Внеклассное мероприятие "Имею право на права". 6–8-й класс

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия:

  1. Познакомить с Международным правовым документом – Конвенция ООН о правах ребёнка и историей его написания.
  2. Ознакомить с основными правами и обязанностями ребенка, провозглашенными в Конвенции о правах ребенка.
  3. Содействовать воспитанию нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободе человека, правам ребенка.

Задачи занятия:

  • передать школьникам знания о Конвенции, о правах ребенка, ее истории и содержании;
  • сформировать представление о системе прав ребенка;
  • на основе положительной мотивации усвоения знаний о Конвенции содействовать воспитанию убеждения, что обладание правами и свободой неразрывно связано с ответственностью за свои поступки и поведение;
  • содействовать воспитанию культуры прав человека.

Оснащение занятия:

  • словари (Приложение 1), мультимедийное оборудование, презентация;
  • тексты Конвенции о правах ребенка (полный или адаптированный, могут быть фрагменты этого документа).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте ребята! Ну как настроение? Если всё хорошо, то поднимите красные цветы, если «so-so», то поднимите жёлтые, а если совсем плохо, то зелёные.

II. Ввод в тему занятия.

Учитель: Дорогие ребята, у нас сегодня необычное занятие. Сегодня мы с вами поговорим о том, что вам хорошо известно, но в тоже время неизвестно и непонятно, а о чём вы сейчас сами попробуете догадаться, после того как ответите на несколько моих вопросов.

  1. Составьте список обидных и критических слов (прозвищ), несправедливых замечаний, которые имеют место в жизни вашего класса и могут заставить школьника страдать.
  2. Вспомните насильственные методы воспитания ваших родителей.
  3. Перечислите несправедливые на ваш взгляд отказы в вашей просьбе (просьбе родителей) в государственных органах.

Прочитайте ещё раз то, что вы написали.

- Как вы думаете, о чём всё это говорит?

- Действительно о нарушении прав человека, а конкретно ваших прав ребята. И так о чём пойдёт речь сегодня у нас на занятии?

Да, ребята о ваших правах. И так, тема нашего занятия так и будет называться «Имею право на права». (Слайд №1)

III. Целеполагание.

- Стоит ли сегодня об этом говорить?

- Может быть, это лишь единичные случаи в вашей жизни?

Давайте послушаем наших докладчиков.

Выступление 1 ученика:

«Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот, достигших трех лет, попадают в специнтернаты. 348 тыс. семей состоят на учете в ПДН. По данным бывшего вице-премьера В.И. Матвиенко на начало 2008 года число беспризорных в стране составляло 1 миллион человек, к этому следует прибавить 100-130 тысяч безнадзорных. При этом Генеральный прокурор РФ сообщил, что в 2009 г. 96 700 несовершеннолетних стали жертвами преступных посягательств. Почти четыре тысячи подростков погибли от рук преступников, а 4600 – получили тяжкие увечья».

Учитель: Итак, нужно нам об этом говорить или нет? (Ответы учеников.) (Слайд №2)

Да стоит ведь нарушение прав ребёнка стало, чуть ли неповседевным явлением. Ведь сегодня телевизор и другие СМИ просто пестрят информацией о нарушении прав ребёнка, а нарушении ваших личных прав, я думаю, тоже имеет место в нашей жизни.

И сейчас, я думаю, вы сами можете сказать чем мы будем заниматься на нашем занятии. (Ответы учеников.)

Да действительно, наша задача ребята сегодня, узнать какие есть у вас права, а какие обязанности. Какой главный документ защищает ваши права, историю его возникновения, и самая главная ваша задача, научиться, не путать, такие понятия, как нарушение прав и детский каприз.

Как сказал классик: «Наше будущее дети, а перед будущим мы в ответе».

(Слайд №3)

IV. Изучение нового материала.

Выступление 2 ученика:

«Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества. И взрослые люди стали создавать специальные документы, такие как декларация и конвенция с целью защиты прав маленького человека.

Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В 1959 г. ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

В 1979 г. Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.

Работа над конвенцией продолжалась 10 лет.

20.11.1989 г. Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН. В 1990 г. она была ратифицирована Россией и вступила в силу 1.10.1990 ». (Слайд №4-№6)

Учитель: А что означают эти понятия «декларация» и «конвенция»?

Давайте найдем определение этих слов в толковом словаре. (Слайд №7-№8)

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. (Слайд №9)

Цель Конвенции – состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран. (Слайд №10)

Давайте познакомимся с ключевыми моментами этого документа. Откройте, пожалуйста, документ и выпишите основные положения этого документа:

1 группа расскажет об основных правах 1 части.
2 группа о правах, указанных во 2 части.
3 группа о правах из 3 части.

(Самостоятельная работа учеников, затем проверка по вопросам учителя.)

Фронтально-групповая беседа.

- О чём говорится в преамбуле?

Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. (Слайд №11)

- Каково основное содержание статей 1 части?

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества. (Слайд №12)
  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на не разлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям. (Слайд №13)
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации. (Слайд №14)
  • Статьи 18-27 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям. (Слайд №15)
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг. (Слайд №16)
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми. (Слайд №17)
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в места заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн. (Слайд №18)

- О чём говорится во 2 части?

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и их права на работу с 12 лет. А также рассказывают о Комитете по правам ребенка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях. (Слайд №19)

- Какие задачи решает 3 часть?

Третья часть Конвенции состоит из 9 статей.

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. (Слайд №20)

В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан. Новаторство Конвенции заключается, прежде всего, в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конечно, у детей много прав. Но где есть права, там есть  и обязанности. Помните, что чем старше вы будете становиться, тем больше у вас будет обязанностей. Вот лишь некоторые обязанности прописанные в Конвенции:

  1. Слушаться родителей и лиц, из заменяющих, принимать их заботу и внимание, за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращение.
  2. Получить основное общее образование.
  3. Соблюдать правила поведения, установленные в образовательном учреждении, дома и в общественных местах.

Ответственность:

  • перед родителями и лицами, их заменяющими, учителями, администрацией учебного заведения;
  • перед своей совестью;
  • нужно уважать права других лиц.

Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Уважаемые ребята! Каждый человек обязательно должен знать и изучать свои права и обязанности. Получив необходимые знания, вы более легко сможете ориентироваться во взрослой самостоятельной жизни и будете подготовлены отстаивать свои права, честно и добросовестно выполнять обязанности гражданина нашей великой страны России.

V. Рефлексия.

Перед вами статьи Конвенции прав ребёнка. Вставьте пропущенные слова.

  1. Каждый ребёнок имеет право на всё, что изложено в Декларации, независимо от богатства или ... его родителей, цвета ..., религиозных, политических и иных убеждений.
  2. В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребёнка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и...
  3. Законы любого государства должны обеспечивать социальную ... ребенка.
  4. Каждый ребёнок со дня своего ... имеет право на гражданство и собственное ...
  5. Каждый ребёнок имеет право на достойное медицинское..., на достойное ..., питание и развлечение.
  6. Каждый ребёнок и его мать имеют право на особую заботу государства об охране их ...
  7. Каждый ребёнок с физическими и психическими недостатками имеет право на заботу, а также на специальное ... и медицинский ...
  8. Каждый ребёнок нуждается в любви и ...
  9. В тех случаях, когда ребёнок лишается ..., он имеет право на особую заботу со стороны государства.
  10. Ни один малолетний ребёнок не может быть разлучён со своей ..., кроме исключительных случаев.
  11. Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало ... помощь.
  12. Каждый ребёнок имеет право на ... и обязательное образование, по крайней мере, на начальных стадиях.
  13.  ..., игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребёнка.
  14. Каждый ребёнок имеет право при любых обстоятельствах получать ... и помощь в первую очередь.
  15. Каждый ребёнок должен быть ... от жестокости и эксплуатации в любой форме.
  16. Ни один ребёнок не может быть продан или ...
  17. Ребёнок не должен заниматься непосильным трудом и привлекаться к работе и занятиям вредным для его ..., умственного и физического ...
  18. Каждый ребёнок должен быть ... от дискриминации в расовой, национальной или другой форме.
  19. В каждом ребёнке воспитываться чувство ... и взаимопонимания между народами.
  20. В каждом ребёнке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и сознание должны служить ...

(Проверяют самостоятельно, после зачтения учителей выдержек из статей Конвенции.)

Ребята, если вы не допустили ни одной ошибки это очень здорово. Ну, если 1-2 тоже неплохо, а даже если и больше не отчаивайтесь, мы с вами ещё много будем об этом говорить и вы обязательно, будет знать свои право и обязанности очень хорошо.

VI. Итоги занятия.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова цель. На пути к этой цели мы должны изменить мир. Мы ещё не подошли к этому. Начнём с маленьких шагов, с нашего окружения, в семье, в школе, на улице.

А сейчас снова оцените своё настроение.

Спасибо за работу и успехов вам ребята.