В группах 1 курса есть учащиеся с разным складом характера и психологическими особенностями. В соответствии с этим была подобрана структура, содержание и темп урока. Для аудиалов материал урока подается в звуковой форме, для визуалов он дублируется через слайды разработанных к уроку презентаций. Для гиперактивных учащихся подобраны профессионально направленные материалы проектов, интересные исторические факты, позволяющие переключить их внимание на материал урока. Работоспособность учащихся поддерживалась применением на уроке различных форм обучения: групповые, в малых группах, индивидуальная работа за компьютером. На уроке идет нарастание степени самостоятельности от задания на воспроизведение к творческим заданиям. В процессе проведения урока опрашиваются все учащиеся группы, творческие задания учащимися должны быть выполнены. При этом достигаются поставленные цели и задачи урока. Используемая литература – см. слайд 27.

При создании презентации и подготовке урока были использованы следующие материалы и литература:

  1. Материалы из Википедии (свободной энциклопедии).
  2. Макарова Н.В. «Информатика. Практикум по информационным технологиям» – СПБ.: ПИТЕР, 2008. -180 с.
  3. Пушкарёва Е. В. «Эффективность использования презентаций в преподавании» pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html
  4. Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 10-11 кл. средней школы» – М.: «ВАКО», 2008. -352с.
  5. Угринович Д. Н., «Информатика и информационные технологии», – М.: БИНОМ, 2006. -511 с.: ил.
  6. Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» – М.: БИНОМ, 2002. -214 с.
  7. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. «Справочник по информатике для школьников». –Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. -192 с..