По учебнику Никольского С.М., Потапова М.К. и др. «Алгебра и начала математического анализа. 11 класс».
Тип урока: обобщающий интегрированный (математика + информатика) урок-практикум, включающий элементы исследовательской деятельности учащихся
Цели урока:
1. Образовательные
- Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков, полученных при изучении данной темы.
- Формирование ИКТ-грамотности:
- применение возможностей программы Microsoft Office Excel для построения и исследования графиков элементарных функций, а также для решения некоторых математических задач
- формирование умений и навыков работы в электронных таблицах (автозаполнение, построение формул, построение графиков функций)
2. Развивающие
- Развитие мыслительной деятельности. Формирование умений оценивать и интегрировать информацию: анализировать и сравнивать графики функций, обобщать и применять полученные знания к преобразованию графиков различных элементарных функций
- Развитие познавательной активности
- Развитие памяти, внимания, самостоятельности при работе на компьютере
3. Воспитывающие
- Формирование познавательного интереса путем описания математических объектов автоматическими средствами представления данных
- Воспитание аккуратности, терпения, усидчивости
- Воспитание понятия красоты и гармонии в науке
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать основные способы преобразования графиков функций;
Уметь:
- строить графики элементарных функций
- применять способы преобразования графиков функций
- применять возможности компьютерной программы Microsoft Office Excel для построения графиков функций и решения задач, связанных с построением графиков функций
Оборудование:
- Персональные компьютеры на каждого ученика (при нехватке компьютеров учащиеся могут выполнять практические задания в парах).
- Мультимедийный проектор.
- Презентация «Основные способы преобразования графиков функций».
Ход урока
I. Организационный момент, проверка готовности к уроку
II. Актуализация знаний
Учитель сообщает учащимся тему и цель урока. Основная задача урока - закрепление навыков использования теоретических знаний, приобретённых учащимися по данной теме, при решении практических задач с помощью электронных таблиц.
Для актуализации знаний демонстрируется презентация «Основные способы преобразования графиков функций». Учащиеся с места комментируют слайды презентации.
III. Практическая часть (самостоятельная работа)
Учащиеся получают карточки-задания для практической работы (слайд 13 презентации).
Работа выполняется на компьютере с помощью программы Microsoft Office Excel. Каждому ученику необходимо построить не менее трёх графиков (на выбор или в соответствии с заданием на карточке, выданной учителем) так, чтобы на рисунке отражались все этапы построения графика (аналогично примерам, рассмотренным в презентации). На слайдах 14-20 презентации показаны графики, которые должны получиться у учащихся (конечный график выделен бирюзовым цветом).
Пример. Построить график функции у = 1/2 sin (3x) – 2.
Этапы построения: у1 = sin x → y2 = sin (3x) → y3 = 1/2 sin (3x) → у4 = 1/2 sin (3x) – 2
Чтобы все этапы построения графика отображались на рисунке (для наглядности происходящих с функцией преобразований), ученик должен заполнить таблицу по следующему образцу:
А | B | C | D | E | |
1 | х | у1 | у2 | у3 | у4 |
2 | -8 | =SIN(A2) | =SIN(3*A2) | =0,5*C2 | =D2-2 |
Интервал для значений х можно выбрать, например, от -8 до 8 с шагом 0,2.
Выполнив автозаполнение и выделив всю получившуюся таблицу, ученик создаёт диаграмму (тип диаграммы – точечная, со значениями соединенными сглаживающими линиями):
Рис. 1
На этом рисунке график исходной функции у = sin x изображён линией синего цвета, график функции у = 1/2 sin (3x) – 2 изображён линией бирюзового цвета.
Если кто-то из учеников быстрее других справится с заданием, он может построить ещё один график из предложенного списка или помочь кому-то из одноклассников.
IV. Демонстрация практических приложений полученных знаний, умений и навыков
Одним из важнейших моментов математического образования является его практическая направленность. Ученики должны понимать, как они могут использовать полученные знания, умения и навыки, какие практические задачи они смогут решить с их помощью.
На этом этапе урока ученики рассматривают некоторые возможности применения полученных знаний и умений по данной теме.
- Математическое моделирование
В качестве домашнего задания к уроку несколько учащихся класса должны были разработать электронные шаблоны построения графиков элементарных функций:
Рис. 2
При составлении электронной таблицы для выполнения данного задания необходимо воспользоваться абсолютной адресацией с указанием адресов тех ячеек, в которые будут вводиться значения входящих в формулу функции параметров. Таким образом, с помощью одного шаблона можно будет построить целое семейство графиков функций, а также проследить за преобразованиями, происходящими с функцией при изменении значения того или иного параметра.
Пример. Создать шаблон для построения графика функции y = а(х-m)2 + b
Составляем таблицу, используя абсолютную адресацию:
А | B | C | D | E | F | |
1 | x | y | y1 | Значения параметров | ||
2 | -5 | =A2^2 | =$F$2*(A2-$F$3)^2+$F$4 | a = | ||
3 | -4,8 | =A3^2 | =$F$2*(A3-$F$3)^2+$F$4 | m = | ||
4 | -4,6 | =A4^2 | =$F$2*(A4-$F$3)^2+$F$4 | b = |
При значениях а = 3, m = 2, b = -3 получается диаграмма:
Рис. 3
где линией синего цвета показан график основной функции у = х2, а линией розового цвета график функции у = 3(х – 2)2 – 3.
Ученики, выполнившие это задание дома, представляют с помощью мультимедийного проектора результаты своей работы. Набор электронных шаблонов, созданных учащимися, может быть оформлен в одну электронную книгу в качестве пособия по построению графиков функций, которое может пополнить школьную методическую копилку. (См. Приложение 1, листы 1-6)
- Использование графиков функций при решении некоторых задач
Ученики другой части класса в качестве домашнего задания к уроку готовили примеры, показывающие использование графиков функций при решении следующих задач:
- решение уравнений;
- решение систем уравнений;
- решение задач с параметром.
Задача 1. Решить уравнение 2х2 - 23х + 65 = 0
Задача 2. Найти наименьший положительный корень уравнения
Рис. 4
Задача 3. Решить систему уравнений
Рис. 5
Задача 4. Сколько корней может иметь уравнение 2х3-3х2-12х = а при различных значениях параметра а?
Учащиеся, выполнявшие это задание, также демонстрируют классу результаты своей работы. (См. Приложение 2, листы1-4)
V. Подведение итогов урока, выставление оценок
VI. Домашнее задание
Стр. 28-30, разобрать п.5, № 1.70 (а-д)