Урок по теме "Имя существительное (обобщение)". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • создание условий для обобщения знаний обучающихся об имени существительном как части речи,
  • создание атмосферы радости совместного труда.

Образовательные задачи:

  • обобщить и систематизировать знания об имени существительном как части речи, его значении, грамматических признаках имени существительного (род, число, падеж, одушевленность, неодушевленность);
  • проверить  умение  различать имя существительное среди других частей речи по его признакам;
  • проверить умение сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей;
  • правильно употреблять в речи и согласовывать существительное с другими частями речи.

Развивающие задачи: развивать словарный запас, речь, мышление и внимание учащихся.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к произведениям А.С. Пушкина, самостоятельность мышления, интерес к предмету и художественному слову.

Компьютерное сопровождение урока используется для повторения знаний и проверки некоторых заданий.

Оборудование: учебник Л.М. Зелениной, Т.Е.Хохловой, презентация (Приложение 1), индивидуальные карточки, выставка книг А.С. Пушкина.

Ход урока

1. Организационный момент. (Вступительное слово учителя, создание психологического настроя.) Слайд 1. (Приложение 1)

Учитель. «Опять я ваш, о, юные друзья!» С такими строчками обращался Пушкин к своим друзьям и читателям, и сегодня на урок к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем и улыбнёмся (дети здороваются).

Слайд 2.

Учитель. Пока мы здоровались, на экране появились строки из знакомого вам произведения. Вы  видите, что несколько слов закрыто. Назовите эти слова, восстановите текст.

У лукоморья (   ) зелёный;
Златая (   ) на дубе том:
И днём и ночью(   ) учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – (  ) заводит,
Налево – (   ) говорит.

Дети. Дуб, цепь, кот, песнь, сказку.

Учитель. Из какого произведения взяты эти строки? Кто автор?

Дети. А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

Учитель. Какие произведения А.С.Пушкина вам известны?

Слайд 3.

2. Актуализация знаний

Учитель. Какой частью речи являются восстановленные слова? Докажите.

Дети. Называют живые и неживые предметы, отвечают на вопросы кто? что? в начальной форме.

Учитель. Что могут обозначать имена существительные?

Дети. Имена существительные называют живые и неживые предметы, явления природы, абстрактные понятия, процесс действия, исторические события.

Учитель. Все ли признаки имён существительных перечислили? (нет)

Учитель. Итак, какова же цель нашего урока?

Дети. Мы должны вспомнить всё, что мы знаем об имени существительном.

3. Постановка цели и задачи урока.

Учитель. А для этого я предлагаю отправиться в путешествие по городу Существительных.

Слайд 4.

Встречаясь с именами существительными, мы повторим всё, что знаем о признаках этой части речи.

Обобщение темы мы будем проводить по плану:

  1. Что обозначает имя существительное?
  2. На какие вопросы отвечает?
  3. Какие имеет постоянные свойства?
  4. Как изменяется?
  5. Каким членом предложения бывает?

А языковым материалом будут служить тексты из произведений великого русского поэта А.С. Пушкина. Путеводителем для нас будет карта города Существительных.

Слайд 5.

4. Чистописание

Учитель. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Корабельщики перед плаванием проверяют состояние корабля, а мы, прежде чем отправиться в плавание, потренируем руки и повторим написание некоторых букв.

Слайд 6.

Учитель. Для начала отгадайте по устному описанию эти буквы (к, и, р)

В слове корабль эта буква обозначает глухой парный согласный звук, твёрдый парный.

В словах старик, рыбка эта буква обозначает сонорный звук (р)

А соединять их будет гласная, которую отгадайте по устному описанию (и).

5. Словарная работа.

Слайд 7.

Учитель. Сегодня нам будет помогать сказка. А путь свой начнем с центра, его название зашифровано здесь.

Дети: К Р Е М Л Ь

Учитель. Как вы понимаете значение слова кремль?

Дети. Кремлём на  Руси называли крепость внутри города.

Учитель. Запишите его в тетрадь красиво, соблюдая правила орфографии. Московский Кремль пишется…

Слайд 8.

Учитель. Укажите, сколько здесь букв и звуков. Назовите мягкие согласные звуки. Что указывает на мягкость этих согласных?

Дети. Кремль – 6 букв, 5 звуков.

Слайд 9.

6. Работа над предложением.

Учитель. Запишите предложение, сделайте синтаксический разбор. Назовите словарные слова в данном предложении: От кремля отплывает корабль.

Какую же синтаксическую роль выполняет имя существительное в предложении? (Каким членом предложения могут являться имена существительные?)

Дети. В предложении могут являться  как главной, так и второстепенной частью речи.

7. Работа над значением имени существительного как части речи. (Центр города, кремль. Повторение признаков имён существительных.)

Слайд 10.

Учитель. Итак, начинаем наше путешествие с центра города, его кремля. Кремль  на нашей карте символизирует само понятие имени существительного.

Слайд 11.

Учитель. Назовите постоянные и непостоянные признаки существительных (таблица морфологических признаков существительного). Послушайте отрывок …(фрагмент фильма)

Слайд 12.

На доске:

Ветер на море гуляет 
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах 
На поднятых парусах.

Слайд 13.  (ветер, море, кораблик, волны, паруса)

Учитель. Из какой сказки этот отрывок? (на доске появляется отрывок)

Дети. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Учитель. Назовите имена существительные. Поставьте их в начальную форму. На какие две группы можно разделить эти слова? (ед. ч. и мн.ч.) Выпишите существительные в два столбика, распределив по группам.

Слайд 14.

Учитель Мы побывали на улицах Ед ч. и  Мн.ч существительных. Какой это признак: постоянный или непостоянный?

Дети. Непостоянный.

Учитель. Продолжаем  путешествие по улицам нашего города…

Слайд 15.

(Перед детьми план-схема улиц города Существительных) Улицы Собственная и Нарицательная.

Слайд 16.

Учитель. Давайте уточним, какие имена существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным?

Дети. Собственные – называют единичные, неповторимые в своём роде предметы (например, стран много, а Россия одна; поэтов много, а Пушкин один). Нарицательные называют неединичные признаки.

Слайд 17.

Учитель.  Догадайтесь, имена  каких сказочных героев здесь спрятались? Запишите любые три из них.

Князь ..и.о., королевич Е.и.е., царевна .е.е.., работник .а..а, остров .уя., море О.ия.

Учитель. Назовите только имена собственные. Как вы их написали? (на экране появляется правильное написание имён собственных).

Слайд 17 (2)

Учитель: Проверьте правильность написания слов по образцу.

Слайд 18.

Учитель. Продолжаем путешествие: улицы Одушевленная и Неодушевленная.  Вспомните, какие имена существительные относятся к одушевлённым, а какие к неодушевлённым.

Дети. Имена существительные, которые называют людей, животных и отвечают на вопрос кто? – одушевлённые имена существительные. Имена существительные, которые называют неживые предметы, растения, явления окружающего мира и отвечают на вопрос что? – неодушевлённые имена существительные.

Учитель. Вспомним еще одну сказку А.С. Пушкина, где один из богатырей обращался к своим братьям:

(просмотр отрывка из сказки)

Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек. 
Коли парень ты румяный, 
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать, 
Так и станем величать. 
Коли красная девица, 
Будь нам милая сестрица.

Слайд 19.

Учитель. Из какой сказки этот отрывок?

Дети. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе  Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Учитель. В данном отрывке назовите одушевленные имена существительные.  Выпишите те, которые соответствуют схеме: схема (старушка, девица, сестрица). Назовите суффиксы, придающие словам уменьшительно-ласкательные значения.

Слайд 20.

Физкультминутка.

Дети маршируют:

Имя существительное –
Очень удивительное: 
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Учитель называет слово. Если оно отвечает на вопрос «кто?» – руки вверх, «что?» – руки вперед, а если слово отвечает на другой вопрос – приседают. (Старуха, рыбка, золотая, корыто, старик, землянка, ветхая – из какой сказки?)

Слайды 21, 22, 23. Улицы Мужского, Женского и Среднего рода.

Учитель. Что вы знаете о существительных, живущих здесь? Какие окончания у существительных мужского, женского и среднего рода?

Учителью. Я буду читать предложения. Вам нужно будет: 1) найти подлежащее; 2) записать в нужный столбик. (Комментируют по очереди 2 ученика)

Слайды 24, 25. Улицы Склонений. Упражнение в группировке слов по склонениям

Учитель. Заглянем на минутку в гости к склонениям. Какие существительные относятся к первому склонению, второму, третьему?  Распределите данные существительные по склонениям. (Устно)

Дети. 1 скл. – старуха, 2 скл. – старик, море, 3скл. – ночь.

Учитель. А для чего изучают склонения?

Дети. Склонения нужно знать для того, чтобы наша речь была правильной и грамотной, чтобы не ошибиться в написании безударного падежного окончания.

Учитель. Что такое склонение?

Дети. Изменение окончаний имён существительных по падежным вопросам, т. е. изменение по падежам.

Слайды  26, 27. Падежный проспект. Улицы падежей. Упражнение в различении падежей существительных.

Учитель. Мы приплываем к Падежному проспекту. Мы остаёмся на корабле, а троих корабельщиков отправим на разведку. (К доске вызываются 3 человека: 1 – распределяет падежи, 2 – вопросы, 3 – склоняет существительное корабль. В  это время блиц-опрос со всем классом).

  • Сколько падежей вы знаете?
  • Перечислите названия падежей.
  • Какой падеж не употребляется с предлогами?
  • Какой падеж употребляется только с предлогами?
  • Как различить дательный падеж среди других падежных форм?

(Проверка работ у доски детьми)

Учитель. Посмотрите на доску, поднимите руку, кто согласен с ребятами, работающими у доски. У  кого есть замечания?

9. Самостоятельная работа (или работа в группах)

1 ученик работает у доски, остальные на местах. У каждого ученика на парте карточка с заданиями.

Слайды 28, 29.

Учитель. Спишите  четверостишие.  Определите падежи существительных и подпишите. (Текст и картинка появляются на доске во время проверки)

Слайд 30.

10. Итог урока.

(Отрывок сказки «Ветер по морю гуляет…..кораблю пристать велят»)

Учитель. Итак,  наше путешествие подошло к концу. мы побывали с вами в городе Существительных, а сейчас возвращаемся …?

Слайд 31.

Блиц-опрос. Обобщение по таблице.

Учитель. Назовите постоянные и непостоянные признаки имён существительных.  Отметки за урок…

Слайд 32.

Домашнее задание. Выписать три предложения из сказок А.С. Пушкина, выделить окончания существительных, обозначить склонение и падеж.

Слайд 33.

Рефлексия.

Учитель. Кто вернулся с путешествия в хорошем настроении? Полезен ли был для вас сегодняшний урок?