Учебно-практические занятия по геоморфологии на территории заповедников г. Москвы

Разделы: География

Классы: 8, 9

Ключевые слова: рельеф Москвы, заповедники Москвы


Показателем мастерства в работе учителя географии в общеобразовательной школе или колледже выступает проведение им учебно-практических занятий на местности. В методике преподавания географии они классифицируются как экскурсии. Данный вид работы – один из активных методов преподавания, реализующий учебно-воспитательные задачи современного географического образования.

Несмотря на давность применения экскурсии и на существование обширной базы учебно-методической литературы по данному вопросу, не все учителя проводят экскурсии на местности, выводя учащихся за пределы школы к изучаемым объектам. В затруднительном положении не редко оказываются учителя географии крупных городов, которые не могут найти участок природы для прокладки учебного маршрута. Здесь на помощь проходят заповедники и парки города, где природа максимально ограждена от хозяйственного использования. На территории города Москвы расположено около 10 таких особо охраняемых территорий в разных районах столицы.

Учебный план базовой подготовки техников всех специальностей в Колледже геодезии и картографии МИИГАиК также предусматривает проведение учебной практики по геоморфологии. Нижеизложенный опыт организации учебных занятий со студентами 2 курса обучения может быть использован в работе учителей географии для проведения экскурсий с учащимися 6 и 7 и 8 классов на тему “Описание природно-антропогенного комплекса”, а также во внеклассной работе.

Учебно-практические занятия на местности – это возможность соединить теоретические знания, полученные в процессе изучения геоморфологии, с практическими умениями и навыками, а также овладеть методикой географических наблюдений и исследований Закрепление теоретических положений основано на знаниях о геологическом строении, характеристиках рельефа, его генезисе, современных геоморфологических процессах, содержании и общих принципах составления геоморфологических карт. Практические умения предусматривают геоморфологическое описание территории района практики, составление геолого-геоморфологического профиля и геоморфологической картосхемы.

В районе практики хорошо выражены основные геоморфологические процессы и формы рельефа Москвы:

  1. Выветривание: небольшие обвалы по склонам оврагов и балок.
  2. Оползень: сползание грунта по склонам оврагов, балок, коренных берегов рек. Оползни приурочены к берегам рек и склонам овражно-балочной сети в местах выхода на поверхность глинистых отложений различного возраста. Оползни распространены в четвертичных отложениях, приурочены к каменноугольным отложениям в долине реки Москвы.
    Специфика рельефа москворецкого оползневого склона обусловлена залеганиям у подножия этого склона чёрных морских глин юрского периода мезозоя. Вода, просочившись сквозь толщу вышележащих песков (водно-ледниковых, меловых, юрских), скапливается на поверхности юрских глин, которые являются водоупорным слоем. Пласты горных пород медленно сползают к реке по скользкой смоченной поверхности юрских глин. Оползни следуют один за другим, и склон становится волнистым. Время движения оползневого тела от места отрыва до реки может составлять несколько столетий. В связи с созданием набережной и прекращением разливов р. Москвы оползневые явления замедлились, но не прекратились. Оползневые гряды рассекаются оврагами, в результате чего возникает причудливый оползневой рельеф.
  3. Эрозия временных водных русловых потоков: промоина, овраг, балка. Наиболее поражены оврагами Теплостанская возвышенность, где базис эрозии нередко превышает 100 и более метров.
  4. Эрозия постоянных водных русловых потоков: русло реки, пойма, надпойменные террасы, меандр, озеро-старица; исток, русло, устье ручья.
  5. Карстово-суффозионные процессы: провальные воронки, провалы. Карст Москвы относится к типу покрытого. Процесс карстообразования протекает в карбонатных породах.
  6. Ледниковая аккумуляция (древнее оледенение): днепровские и московские моренные отложения;
  7. Антропогенные: насыпные Крылатские холмы, пруды, Московский гребной канал.

Данные геоморфологические процессы и формы рельефа доступны для изучения в Крылатском и Кунцевском районах, а также в районе Воробьевы горы города Москвы.

В ходе учебных исследований студенты используют оборудование: компас, барометр-анероид, лопата, почвенный нож, мерная измерительная лента (рулетка), фотоаппарат, тетрадь для записей (дневник практики), линейка, простой карандаш, ручки.

Учебная практика предусматривает прохождение трех маршрутов:

Маршрут 1. Овражно-балочная система в Суворовском парке города Москвы (приложение 1).

В трехстах метрах от Рублевского шоссе (метро Кунцевская, автобусная остановка “Суворовский парк”) начинается крупная овражно-балочная система участок оползневого склона р. Москвы. Хорошо выражен главный и боковые овраги, а также отдельные части оползня (тело, язык, стенка отрыва), “пьяный лес”. На дне оврага есть выходы родников. Хорошо выражена надпойменная терраса реки. Спуск к руслу реки оборудован лестницей с перилами.

В ходе маршрута проводится изучение эрозии временных водотоков, склоновых процессов, морфометрические измерения, профилирование оврага. В работе студенты составляют характеристику оврага (приложение 2), описание геологических обнажений (приложение 3), описание почвенного разреза.

Общая протяженность маршрута – около 2 км.

Маршрут 2. Крылатские холмы. (приложение 4).

Овражно-балочная система Каменная клетва– насыпные Крылатские холмы – родники (родник “Рудненская Божья Матерь”) - Крылатский ручей – Московский гребной канал - Крылатская пойма реки Москва – Крылатский мост (Приложение 5).

В ходе маршрута проводится описание геоморфологических процессов, измерение форм рельефа и анализ антропогенного воздействия на ландшафт. В работе студенты составляют характеристику холма (Приложение 6) и ручья.

Общая протяженность маршрута – около 2,5 км.

Маршрут № 3. Воробьевы горы.

Маршрут протянулся по обе стороны от метромоста (метро Воробьевы горы”). Участки оползневого склона - заброшенный подъемник длиной 90 м – пруд - благоустроенный родник в 60 метрах ниже памятника Герцену и Огареву – Лужнецкая набережная – многочисленные выходы родников на склоне – Андреевские пруды; хорошо просматриваются здания Андреевского монастыря, Российской академии наук и Московского университета, которые стоят на речных террасах.

Приложение 7.

В ходе маршрута происходит изучение особенностей рельефа, геологии и современных геоморфологических процессов. Рассматривается антропогенная и техногенная трансформация Воробьевых гор: влияние человек на оползневую активность, рельеф, гидрологию.

Общая протяженность маршрута – около 1,5 км.

Полевой этап учебной практики дополняется предварительным занятием “Природные особенности района практики”, в ходе которого анализируется картографический материал (Приложение 8). Заключительный этап включает обработку материалов полевых дневников и составление отчета (фотоотчета).

Уважаемые коллеги, выбирайте любой из маршрутов и организуйте обычную экскурсию-прогулку или настоящее учебное исследование. И в том и в другом случае Вы и ученики получите яркие впечатления, новые знания и умения. Вас ждут зеленые “острова” с вековыми деревьями, настоящие горы и огромные водные пространства в море урбанизации. Приятных открытий!