Педагогические задачи: познакомить учащихся с понятием глобуса и карты полушарий; учить читать нанесённую на них информацию; развивать представление о том, как происходило накопление географических знаний в истории человечества.
Оборудование: музыкальная композиция группы Земляне; видеоролик “Вид земли из космоса”; пластилин; яблоко; газетный лист; глобус; карта полушарий; учебник для 2 класса А. А Вахрушева “Окружающий мир” .
Ход урока
1. Организационный момент.
(Урок начинается с ритуала приветствия и рукопожатия.) Желаю успехов всегда и во всём, удачи тебе на уроке!
2. Актуализация знаний.
- Мы продолжаем наше путешествие по необъятным просторам вселенной. И мне очень хочется, чтобы вы послушали эту композицию и попытались ответить на вопрос: “Человек, какой профессии может исполнять эту песню?” (звучит композиция группы Земляне – Земля в иллюминаторе; по ходу демонстрируется ролик “Вид Земли из космоса”)
- Кто может исполнять эту песню?
- Где находится космонавт, исполняющий эту песню?
- Почему вы так решили?
- Что видит космонавт в иллюминатор? (Землю, нашу планету)
У каждой группы на партах лежат различные материалы. Попробуйте сделать из данных материалов нашу планету такой, какой вы её представляете.(Учащиеся работают в группах)
- пластилин
- яблоко, разрезанное на части; зубочистки
- газета
Расскажите, что у вас получилось.
- Какую форму имеет Земля? (Шар)
- Какой представляли Землю в древности?
- Какие доказательства шарообразности Земли вы знаете?
3. “Открытие” нового знания.
- Что у меня в руке? (Учитель демонстрирует машинку-модельку)
- Как иначе называют такие машинки? (Модельки)
- Почему? (Как настоящая, модель)
- А как вы думаете, что сейчас сделали вы, работая в группах? (Сделали модель Земли)
Вот точно так же как и вы, много лет тому назад, один немецкий учёный создал модель Земли.
- Кто-то догадался, о чём идёт речь? (Глобус)
- Сделайте вывод, что такое глобус. (Это модель Земли)
- Почему учёный назвал свою модель глобусом? (Дети совещаются в группе, высказывают предположения)
- Проверим ваши предположения. (Проверка в интернете или по готовым распечаткам) Глобус (лат.) – шар.
- А вот как выглядел первый глобус, нам расскажет…(Рассказ и показ слайдов подготовленным учеником)
Первый глобус появился более 500 лет назад, в Германии, и создал его немецкий географ Мартин Бехайм. Сделан он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует Америка. Берега Западной Европы и Восточной Азии разделены только морем. Он назвал свою модель “земное яблоко”. До сих пор первый глобус хранится в одном из музеев Германии. В нашей стране находятся два любопытных глобуса. Оба они сделаны в Голландии очень давно, более 300 лет назад, искусными мастерами того времени, и оба принадлежали Петру Первому. Один из них в диаметре составляет 173 см, другой 319 см. Оба приводились в движение особым механизмом. Самый большой был не только глобусом, но и планетарием. Внутрь него вела дверца, посреди глобуса стоял стол и скамейки, за которыми умещалось 12 человек. Посетители могли наблюдать суточное движение звезд. Чтобы перевести первый глобус из Москвы, пришлось впрягать 14 лошадей. Интересна судьба этих гигантов. В настоящее время оба они находятся в музеях и на них можно посмотреть любому желающему.
- А сейчас посмотрим на глобус поближе. (Дети рассматривают глобус и выполняют практическую работу в группах)
1 группа:
1. Какие цвета есть на глобусе? Что они обозначают?
2. Какого цвета на глобусе больше? Почему?
2 группа:
1. Попробуйте повращать глобус. Зачем глобус сделали вращающимся?
2. Какие две точки при вращении глобуса всегда остаются неподвижными? Напиши их название.
3 группа:
1. Почему глобус называют “мяч в сетке”?
2. Найдите эти линии на глобусе. Расскажите, как они называются, опираясь на статью в учебнике (стр.65)
- А зачем вообще нужен глобус?
Многие из вас летом ездили отдыхать. Поднимите руку те, кто брал с собой глобус?
- А видели ли вы людей в самолёте, поезде или автобусе, путешествующих с глобусом в руках?
- А почему? (Занимает много места)
- Как же тогда быть? (Взять карту)
Так люди и поступили. Глобус как бы разделили на две половинки. Получилась карта полушарий. Ту половинку, на которой изображена наша страна, принято называть восточным полушарием. Обычно оно бывает справа. Другую половинку называют западным полушарием.(Показ учителем)
4. Первичное закрепление.
Работа по учебнику стр.67 №6
5. Итог урока.
(викторина)
- Как называется модель Земли, уменьшенная в десятки миллионов раз?
- Материал, из которого был изготовлен первый глобус?
- Цвет, которым на глобусе обозначены горы?
- Как называются точки, которые при вращении глобуса остаются неподвижными?
- Самая длинная параллель?
- Как называют изображение Земли на плоскости?
6. Рефлексия.
На парте у каждого ребёнка лежит пустой круг. Внутри круга дети рисуют лицо, выполняя инструкцию учителя.Ребята, которые сегодня на уроке всё видели - нарисуйте глазки; ктовсё слышал – ушки; кто отвечал на уроке – открытый рот.
7. Домашнее задание.
Запишите, чем похожи глобус и карта, и чем они отличаются.