Эпиграф:
Так о великих вещах помогают составить понятия
Малые вещи, пути намечая для их постиженья
ЛукрецийОткрывая поэзию народного костюма,
вы одновременно открываете и мир русского языка.
Буслаев
На доске: идеал, декоративный (декор), орнамент.
Оборудование: компьютер, проектор, план рецензии, технологическая
карта описания,
текст, памятка для анализа текста-описания, словарик “Элементы одежды народного
костюма”.
Ход урока
Учитель:
– От чего зависит выбор типа речи (от замысла автора, от цели).
– Как отличить типы речи?
Учитель: Мы продолжаем знакомство с типами речи.
Цели урока:
- Расширить и обобщить представление об описании как типе речи.
- Познакомить с описанием русского народного костюма.
- Пополнить свои знания об элементах костюма.
- Подготовить рабочий материал к домашнему сочинению.
Учитель: Что же такое описание? (Учащиеся выступают с подготовленным заранее проектом “Описание. Виды описания. Объекты описания.”)
Учитель:
– Что может быть объектом описания?
– Какова цель описания? (Увидеть предмет, представить его.)
– Какова же структура описания или композиция?
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым описанием. это описание русского народного костюма.
Народный костюм является ценнейшим памятником народного творчества. Вещи, одежда, дом, жизнь крестьян составляли ансамбль единого понимания красоты.
Одежду придумывали всем миром на протяжении многих веков. В народном костюме отражались горе и радость, труд и отдых, праздники и вера. Одежда была предметом самобытного творчества.
О значении одежды для человека говорит народная мудрость
(Учащиеся заранее приготовили пословицы и поговорки):
- Рубашка беленька, да душа чёрненька.
- По платью видят, кто таков идет.
- Бабьи рукавишки те же мешки: рукав завяжи, да что хочешь положи.
- Хвалят на девке шелк, коли в девке толк.
- По Ивашке и рубашка.
- В уборе и пень хорош.
- И под дырявой шапкой живет голова.
- Наряд соколиный, а походка воронья.
Слушаем проект “Русский народный костюм” (учащийся рассказывает о народном костюме, его элементах, значении рисунков, демонстрирует элементы костюма).
Задание классу: Прослушать проект. Рецензировать выступление по имеющемуся плану. (План рецензии имеется на каждом столе)
Учитель:
– Соответствует ли данный проект теме нашего урока?
– Что вы можете сказать о типе речи? (Описание с элементом повествования)
– Какие же элементы народного костюма вы запомнили?
- Панева – женская юбка до колен.
- Писанки – праздничные лапти.
- Позатыльник – часть женского головного убора.
- Покрывка – головной платок.
- Сорока – женская шапочка малинового цвета.
- Волосень – шерстяная ткань.
- Кичка – женский головной убор.
- Песики – украшение для головного убора из перьев селезня.
- Хвалды – складки на спинке сарафана.
- Налобник – расшитый головной убор на лоб.
Учитель: Как вы понимаете эпиграф к уроку?
Работа с текстом
Хранителем народного идеала и костюма на Руси всегда, безусловно, оставалось русское крестьянство. Характер костюма соответствовал внешнему облику, образу жизни и характеру труда. Чаще всего знаком различия были не покрой и вид, а цветность одежды, количество узоров (декора), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.
Самой декоративной и богато украшенной частью костюма был передник или завеса, запона. Его обычно делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором, цветными вставками, лентами. Край завесы оформляли зубцами, цветным кружевом, бахромой, оборкой разной ширины.
Как радуют глаз бутоны, вдруг зацветшие по краю завески. И бегут от него, как лучи солнца, ромбики, черточки. И вот уже рисунок заполнен огненным зноем лета. Мы встречаем такие образные определения цветов: “маковый”, “сахарный”, “соломенный”, “огненный”, “алый”, “брусничный”, “жаркий” и др. Сарафан и завеску можно назвать визитной карточкой русской красавицы.
Задание к тексту:
Прочитать текст выразительно.
Доказать, что это текст.
Объяснить орфограммы и пунктограммы.
Объяснить слово “цветность”.
Озаглавить текст.
Заполнить технологическую карту. Определить тип речи.
Элементы костюма | Детали | Описание | 1. Рубаха | 2. Юбка |
3. Головной убор |
Задание:
- Выполнить задания к тексту.
- Заполнить технологическую карту – описание предмета (задание по рядам), сделать вывод.
- Поможет вам заполнить карту “Памятка для анализа текста-описания”.
- Работа с новыми словами (словарь Ожегова).
Вывод: Рассказ о переднике построен по типичной схеме описания.
– Объясните слова древнего философа и поэта Лукреция.
Домашнее задание: Оденьте русскую красавицу или добра молодца, используя имеющийся “Словарик предметов одежды русской старины”.
Рефлексия: Что дал вам сегодняшний урок?