Цели занятия:
- Знакомство детей с историей, бытом и традициями русского народа
- Знакомство с православными обычаями
- Воспитание бережного отношения к культурному наследию
- Расширение кругозора детей
- Развитие коммуникативных навыков
Дидактические материалы:
- Кулич
- Крашеные яйца
- Деревянные яйца
- Репродукции
- Звукозапись «Колокольный звон»
- Желоб для катания яиц
- «Жаворонок» из теста
ХОД УРОКА
Класс празднично украшен. На столе самовар, кулич, крашеные яйца. На доске старинные пасхальные открытки (Приложение 1. Слайд 3).
Учитель: В это воскресенье все православные люди будут отмечать самый главный светлый праздник – Пасху или Воскресение Христово.
3 ученика читают стихотворение у доски:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Учитель: Наше сегодняшнее занятие
посвящено обычаям и обрядам, которыми
сопровождалось на Руси празднование Пасхи.
Скажите, как у вас дома готовятся к этому
празднику? (Ответы детей). (Слайд 5)
Учитель: Подготовка к празднику
начиналась за несколько дней до воскресенья. В
четверг (он недаром называется Чистый Четверг)
надо было убрать весь дом, вымыть окна, повесить
чистые занавески, вымыть до блеска полы.
Тряпку, которой вытирали пыль, прятали в потайное
место и применяли для лечения. Считалось, если
обвязать этой тряпкой больную спину – боль
пройдет.
В четверг начинали печь куличи, пироги, блины.
Куличей пекли очень много, чтобы угостить всех
гостей, раздать бедным людям. На куличах гадали –
поставят в печь и загадывают: «Этот кулич
бабушкин, этот – батюшкин, этот – матушкин».
Смотрели, если кулич – пышный, румяный – того
ждет счастье, благополучие, а если осел, пригорел
– жди неприятностей. (Учитель
показывает куличи).
В четверг начинали красить яйца. Крашеные в
луковой шелухе в свекольном отваре назывались
крашенки, если на них нарисованы полоски, точечки
– писанки, а в мелкую крапинку – крапанки.
А теперь определите, где здесь писанки, где
крапанки и где крашенки. (Слайд 7) (Игра)
Откуда пошел обычай красить яйца? (Ответы
детей)
Учитель: Ученица Христа Мария
Магдалина пришла к императору Тиберию и принесла
ему в подарок простое яйцо. Мария протянула яйцо
императору со словами «Христос Воскрес!». На что
император рассмеялся: «Это невозможно, как
невозможно, чтобы это яйцо стало красным!». В тот
же миг на глазах у всех яйцо стало красным. (Слайд
8)
Яички было принято дарить друг другу.
Деревенские умельцы вырезали яйца из дерева и
расписывали их, в кондитерских продавали
шоколадные яйца, а известные ювелирные фирмы
делали яйца из золота и драгоценных камней.
Особенно прославилась ими фирма Фаберже, которая
делала пасхальные яйца для царской семьи. (Слайды
9-10)
Существует очень много пасхальных игр, теперь
забытых. (Слайд 11)
Мы с вами бьем одним яйцом другое, стараясь
разбить. А в старину дети играли в «Катание яиц»,
«Кручение», «Толкание носом». (Игра) (Слайд 12)
Учитель: В Пасху люди старались делать
как можно больше добрых дел. Помогали бедным,
бездомным, ходили в тюрьмы, больницы, относили
туда еду, одежду. Часто люди собирали деньги и
выкупали из тюрем должников.
А те кто победнее, у кого не было денег на выкуп
должников, выпускали на волю птиц. Шли на рынок
покупали птичку в клетке, открывали дверцу и так
радостно становилось на сердце, когда была
спасена чья-то жизнь.
Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина.
В чужбине свято соблюдаю
Святой обычай старины.
На волю птичку выпускаю
При первом празднике весны.
Я стал доступен утешенью
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.
Эта традиция жива до сих пор.
Встаньте. Представьте, что у вас в руках
маленькая, испуганная птичка. Послушайте, как у
нее бьется сердечко. А теперь отпустим ее на
свободу. (Слайд 14)
В светлое Христово воскресенье беспрерывно
звонили церковные колокола. Звон был
праздничный, радостный, «малиновый». Каждый
желающий мог подняться на колокольню и сам (и
взрослый, и ребенок) позвонить в колокол. Звучит
аудиозапись колокольного звона. (Приложение
2)
Существовало много примет, по которым определяли
погоду на Пасху:
Если на Пасху пойдет дождь – весна дождливая
будет.
На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему
урожаю
На Пасху за окно ничего не бросают – под окнами
Христос ходит.
Учитель: У вас на партах лежат части
народных примет, из которых надо составить одно
целое. Какие приметы у вас получились?
Прочитайте. (Игра)
Учитель: Во всех домах пекли на Пасху особые
булочки из теста в виде птичек. Назывались она
«жаворонки». Ребятишки брали «жаворонков»,
выходили на улицу, протягивали их к солнцу и
говорили: «Жаворонки, полетите, лето красное
принесите!». Так призывали тепло, лето.
Давайте представим, что на ладони у нас
«жаворонок». Протянем его к солнцу и скажем хором
: «Жаворонки, полетите, лето красное принесите!».
(Слайды 17-18)
Обобщение:
– О каком празднике мы сегодня говорили?
– Как к нему готовятся?
– Откуда пошла традиция красить яйца?
– Какими бывают крашеные яйца?
– Что нового вы узнали на занятии?
– Молодцы. Хорошо работали. Занятие окончено.