Открытое занятие по теме "Басни-сказки Л.Н. Толстого"

Разделы: Внеклассная работа


В целях развития и углубления учебных навыков учеников начальных классов во внеурочное время хотелось бы предложить вашему вниманию Конспект Открытого занятия по теме “художественное слово во внеклассной работе” на примере прозаических басен Л.Н. Толстого.

Такое мероприятие проводилось с учащимися 1–2 классов в группе продленного дня.

Цель: Развитие навыков чтения, понимания текстов, а так же диалоговой и монологической речи.

Задачи:

  1. Углубление навыков чтения и понимания текстового материала.
  2. Формирование умения отвечать на вопросы полным предложением.
  3. Развитие внимания.
  4. Развитие объема слухово-речевой памяти.
  5. Формирование последовательности пересказа текста.
  6. умение находить главную мысль текста.
  7. Более эффективное использование активной и пассивной лексики.

Ход занятия

1. Организационный момент:

Детям задаются загадки о животных, которые являются героями сказок-басен Л.Н. Толстого, используемых на занятии (волк, собака, белка, лошадь, ослик).

С хозяином дружит, дом сторожит.
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)

Зверька узнали мы с тобой двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
а в рыжей шубке – летом. (Белка.)

Сер, да не волк.
Длинноух да не заяц. (Осел.)

Кто осенью холодной ходит хмурый и голодный. (Волк.)

Не земледелец,
не кузнец не плотник,
а первый на селе работник. (Лошадь.)

2. Основная часть. Детям предлагается разделиться на три группы. Каждой команде выдается текст с одной из басен.

1) Чтение сказок-басен Л.Н. Толстого “Волк и собака”, “Белка и волк”, “Лошадь и осел”.

Волк и собака.
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
– Скажи, собака, откуда вы корм берете?
Собака сказала:
– Люди нам дают.
– Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
– Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
– Так только за это вас так кормят? – Сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошел, а то нам, волкам, трудно корма
достать.
– Что ж, иди, – сказала собака.
– Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошел с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть
стерта. Он сказал:
– А это у тебя, собака, отчего?
– Да так, – сказала собака.
– Да что так?
– Да так, от цепи. Днем ведь я на цени сижу, так вот цепью и стерло немного шерсть на шее.
– Ну, так прощай, собака, – сказал волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду, да на воле.

Белка и Волк.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
– Пусти меня.
Волк сказал:
– Хорошо, я пущу тебя только ты скажи мне, отчего вы белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там на верху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
– Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
– Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

Осел  и Лошадь.

У одного человека были осел и лошадь. Шли они по дороге; осел сказал лошади:
– Мне тяжело, не дотащу я всего, возьми с меня хоть немного.
Лошадь на послушалась. Осел упал от натуги и умер. Хозяин как наложил все с осла на лошадь, да еще и шкуру ослиную, лошадь и взвыла:
– Ох, горе мне, бедной, горюшко мне, несчастной! Не хотела я немножко ему подсобить, теперь вот все тащу, да еще и шкуру.

2) Беседа, в которой дети отвечают на ряд вопросов. Например: Основная мысль каждой басни? Что для автора главное в каждом произведении? Какая сказка произвела на вас большее впечатление? Какое животное понравилось больше? Почему? Чьи поступки не понравились? Почему? Как поступили бы вы в похожей ситуации? Ребята могут говорить и про басню, которую изучала их группа, и про две другие. Соревновательный момент, как правило, побуждает детей к большей активности. Предложение инсценировать произведение позволяет ученикам глубже проникнуть в суть сказки, поставить себя на месть героев повествования. Возможность придумать продолжение басни, которую читала группа и басню другой группы дает возможность разобрать три предложенных произведения глубже.

3. Итог.

1) Самооценка детей. Оценка работы каждой группы.
2) Оценка детьми занятия и работы своих товарищей
3) Заключительное слово педагога.