Урок окружающего мира на тему "Смешанные леса" (программа Л.В. Занкова). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Программа развивающего обучения Л.В. Занкова

Цель: Познакомить с понятием «ярусы леса», уточнить представления детей о хвойном, лиственном и смешанных лесах; развивать речь, логическое мышление,  воспитывать экологическую культуру младших школьников.

Оборудование: иллюстрации растений леса, макет многоэтажного дома.

Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008

Ход урока

1. Оргмомент.

Зарядка-подзарядка.

  • 10 прыжков
  • 10 приседаний
  • 4 наклона в одну сторону
  • 4 наклона в другую сторону.

2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.

У. – Сегодня на уроке мы расширим свои представления о лесной зоне.

– А какие растения произрастают в лесах, сейчас мы узнаем.

Ничего, что плод мой мелок.

– Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)

Учитель выставляет изображение называемых детьми деревьев.

Никто ее не пугает, а она все равно дрожит. (Осина)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо и расту
В высоту. (Сосна)

Зимой и летом  одним цветом. (Ель)

На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш)

Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане. (Береза)

Пока дети – каждый в берете,
Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)

У. – Много растений растет в лесах. О каких из них вы можете рассказать?

Дети рассказывают о том растении, о котором готовили сообщение к уроку.

Вспомним, благодаря чему в лесной зоне растут эти растения.

Дети:

  1. Обильные осадки.
  2. Почва подзолистая.
  3. Приспособляемость растений.

У. – Какие виды лесов вам известны?

Дети: Лиственные, смешенные и хвойные леса.

У. – Какие деревья из присутствующих на картинках к какой подзоне вы отнесете?

Дети выстраивают схему.

Лиственные

Хвойные

Осина

Сосна

Береза 

Ель

Дуб

 

Смешанные

Учащиеся: Грибы и ландыш могут расти в любой из подзон.

У. –  Скажите, в чем главная заслуга леса?

Дети: Снабжает нас кислородом.

3. Физминутка.

«Дует ветер»

4. Изучение новой темы.

У. –  Какие леса преобладают с Смоленской области.

Дети: Смешанные.

У. – Какие растения вы встречали в наших лесах?

Дети называют типичные для смешанных лесов растения.

1. Возникновение проблемной ситуации.

У.– Скажите, чем схожи наш лес с этим макетом?

Учитель демонстрирует макет многоэтажного дома.

2. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.

3. Нахождение способа решения: путем догадки или выдвижения предположений.

Дети: 

  1. Такой же большой как лес
  2. Такой же высокий  как лес
  3. В нем много этажей, как в лесу.

У. – Растения в любом лесу располагаются этажами– ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса.

4. Доказательство гипотез.

У. – Какие деревья наших лесов будут занимать самый верхний ярус?

Дети:

  1. Самые высокие.
  2. Дуб, ель, сосна, береза.

У. – Какие деревья будут жить под ними?

Дети:  Рябина, ольха.

У. – Они образуют второй ярус.

У. – Ниже деревьев располагается ярус кустарников.

Дети: Орешник, жимолость, малина, калина.

У. – Это третий ярус. А кто заселяет четвертый ярус?

Дети:

  1. Травы.
  2. Ландыш, папоротник, медуница.

У. – А самый нижний ярус что занимает? Это основание нашего дома.

Дети: Почва.

У. – Забыли про организмы, населяющие ее.

Дети: Да, четвертый ярус занимает почва вместе со всеми населяющими ее живыми организмами.

5. Проверка правильности решения проблемы.

У. – В какой подзоне меньше будет ярусов?

Дети: В хвойном лесу, потому что там встречается меньше видов растений.

У. – В хвойном лесу гораздо меньше ярусов. В лучшем случае под высокими деревьями вырастают тенелюбивые кустарники черники и  брусники, а также некоторые виды травянистых растений. В итоге, сколько ярусов в хвойном лесу?

Дети: Три яруса или даже два.

У. – Какой же закон соблюдают растения, живущие в лесу и люди, живущие в многоэтажном доме?

Дети: Никому не мешать.

У. – Как же решила этот вопрос природа мы узнаем в учебнике на стр. 71.

5. Физминутка. Игра «День – ночь»

6. Работа с учебником.

У. – А теперь, ребята, прочитаем статью в учебнике о смешенном лесе. Отметьте ту информацию, которая для вас является новой, незнакомой или непонятной.

Обсуждение прочитанного.

7. Итог урока.

У. – Почему на небольшом участке леса удается вырасти множеству разных растений?

Дети дают свои ответы, основанные на знаниях, полученных при изучении новой темы.