Основной закон России, права и обязанности человека

Разделы: Начальная школа


Тема и номер урока в теме: Урок №1. Основной закон России, права и обязанности человека.

Базовый учебник: А.А. Плешаков «Окружающий мир», 4 класс.

Цель урока: дать первоначальные представления о понятиях  «гражданин», «права граждан», «права детей», «обязанности школьников».

Задачи:

  • обучающие: понимание особой роли России, формирование уважительного отношения к ней
  • развивающие: овладевать  навыками смыслового чтения текста учебника в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме
  • воспитательные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: автоматизированное рабочее место учителя

Ход урока

1. Организационный момент.

То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

2. Актуализация знаний учащихся.

Посмотрите на экран.

(Учитель демонстрирует фрагмент видеоролика с обращением президента к народу. ЦОР №1)

– Как обращается к народу президент?

– Кто такой «гражданин»? (высказывания детей)

– Откройте словарь С.И.Ожегова, найдите объяснение.

– Какова же тема нашего урока? Сформулируйте цели.

3. «Открытие» учащимися нового знания.

Игра «Дополни»

– А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает лист с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему подписать слова из столбика. (Приложение 1)

(Дети работают в группах по 4 человека)

Беседа о правах детей.

– Скажите, гражданами какой страны мы являемся?

– Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права?

– Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление». Вот она (показываю книжку).

– А какие права мы имеем как граждане России?

– У граждан России есть много прав, но мы рассмотрим лишь некоторые из них. Попробуйте доказать, что те права, которые вы назвали, действительно существуют.

4. Первичное закрепление.

«Путешествие в сказку»

– Сейчас мы совершим небольшое путешествие по сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои той или иной сказки.

Учитель демонстрирует презентацию. (ЦОР №2)

Ситуации из сказок.

– Ребята нам подготовили ситуации из сказок. Герои их могли бы также воспользоваться свои правом, если бы знали «Конституцию».

Дети в костюмах персонажей сказок выходят, показывают инсценировку.

Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!»

Буратино: «Не имеешь права лишать меня имущества, ст.17»

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем»

Колобок: «Не имеешь права посягать на мою жизнь, ст.3»

Волк: «Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся».

Козлята: «Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно, ст.12»

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить»

Машенька: «Не имеешь права посягать на мою свободу, ст.4»

Шерхан: «Человеческий детёныш мой, отдайте мне его»

Волчица: «Не имеешь права лишать его жизни, ст.3»

5. Музыкальная минутка.

– Сейчас будут звучать знакомые вам песни, вы должны догадаться о каких правах идет речь.

«Антошка» (ЦОР №3), «Песенка о лете» (ЦОР №4), «Учат в школе» (ЦОР №5)

6. «Открытие» учащимися нового знания.

Беседа об обязанностях детей.

– Однако не всё зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Мы поговорим не только о правах, но и об обязанностях, так как обязанностей без прав не бывает.

Как вы думаете, что такое обязанности?

Обязанность – это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.

Рассказывают подготовленные дети.

– У каждого человека есть право на жизнь, свободу, здоровье и др. Одновременно у каждого есть и обязанности.

Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определённые обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.

Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях

У нас есть домашние обязанности, школьные, по закону. (рассказ)

Беседа о Конвенции по правам ребёнка, о документах.

– Вы уже знаете, что такое права и обязанности ребёнка, а интересно ли вам узнать, почему люди решили защищать права детей?

В начале 20 века во многих странах мира дети жили в плохих условиях: они работали, часто болели, не учились.

Тогда взрослые задумались над тем, как защитить детей.

В 1923 г. Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребёнка.

Декларация – это объявление, заявление правительства, а Женевской назвали её по месту её принятия – город Женева.

Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребёнка, его права были определены недостаточно чётко.

Позже складывались всё новые и новые декларации.

  • "Всеобщая декларация прав человека" – 1948 г.
  • "Декларация прав ребёнка" – 1959 г.

Правительства различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей.

Тем не менее учёные на основе своих наблюдений пришли к выводу о том, что:

  • дети – незащищённая, бесправная часть населения;
  • их могут обидеть взрослые;
  • в ряде государств дети не могут получить образование.

Начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребёнка. Конвенция вступила в силу в 1990 г.

Основные требования Конвенции:

  1. Выживание. (Это право ребёнка на жизнь, на медицинское обслуживание, на заботу о нём.)
  2. Развитие. (Каждому ребёнку дано право развивать свои способности. Для этого  надо создать условия для получения ребёнком образования, для отдыха и др.)
  3. Активное участие в жизни общества. (Это право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего мнения, на свободу мысли.)
  4. Защита прав. (Это требование обеспечивает защиту прав детей. Особыми правами пользуются дети-инвалиды, дети-сироты.)

– В Российской Федерации есть свои документы, в которых описаны права ребёнка.

Давайте познакомимся более подробно с этими документами. (показывает)

Российские документы о правах ребёнка.

  • Конституция РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Уголовный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ и др.

7. Вторичное закрепление.

Игра «Собери цветы»

– Я креплю на магнитную доску серединки ромашек. Одна ромашка «Законы о правах человека», другая «Обязанности учащихся». Лепестки ромашек от ветра разлетелись и перемешались. Ваша задача каждый лепесток правильно прикрепить к серединке. (Приложение 2)

По одному выходят учащиеся, читают надпись на лепестке и крепят к нужной ромашке. Остальные дети проверяют, исправляют, обосновывают выбор лепестка.

Работа по учебнику и тетради.

– Откройте учебник на с.156 («Окружающий мир» А.А.Плешаков) и рабочую тетрадь на с.58-59. Пользуясь учебником, выполните задания №2 с.58, №2 с.59

Учащиеся работают в группах.

Тестирование.

Во время тестирования каждый из вас проверит свои знания.

Тест «Основной закон России и права человека» (ЦОР №6)

8. Рефлексия.

– Встаньте те, кто сегодня на уроке пополнил «багаж» своих знаний.

– Расскажите, какие знания вы унесёте с собой домой.

– Да, ребята, сегодня вы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.

9. Домашнее задание.

Дома вам предстоит выбрать материал, который касается темы нашего сегодняшнего урока на с.156-159, с.164-166, найти дополнительную информацию и подготовить отчёт о работе в виде презентации, стенгазеты, книги и т.д. (форма любая)

Учитель назначает организаторов и даёт темы («Права», «Обязанности», «Документы», «Конституция» и др.). Организаторы набирают себе команду, выбирают домашнее задание.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР (Приложение 3)

Структура и ход урока (Приложение 4)