Урок окружающего мира "Насекомые и их разнообразие"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (662 кБ)


Цели:

  • Познавательная: Познакомить детей с многообразием насекомых, научить выделять их существенные и отличительные признаки.
  • Развивающая: Развивать интеллектуальное мышление: умение сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
  • Воспитывающая: Воспитывать бережное и экологически правильное отношение к маленьким соседям по планете.

Ход урока

I. Организационный момент.

1 слайд

- По какому признаку можно объединить пингвина и воробья в одну группу? (Это птицы. Тело покрыто перьями)

- Кого ещё можно отнести к этой группе? (Лебедя, голубя)

Рубрика “Это интересно”

- Почему фотографы говорят: “Сейчас вылетит птичка!”?

Раньше фотографы для того, чтобы все дети на групповой фотографии смотрели в объектив, говорили: “Посмотрите сюда! Сейчас вылетит птичка!”. Эта птичка бала вполне реальной в начале эры массовой фотографии – правда, не живой, а латунной. В те времена камеры были далеки от совершенства, и для получения хорошего снимка люди должны были замереть в одной позе на несколько секунд. Чтобы привлечь внимание непоседливых детей, ассистент фотографа в нужный момент поднимал блестящую “птичку”, которая к тому же умела издавать трели.

- О какой это птице?

На подводной лодке повреждена система подъёма и связь. С помощью торпедного аппарата была выпущена на волю птица, чтобы доставить сообщение об аварии. Вскоре экипаж был спасён. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки. Это произошло в 1942 году в Англии. Птице был поставлен памятник. (Это голубь).

- Почему вы решили, что это голубь?

- Каких животных не назвали? (Бабочки)

- Как назовём эту группу? (Насекомые)

II. Создание проблемной ситуации. Формулировка темы.

- С какой группой животных будем знакомиться на уроке? (Слайд 2)

- Для чего нам это нужно? (Чтобы узнавать их среди других животных)

- Какие вопросы ещё рассмотрим на уроке? (Где они живут. Чем питаются. Что общего у всех насекомых?)

Физминутка.

Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась.
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
На цветке остановилась
И тихонько закружилась.

- Каких вы знаете насекомых? (Слайд 3, 4)

- Насекомые самая многочисленная группа животных.

III. Новый материал

- В чём их сходство? Выделите главный признак, общее для всех? (6 ног)

Слайд 5

Обобщение: как узнать это насекомое или нет?

- Насекомых называют маленькими непоседами. Почему?

- Сравните строение насекомых. Что общего, чем различаются?

Сколько у них частей тела, крылышек? Какие у них усики, ноги?

Обобщение: Тело насекомых состоит из 3 частей: голова, грудь, брюшко (Слайд 6)

- Где они обитают? Где их можно встретить? (в воздухе, в воде, в почве)

- Чем они питаются? (Растениями, есть и хищники)

В мире интересного.

1. Стрекозы очень прожорливы: за 1 час стрекоза может съесть 40 мух или комаров.

2. Муравьи из муравейника средней величины уничтожают 15-20 тысяч вредных насекомых в день, а полезных они не трогают.

3. Божья коровка питается тлёй (они сосут сок у растений). За день божья коровка съедает 200 тлей.

Многие насекомые приносят пользу. Поэтому необходимо их беречь, охранять.

4. Самая крупная ночная бабочка в мире – Attacus Altas. При размахе крыльев в 30 см её часто ошибочно принимали за птицу.

5. Кузнечики могут прыгать на расстояние, которое более чем в 40 раз превышает длину их тела, а блоха – на расстояние, в 130 превышающее ее длину.

- Чтение вывода по учебнику с. 55

Физминутка – релаксация “Качели”

Представьте себе тёплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях.

Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (мышцы лица расслаблены).

IV. Слайд 7

“Шёл я шёл – и сказку нашёл”

Чтение сказки учителем “Почемучка” М., “Педагогика – Пресс” 1994г. с. 206-207

- Почему скворец никого не нашёл?

- Какие средства защиты используют насекомые?

V. Итог.

- С какой группой животных познакомились?

- Ответили на поставленные вопросы?

- Всё узнали о насекомых?

VII. Работа в ТПО.

- Прочитайте задание. (Подпиши части тела насекомого)

- Докажите что это насекомое. Выполните задание.


Приложение 1

Шёл Я шёл – и СКАЗКУ нашёл.

В жаркий полдень под лопухом собралась небольшая компания: Кузнечик, мохнатая Муха-Журчалка, Бабочка-Крапивница да Божья Коровка. Разомлели от жары, сидят в тенёчке, о разных разностях болтают.

- Всё-таки не пойму я вас, бабочек, - задумчиво сказала Божья Коровка. – Ведь вам ради красы и жизни не жаль. Ваши пёстрые, узорные крылья любая птица заметит.

- Издали разглядит! – поддержала Муха – Журчалка. – З-заметит, прилетит да клювом – тюк!

- Ох, напугали! – засмеялась Бабочка. – Говорите, мои крылышки издали заметит? Тогда смотрите!

Подняла, сложила Крапивница свои пёстрые крылья и исчезла: висит на стебельке бурый, брошенный ветром берёзовый листик, а бабочки нет.

- Ну как! – распахнув крылышки, спросила бабочка.

- З-з-здорово! – потирая лапки, сказала Муха-Журчалка. – Точь–в–точь сухой листок. Оказывается, твои крылья снизу совсем другие.

- Этим и спасаемся, - ответила Бабочка. – И не только мы, крапивницы, - многие так. Кто оборачивается сухим листком, кто – зелёным. А иные бабочки, чтобы стать незаметными, не складывают крылья, а наоборот – распахивают их. Сядут на яркий цветок, раскроют крылья и словно бы исчезают. Цветок голубой – и бабочка голубая, цветок белый – и крылья бабочки тоже. Голубое на голубом, белое на белом – поди заметь! Так вот и спасаемся мы от птиц. Окраска у нас защитная!

- Я тоже так! Я тоже так! – затрещал Кузнечик. – Кто в защитный цвет окрашен, враг тому не так уж страшен. У нас, кузнечиков, против птиче- че-чек есть костюмчи-чи-чики –невидимки. Одни кузнечики прячутся на сухой траве: стебельки, земля серовато-бурые – и кузнечики такие же. Ну а я живу там, где трава, листья зелёные. Смотрите, вот я прижмусь к зелёному стеблю – и не разглядеть меня!

- З-з-замечательно! Совсем нез-з-заметно! – похвалила Муха-Журчалка. – Даже з-з-завидно!

- Ну а тебе жаловаться нечего,- заметила Божья Коровка. – Тебя вон птицы тоже не трогают.

- А я не ж- ж- жалуюсь, - усмехнулась Журчалка. – Я з-з-замаскирована. Под пчелу. Глядите, какая я толстая, мохнатая, да и цветом на неё похожа. Недаром меня люди называют “ пчеловидка”. Подлетит птица, а я ей “Уж-жалю! Уж-жалю!”. Подумает птица, что я и вз-з-заправду пчела, испугается – и в сторону!

- Надо же! Муха пчелой нарядилась! Настоящий маскировочный наряд! – воскликнул Кузнечик. И, повернувшись к Божьей Коровке, заметил:- Одной тебе природа ничего не дала, ничем не защитила. Заметная, красная, да ещё с точечками! Уж тебе-то от птицы нипочём не скрыться!

- Кому надо, те пусть и скрываются, а я не стану, - отозвалась Божья Коровка.

- Уж-ж-жас! – заволновалась Муха-Журчалка. – Это ж-ж-ж-ж неминуемая гибель! И откуда в тебе эта ненуж-ж-ж-жная смелость?

- Она у меня, так сказать в крови. Не боюсь я птиц, пусть они меня опасаются.

- Ай-яй-яй! – всплеснула крыльями Бабочка. – Да как же ты до сих пор жива?!

- Есть у нас, божьих коровок, такая жгучая едкая жидкость. Мы её при опасности и выпускаем. Если и клюнет нашу сестру какой-нибудь птенец несмышлёныш – сразу выплюнет и на всю жизнь запомнит урок. Знают птицы, каковы мы на вкус, оттого никто нас и не трогает. Ну а чтобы птицы не ошиблись, не перепутали нас, божьих коровок, с другими насекомыми, мы их своей окраской предупреждаем: “Смотрите, мы ярко-красные, для всех опасные”!

Тут в воздухе что-то мелькнуло.

- Тр-рр-ревога! – отчаянно застрекотал Кузнечик. – Спасайтесь!

В тот же миг на землю сел молодой Скворец. Посмотрел вокруг – никого, заглянул под лопух – и там ничего съедобного.

- Странно, - сказал себе Скворец. – Я прекрасно слышал, как трещал тут Кузнечик, видел Бабочку – куда же они исчезли? Все улетели, осталась одна Божья Коровка, от которой мне никакого проку. Ох, и до чего в природе всё скверно устроено! Никуда не годится – все норовят скрыться!

Вспорхнул Скворец и полетел дальше. Тут Кузнечик, прильнувший к зелёному стеблю, радостно потёр лапками и крикнул:

- Эй, Кр-р-рапивница! Тр- р- р-евога миновала! Слыхали, как этот Скворец про природу говорил? “Плохо устроена!” Раз скворец нас не нашёл, значит, очень хор-р-рошо!

Литература.

  1. А.Дитрих, Г. Юрмиц, Р. Кошурникова “Почемучка” 5-е изд., испр., доп. Москва “Педагогика Пресс” 1994, с. 2006-2007.