Цель занятия:
- Познакомить с Международным правовым документом – Конвенция ООН о правах ребёнка и историей его написания.
- Ознакомить с основными правами и обязанностями ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.
- Содействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободе человека, правам ребенка.
Задачи занятия:
- передать школьникам знания о Конвенции, о правах ребенка, ее истории и содержании;
- сформировать представление о системе прав ребенка;
- на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение;
- содействовать воспитанию культуры прав человека.
Оснащение занятия:
- словари (Приложение 1), мультимедийное оборудование, презентация;
- тексты Конвенции о правах ребенка (полный или адаптированный, могут быть фрагменты этого документа).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! Ну как настроение? Если всё хорошо, то поднимите красные цветы, если «so-so», то поднимите жёлтые, а если совсем плохо, то зелёные.
II. Ввод в тему занятия.
Учитель: Дорогие ребята, у нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами поговорим о том, что вам хорошо известно, но в тоже время неизвестно и непонятно, а о чём вы сейчас сами попробуете догадаться, после того как ответите на несколько моих вопросов.
- Составьте список обидных и критических слов (прозвищ), несправедливых замечаний, которые имеют место в жизни вашего класса и могут заставить школьника страдать.
- Вспомните насильственные методы воспитания ваших родителей.
- Перечислите несправедливые на ваш взгляд отказы в вашей просьбе (просьбе родителей) в государственных органах.
Прочитайте ещё раз то, что вы написали.
- Как вы думаете, о чём всё это говорит?
- Действительно о нарушении прав человека, а конкретно ваших прав ребята. И так о чём пойдёт речь сегодня у нас на занятии?
Да, ребята о ваших правах. И так, тема нашего занятия так и будет называться «Имею право на права». (Слайд №1)
III. Целеполагание.
- Стоит ли сегодня об этом говорить?
- Может быть, это лишь единичные случаи в вашей жизни?
Давайте послушаем наших докладчиков.
Выступление 1 ученика:
«Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН. По данным бывшего вице-премьера В.И. Матвиенко на начало 2008 года число беспризорных в стране составляло 1 миллион человек, к этому следует прибавить 100-130 тысяч безнадзорных. При этом Генеральный прокурор РФ сообщил, что в 2009 г. 96 700 несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти четыре тысячи подростков погибли от рук преступников, а 4600 – получили тяжкие увечья».
Учитель: Итак, нужно нам об этом говорить или нет? (Ответы учеников.) (Слайд №2)
Да стоит ведь нарушение прав ребёнка стало, чуть ли неповседевным явлением. Ведь сегодня телевизор и другие СМИ просто пестрят информацией о нарушении прав ребёнка, а нарушении ваших личных прав, я думаю, тоже имеет место в нашей жизни.
И сейчас, я думаю, вы сами можете сказать чем мы будем заниматься на нашем занятии. (Ответы учеников.)
Да действительно, наша задача ребята сегодня, узнать какие есть у вас права, а какие обязанности. Какой главный документ защищает ваши права, историю его возникновения, и самая главная ваша задача, научиться, не путать, такие понятия, как нарушение прав и детский каприз.
Как сказал классик: «Наше будущее дети, а перед будущим мы в ответе».
(Слайд №3)
IV. Изучение нового материала.
Выступление 2 ученика:
«Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. И взрослые люди стали создавать специальные документы, такие как декларация и конвенция с целью защиты прав маленького человека.
Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.
В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.
Работа над конвенцией продолжалась 10 лет.
20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1.10.1990 ». (Слайд №4-№6)
Учитель: А что означают эти понятия «декларация» и «конвенция»?
Давайте найдем определение этих слов в толковом словаре. (Слайд №7-№8)
По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. (Слайд №9)
Цель Конвенции – состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран. (Слайд №10)
Давайте познакомимся с ключевыми моментами этого документа. Откройте, пожалуйста, документ и выпишите основные положения этого документа:
1 группа расскажет об основных правах 1 части.
2 группа о правах, указанных во 2 части.
3 группа о правах из 3 части.
(Самостоятельная работа учеников, затем проверка по вопросам учителя.)
Фронтально-групповая беседа.
- О чём говорится в преамбуле?
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. (Слайд №11)
- Каково основное содержание статей 1 части?
- Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. (Слайд №12)
- Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. (Слайд №13)
- Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. (Слайд №14)
- Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. (Слайд №15)
- Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. (Слайд №16)
- Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. (Слайд №17)
- Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. (Слайд №18)
- О чём говорится во 2 части?
- Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет. А также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях. (Слайд №19)
- Какие задачи решает 3 часть?
Третья часть Конвенции состоит из 9 статей.
- Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. (Слайд №20)
В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан. Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).
Конечно, у детей много прав. Но где есть права, там есть и обязанности. Помните, что чем старше вы будете становиться, тем больше у вас будет обязанностей. Вот лишь некоторые обязанности прописанные в Конвенции:
- Слушаться родителей и лиц, из заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение.
- Получить основное общее образование.
- Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.
Ответственность:
- перед родителями и лицами, их заменяющими, учителями, администрацией учебного заведения;
- перед своей совестью;
- нужно уважать права других лиц.
Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.
Уважаемые ребята! Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Получив необходимые знания, вы более легко сможете ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будете подготовлены отстаивать свои права, честно и добросовестно выполнять обязанности гражданина нашей великой страны России.
V. Рефлексия.
Перед вами статьи Конвенции прав ребёнка. Вставьте пропущенные слова.
- Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации, независимо от богатства или ... его родителей, цвета ..., религиозных, политических и иных убеждений.
- В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребёнка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и...
- Законы любого государства должны обеспечивать социальную ... ребенка.
- Каждый ребёнок со дня своего ... имеет право на гражданство и собственное ...
- Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское..., на достойное ..., питание и развлечение.
- Каждый ребёнок и его мать имеют право на особую заботу государства об охране их ...
- Каждый ребёнок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также на специальное ... и медицинский ...
- Каждый ребёнок нуждается в любви и ...
- В тех случаях, когда ребёнок лишается ..., он имеет право на особую заботу со стороны государства.
- Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей ..., кроме исключительных случаев.
- Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало ... помощь.
- Каждый ребёнок имеет право на ... и обязательное образование, по крайней мере, на начальных стадиях.
- ..., игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребёнка.
- Каждый ребёнок имеет право при любых обстоятельствах получать ... и помощь в первую очередь.
- Каждый ребёнок должен быть ... от жестокости и эксплуатации в любой форме.
- Ни один ребёнок не может быть продан или ...
- Ребёнок не должен заниматься непосильным трудом и привлекаться к работе и занятиям вредным для его ..., умственного и физического ...
- Каждый ребёнок должен быть ... от дискриминации в расовой, национальной или другой форме.
- В каждом ребёнке воспитываться чувство ... и взаимопонимания между народами.
- В каждом ребёнке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и сознание должны служить ...
(Проверяют самостоятельно, после зачтения учителей выдержек из статей Конвенции.)
Ребята, если вы не допустили ни одной ошибки это очень здорово. Ну, если 1-2 тоже неплохо, а даже если и больше не отчаивайтесь, мы с вами ещё много будем об этом говорить и вы обязательно, будет знать свои право и обязанности очень хорошо.
VI. Итоги занятия.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.
А сейчас снова оцените своё настроение.
Спасибо за работу и успехов вам ребята.