Развитие игровых навыков упражнениями как воплощение творческих замыслов учащихся в исполнительской деятельности

Разделы: Музыка


Ни для кого не секрет, что уровень музыкальной культуры в российских глубинках низкий. Классической музыке предпочитают «попсу» и эстраду. Все проводимые концерты в селе, связанные с популяризацией исполнительской культуры, – результат деятельности конкретной музыкальной школы. Других источников музыкальной культуры – нет. Однако на концерты сельчане приходят редко и в основном это родители и близкие родственники (бабушки и дедушки) воспитанников школы.

Одна из существенных современных проблем в области обучения фортепианному искусству – преподавание на селе. Как правило, ученики сельских музыкальных школ не обладают богатой культурой сценического поведения. Воспитанники таких школ отличаются низким уровнем исполнительского мастерства. Поэтому крайне необходимо искать новые пути и методы решения всех этих проблем.

Занятия в подобных учреждениях дополнительного образования целесообразно проводить по программам, адаптированным к условиям сельской местности. Так как освоение исполнительских навыков в классе фортепиано происходит на основе организации учебного процесса, важно осуществлять занятия в интегрировании разнообразных форм познавательной деятельности. На уроках я рекомендую применять многочисленные специальные задания – упражнения, направленные на развитие, прежде всего, игрового аппарата, слуха и ритма. Эффективность процесса обучения обеспечивается за счет создания развивающей среды.

Знакомя с игровыми приёмами, добиваюсь осознания их практической необходимости. Благодаря чему ученики усваивают: исполнительские навыки – средство для наиболее точного решения конкретной художественной и пианистической задачи; приходят к пониманию, что материалом для тренировки могут служить гаммы, этюды, технически трудные места из пьес. Подбор упражнений помогает снять все неудобства, мешающие выполнению художественного замысла.

Для развития игровых навыков по классу фортепиано стоит опробовать упражнения, разработанные А. Шмидт-Шкловской, Е.Либерманом, Г. Коганом, Е. Тимакиным. Учащимся необходимо подобрать индивидуальный репертуар, направленный на развитие игровых навыков.

Сами упражнения – это преувеличенные приёмы звукоизвлечения. Подбирая упражнения для своих воспитанников, необходимо стремиться развивать такие важные качества детских рук, как:

  • лёгкость пальцев,
  • растяжка,
  • поиск меры погружения в клавиатуру,
  • поиск  усилий для извлечения звука любой интенсивности и окраски.

Применяя упражнения при разучивании пьес, можно отлично отработать и закрепить следующие приёмы игры:

1. Дуговые движения. Являются наиболее рациональными для переносов рук на большое расстояние. Усилия требуются только для посыла руки, дальше она движется по инерции. Рука как бы чертит в воздухе радугу;
2. Боковые движения (трель);
3. Репетиции. Эта техника строится на вибрационном движении, с помощью которого рука хорошо освобождается;
4. Двойные ноты (терции, сексты, октавы) при их исполнении необходимо выделять верхний голос в правой руке и нижний голос в левой руке;
5. Аккорды. Их следует «взять» пальцами, с «рессорящим» запястьем.

Непосредственно при исполнении произведения эти приёмы остаются только в ощущении. Внешне их применение незаметно.

Огромное значение придаю процессу совершенствования слуховых данных учащихся. Достигаю этого, применяя следующие упражнения:

  • дифференциация музыкальной ткани. Ученик пропевает различные голоса и подголоски, совместно  с педагогом анализирует интересные мелодические и гармонические обороты;
  • слежение за исполняемой музыкой по нотам;
  • слушание оркестра;
  • игра в ансамбле
  • «внутреннее проигрывание» перед началом исполнения первых тактов музыкального произведения;
  • разучивание пьес по нотам без инструмента;
  • разучивание сочинения без нот и без фортепиано.

Перед разучиванием и во время работы важно представлять нужное звучание исполняемой музыки.

В работе над ритмом наиболее эффективным упражнением оказывается декламация. Существует два способа её применения:

  • проговаривание ритма на «ти-ра-та-та»,
  • подбор текстов к исполняемому произведению.

Последний вариант – конечно же, является более сложным.

Одновременное звучание музыки и стихотворения оказывает воздействие на слух, речь и движение в комплексе. Четкость в произношении текста благотворно влияет на игру, позволяет добиться ровности в исполнении и способствует развитию ритмического чувства.

Декламационный метод помогает решать ряд пианистических задач: добиться четкой артикуляции, точного метроритма, ровности звучания; текучести, непрерывности звучания и правильной группировки мотивов; усилить эмоциональное впечатление благодаря созвучности музыкальных и литературных образов; поработать над выразительностью исполнения.

Последовательное овладение пианистическими навыками в комплексе работы над игровым аппаратом, слухом и ритмом – формирует техническую базу, способную помочь осуществить любые творческие художественные замыслы. Главным критерием правильной работы будет качество звучания.

«Искусство музыки мертво без исполнителя… Жизнь музыке даёт только исполнитель. Он – последнее и зачастую решающее звено в извечном процессе движения музыки от композитора к слушателям»[6].

Для того, чтобы воспитать умение исполнять музыкальное произведение, эмоционально откликаться на него, необходимо выбрать верное направление работы. Например, определив характер и настроение пьесы, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть её образное содержание. Затем поработать над приёмами исполнения технически трудных мест.

Это и будет работой над реализацией художественно – музыкального образа и над приобретением игровых навыков – не абстрактных, а конкретно увязанных с музыкальной задачей.

Что же такое художественный образ музыкального произведения? – «Сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с её закономерностями и её составными частями, именуемыми мелодией, гармонией, полифонией и т.д. с определённым формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием»[3]. Работа над художественным образом начинается с первых же шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ребёнок играет какое – то произведение необходимо добиться, чтобы это исполнение было выразительно. Чтобы характер исполнения точно соответствовал содержанию мелодии. Постоянная работа над раскрытием содержания пьес, формирует основы образного мышления и приобретает основополагающее значение в раскрытии творческого потенциала детей. Достигнуть успехов в работе над реализацией творческих замыслов детей, можно непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, артистически, а следовательно, и пианистически.

Хотелось бы сделать следующие выводы. На уроках специального фортепиано ученики не только приобретают игровые навыки, но и развивают художественное мышление, память, моторику, приобретают начальные артистические качества. Вместе с этим формируется целый комплекс музыкальных способностей и эмоциональная отзывчивость на услышанные и исполняемые произведения, обогащается внутренний мир ребенка, растет его самооценка, уверенность в себе, улучшаются личностные качества. В итоге учащиеся ярче реализуют себя в творчестве.

Безусловно, педагог, а тем более педагог сельской музыкальной школы, должен обладать безграничным терпением и пониманием основ детской возрастной психологии и педагогики, быть чутким и внимательным для того, чтобы добиться качественных результатов, невзирая на особенности развития социо-культурной среды. Привить любовь к искусству можно только собственным примером, поэтому немаловажно поддерживать своё исполнительское мастерство на высоком профессиональном уровне.

Литература:

  1. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: «Классика – XXI», 2007. – 148с.
  2. Коган Г. Работа пианиста – М.: «Классика – XXI», 2004. – 204 с.
  3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. Изд. 6. – М.: «Классика – XXI», 1999. – 232 с.
  4. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением – М.: «Классика – XXI», 2004 – 192 с.
  5. Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: «Музыка», 2010 – 168с.
  6. Щедрин Р. «За друзей – артистов» // Известия. 1964. 1 января.
  7. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: «Классика – XXI», 2009 – 84с.