Курс: I (первый).
Тема: «Информационные модели».
Данный урок является логическим продолжением разделов информатики, связанных с созданием информационных объектов различного вида. Он тесно связан как с предыдущими, так и с последующими уроками темы «Информационные модели», а также реализует межпредметные связи через применение элементов творческого проекта. Введение нового материала основывается на знаниях учащихся о понятии и свойствах гипертекста.
Материалы к проектам мы подбираем вместе с учащимися с учетом их интересов и нужд лицея. Учащиеся знают, что результаты их работы не пропадут, а будут применяться далее в учебном процессе, для оформления стендов, газет, в работе приемной комиссии и т. д.
В процессе выполнения проекта я стараюсь создать учащимся ситуацию успеха, чтобы реализовать основные принципы развивающего образовательного пространства – учащимся должно быть комфортно на уроке, у них должен быть личный интерес в работе, тогда и знания будут лучше усваиваться.
План содержания урока:
-
Понятие гипертекста, как модели поисковых систем.
Знания: понятие ссылки, как указания на информационный объект, понятие гипертекста, свойства гипертекста.
Умения: различать средства оптимизации поиска информации в традиционных документах. -
История гипертекста.
Знания: исторические предпосылки возникновения гипертекста, первые теории автоматизации этого процесса, компьютерная реализация гипертекста.
Умения: различать основные этапы истории создания гипертекста. -
Гиперссылка, как базовый элемент гипертекста.
Знания: понятие гиперссылки, структура гиперссылки, примеры настройки гиперссылок.
Умения: создавать и настраивать гиперссылки в среде программы создания презентаций Microsoft Power Point. -
Создание, гипертекстовой структуры.
Знания: принципы и возможности настройки гиперссылок в проекте – презентации с профессиональным содержанием; знания, приобретенные на данном уроке.
Умения: создавать гипертекстовый проект – презентацию профессионального содержания, защищать свой проект.
Цели урока:
1. От деятельности учителя:
- оказание помощи учащимся при закреплении навыков работы с гипертекстом, опираясь на имеющиеся у них знания, а так же на зону их ближайшего развития;
- используя продуктивные формы работы на уроке, способствовать созданию практически для каждого ученика ситуации успеха;
- подчеркивать значимость изучаемой темы, её актуальность, возможность применения полученных знаний в жизни и будущей профессии.
2. От содержания материала:
- Образовательные
- закрепление знаний о понятии ссылки, о понятии и свойствах гипертекста, как модели поисковых систем, о преимуществах гипертекстового представления информации;
- закрепление умений различать средства оптимизации поиска информации в традиционных документах;
- формирование знаний об истории создания гипертекста;
- формирование знаний о структуре гиперссылки, как базового элемента гипертекста;
- формирование умений по созданию и тестированию гипертекстовой структуры (в форме проекта – презентации).
- Развивающие
- развивать умение осуществлять целеполагание,
- развивать память, внимание, функции мышления (сравнение, анализ, синтез, систематизации),
- развитие навыков систематизации и структуризации данных;
- развивать информационное видение явлений и процессов окружающего мира при создании информационных объектов.
- Воспитательные
- формирование общих и профессиональных компетенций учащихся, их кругозора познавательного интереса и творческих способностей, путем подбора заданий проекта, реализующих межпредметную связь;
- формирование коммуникативных качеств личности;
- воспитание серьезности, самостоятельности, оперативности и собранности в решении поставленных задач.
3. От учащихся:
Учащиеся проводят предварительный подбор материала для выполнения проекта под руководством мастеров производственного обучения и преподавателя информатики. Учащиеся понимают цель данного урока и определяют этапы достижения поставленной цели. Под руководством преподавателя они повторяют ранее пройденный материал, для того, чтобы эффективно применить его для выполнения творческого задания.
Уже при подготовке к уроку учащиеся прогнозируют результаты работы, а на уроке проводят компьютерный эксперимент. Позиция учащихся – активность, наличие интереса к деятельности. Они проектируют предстоящую деятельность, являются ее субъектом. В процессе выполнения самостоятельной работы стремятся достичь поставленной цели. Получают результаты работы: файл с проектом – гипертекстовой презентацией. Отчитываясь по результатам работы, представляют свой проект.
Тип урока: комбинированный урок с элементами проекта.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, информационно-рецептивный, творческий профессионально направленный проект.
Средства обучения:
- Компьютеры с соответствующим программным обеспечением (Microsoft Power Point).
- Презентация по теме урока.
- Проектор, экран (или интерактивная доска).
- Раздаточный материал для выполнения заданий в группах.
План урока:
- Организация группы.(1 мин).
- Целеполагание и мотивация.(2 мин).
- Актуализация опорных знаний – заполнение таблицы по пройденному материалу (5 мин).
- Работа по теме урока. (12 мин).
- История гипертекста.
а) Презентация по истории гипертекста.
б) Задание на внимание – работа в подгруппах. - Формирование знаний о понятии, структуре и настройке гиперссылок.
- Маленький тест на правила настройки гиперссылок в презентации.
- История гипертекста.
- Закрепление изученного материала. (16 мин).
- Практическая работа на компьютере.
- Подведение итогов работы – представление проектов учащимися.
- Подведение итогов урока (3 мин.)
- Домашнее задание (1 мин).
Ход урока
№ п/п |
Содержание и структура урока | Время (мин) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
I | Организация группы. Дорогие ребята, вы знаете, что вся жизнь и деятельность человека непосредственно связана с обработкой информации. Человек живет в информационном пространстве, и сам является его частью. А компьютер – это незаменимый помощник человека при работе с информацией различного вида. |
1 | Слушает отчет дежурных, проверяет явку и готовность учащихся к уроку. | Дежурные сообщают об отсутствующих на уроке. | ||||||||
II | Целеполагание, мотивация. Как можно назвать нечто большее, чем текст? (гипертекст) Следовательно, тема данного урока – «Гипертекст» (см. слайд 2) . Можете ли вы ответить на следующие вопросы: Что такое гипертекст? (да). Известна ли вам история создания гипертекста? (пока нет). Гиперссылка – это базовый элемент гипертекста. Знаете ли вы, какова ее структура? (пока нет). На предыдущем уроке вы начали работу над собственным проектом – презентацией. Является ли сейчас ваш проект гипертекстовым? (пока нет.) Так чему же сегодня предстоит научиться, что сделать с нашим проектом? Сформулируйте цели нашего урока (см. слайд 3). Но для того, чтобы лучше справиться с этой работой, нам необходимо повторить ранее пройденный материал. |
2 | Организует совместное целеполагание и мотивацию на основе репродуктивного метода. Управляет познавательной деятельностью учащихся с помощью наводящих вопросов. Уточняет ответы учащихся, и помогает им грамотно сформулировать тему и цели урока. |
Пытаются ответить на поставленные вопросы, высказывают собственные суждения, делают выводы. Совместно с преподавателем формулируют тему и цели урока. Осмысливают и принимают цели данного урока. |
||||||||
III | Актуализация опорных знаний. Работа в подгруппах. Задание 1. Заполнить таблицу.
и слайды 5 и 6 – эталон ответа). |
5 | Организует актуализацию опорных знаний учащихся группы с целью повторения пройденного материала на основе репродуктивного метода. Управляет познавательной деятельностью учащихся, уточняет их ответы, и помогает им грамотно сформулировать информацию – ответы на поставленные вопросы. |
Заполняют таблицу. Вспоминают, воспроизводят и анализируют ранее изученную информацию, отвечая на поставленные вопросы. Слушают ответы других учащихся, дополняют и уточняют их. Проявляют серьезность, самостоятельность и оперативность при выполнении задания. |
||||||||
IV | Работа по теме урока. | 12 | ||||||||||
1. |
История гипертекста. Вопрос к учащимся: Как вы думаете, сколько лет гипертексту, давно ли он существует? (см. слайд 7). Задание учащимся (по подгруппам): а) Внимательно ознакомьтесь с содержанием следующей звуковой презентацией (слайды 8 – 15, смена слайдов – автоматическая). б) Задание 2. Установите соответствие между событиями, связанными с разработкой гипертекста и именами ученых, внесших свой вклад в создание гипертекста. (задание слайд 16 и эталон ответа – см. слайды 17 и 18). |
Организует работу группы по усвоению нового материала. Постановка вопроса – темы для обсуждения. Демонстрации презентации для иллюстрации изучаемого материала. Организация поиска ответа на поставленное задание с применением частично – поискового метода. |
Пытаются ответить на поставленный вопрос, используя жизненный опыт и знания, полученные ранее. Воспринимают, осмысливают информацию, устанавливают причинно-следственные связи. Применяют операции анализ, синтез, сравнение и систематизации при выполнении поставленного задания. |
|||||||||
2. | Формирование знаний о понятии, структуре и настройке гиперссылок. Основное содержание материала: (см. слайды 19–22). 1. Что такое гиперссылка? Гипертекст позволяет структурировать документ путем выделения в нем гиперссылок. Гиперссылка — автоматический указатель на позицию внутри документа или на другой документ. Гиперссылка может быть добавлена к любому элементу гипертекстового документа и обычно выделяется графически. Возможность настройки гиперссылок заложена почти во всех офисных приложениях. Благодаря использованию механизма гиперссылок, документ, созданный, например, в текстовом процессоре или в программе создания презентаций, можно превратить в структуру данных. 2. Структура гиперссылки. Гиперссылка обычно состоит из двух частей – указателя и адресной части. Указатель гиперссылки– это объект (фрагмент текста или рисунок), который особым образом выделяется в документе. Адресная часть гиперссылки представляет собой: название закладки в документе, на который указывает ссылка, указание на другой файл, содержащее полный путь к этому файлу. Закладка — это элемент документа, которому присвоено уникальное имя. |
Проводит изложение нового материала в процессе эвристической беседы с использованием слайдов презентации. |
Воспринимают, осмысливают информацию, устанавливают причинно-следственные связи. Принимают участие в беседе. Под руководством преподавателя анализируют информацию, проводят ее синтез, сравнивают, делают выводы. |
|||||||||
3. | Маленький тест на правила настройки гиперссылок в презентации. Задание (3) учащимся (по подгруппам): Дана группа информационных объектов, состоящая из 4-х слайдов. Ответьте на поставленные вопросы. (см. слайд 23). |
Организация поиска ответа на поставленное задание с применением частично – поискового метода. | Применяют операции анализ, сравнение при выполнении задания. Проявляют серьезность, самостоятельность и оперативность. |
|||||||||
V | Закрепление изученного материала. | 16 | ||||||||||
1. | Практическая работа на компьютере. Сейчас мы приступаем к практической части нашего занятия. Часть материала вашего проекта уже оформлена, но осталось самое главное – изменить линейную структуру презентации, сделать ее гипертекстовой. Для этого вам нужно добавить и настроить соответствующие гиперссылки. На эту работу вам дается 8-10 минут, затем вы коротко представите свои проекты. Приступайте к работе, желаю удачи! (см. слайд 24). |
Приглашает учащихся к компьютерам. Организует индивидуальную работу (или работу в микрогруппах) на основе репродуктивного и частично – поискового метода. |
Приступают к работе, используя информацию урока. Анализируют задание, решают познавательные задачи. Развивают внимание, серьезность, самостоятельность, оперативность и собранность, навыки общения в микрогруппе. При необходимости проводят самооценку, корректируют выполненную работу. |
|||||||||
2. | Подведение итогов работы – представление проектов учащимися. <Рисунок 2>, <Рисунок 3> – Приложение 6 |
Организует представление проектов с использованием интердоски. Оценивает результаты работы учащихся в соответствии с качеством и количеством выполненной работы. Организует обсуждение итогов работы, уточняет и дополняет. |
Отчитываются по результатам работы, кратко представляя свой проект. (Примеры представления проектов см. в приложении 5, примеры проектов по профессии «повар-кондитер» – см. в приложениях-презентациях 1-4), <Рисунок 1> – Приложение 6 |
|||||||||
VI | Подведение итогов урока. Удалось ли нам достичь поставленных целей урока? Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас были в работе? (см. слайд 25). |
3 | Подведение итогов урока в соответствии с поставленными целями урока. Организует обсуждение итогов урока, его результативности. Сообщение оценок, поставленных за урок. |
Участвуют в совместном подведении итогов, рефлексия. |
||||||||
VII | Домашнее задание. (см. слайды 25 и 26). Завершить наш урок мне хотелось бы словами Льва Николаевича Толстого: «Память лет учения неразрывно живет с человеком и неприметно для него освещает и направляет его шаги в продолжение целой жизни». Мы с вами живем уже в 21 веке, но эти слова не утратили своей актуальности. И я надеюсь, что информация, полученная вами на этом уроке, поможет вам как в дальнейшей учебе, так и в профессиональной деятельности. |
1 | Подберите пример технологического процесса нелинейной структуры, и попробуйте создать его информационную модель с использованием гипертекста. | Фиксируют домашнее задание. Задают вопросы по неясным моментам. |
В группах 1 курса есть учащиеся с разным складом характера и психологическими особенностями. В соответствии с этим была подобрана структура, содержание и темп урока. Для аудиалов материал урока подается в звуковой форме, для визуалов он дублируется через слайды разработанных к уроку презентаций. Для гиперактивных учащихся подобраны профессионально направленные материалы проектов, интересные исторические факты, позволяющие переключить их внимание на материал урока. Работоспособность учащихся поддерживалась применением на уроке различных форм обучения: групповые, в малых группах, индивидуальная работа за компьютером. На уроке идет нарастание степени самостоятельности от задания на воспроизведение к творческим заданиям. В процессе проведения урока опрашиваются все учащиеся группы, творческие задания учащимися должны быть выполнены. При этом достигаются поставленные цели и задачи урока. Используемая литература – см. слайд 27.
При создании презентации и подготовке урока были использованы следующие материалы и литература:
- Материалы из Википедии (свободной энциклопедии).
- Макарова Н.В. «Информатика. Практикум по информационным технологиям» – СПБ.: ПИТЕР, 2008. -180 с.
- Пушкарёва Е. В. «Эффективность использования презентаций в преподавании» pedsovet.org/forum/lofiversion/index.php/t57.html
- Шелепаева А.Х. «Поурочные разработки по информатике. Пособие для 10-11 кл. средней школы» – М.: «ВАКО», 2008. -352с.
- Угринович Д. Н., «Информатика и информационные технологии», – М.: БИНОМ, 2006. -511 с.: ил.
- Угринович Н., Босова Л., Михайлова Н. «Практикум по информатике и информационным технологиям» – М.: БИНОМ, 2002. -214 с.
- Гейн А.Г., Сенокосов А.И. «Справочник по информатике для школьников». –Екатеринбург: «У-Фактория», 2003. -192 с..