Программа развивающего обучения Л.В. Занкова
Цель: Познакомить с понятием «ярусы леса», уточнить представления детей о хвойном, лиственном и смешанных лесах; развивать речь, логическое мышление, воспитывать экологическую культуру младших школьников.
Оборудование: иллюстрации растений леса, макет многоэтажного дома.
Учебник: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008
Ход урока
1. Оргмомент.
Зарядка-подзарядка.
- 10 прыжков
- 10 приседаний
- 4 наклона в одну сторону
- 4 наклона в другую сторону.
2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания.
У. – Сегодня на уроке мы расширим свои представления о лесной зоне.
– А какие растения произрастают в лесах, сейчас мы узнаем.
Ничего, что плод мой мелок.
– Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница)
Учитель выставляет изображение называемых детьми деревьев.
Никто ее не пугает, а она все равно дрожит. (Осина)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч,
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо и расту
В высоту. (Сосна)
Зимой и летом одним цветом. (Ель)
На зеленом шнурочке белые звоночки. (Ландыш)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане. (Береза)
Пока дети – каждый в берете,
Повзрослели – шляпы надели. (Грибы)
У. – Много растений растет в лесах. О каких из них вы можете рассказать?
Дети рассказывают о том растении, о котором готовили сообщение к уроку.
Вспомним, благодаря чему в лесной зоне растут эти растения.
Дети:
- Обильные осадки.
- Почва подзолистая.
- Приспособляемость растений.
У. – Какие виды лесов вам известны?
Дети: Лиственные, смешенные и хвойные леса.
У. – Какие деревья из присутствующих на картинках к какой подзоне вы отнесете?
Дети выстраивают схему.
Лиственные |
Хвойные |
Осина |
Сосна |
Береза |
Ель |
Дуб |
|
↓ |
↓ |
Смешанные |
Учащиеся: Грибы и ландыш могут расти в любой из подзон.
У. – Скажите, в чем главная заслуга леса?
Дети: Снабжает нас кислородом.
3. Физминутка.
«Дует ветер»
4. Изучение новой темы.
У. – Какие леса преобладают с Смоленской области.
Дети: Смешанные.
У. – Какие растения вы встречали в наших лесах?
Дети называют типичные для смешанных лесов растения.
1. Возникновение проблемной ситуации.
У.– Скажите, чем схожи наш лес с этим макетом?
Учитель демонстрирует макет многоэтажного дома.
2. Осознание сущности затруднения и постановка проблемы.
3. Нахождение способа решения: путем догадки или выдвижения предположений.
Дети:
- Такой же большой как лес
- Такой же высокий как лес
- В нем много этажей, как в лесу.
У. – Растения в любом лесу располагаются этажами– ярусами. Количество ярусов зависит от типа леса.
4. Доказательство гипотез.
У. – Какие деревья наших лесов будут занимать самый верхний ярус?
Дети:
- Самые высокие.
- Дуб, ель, сосна, береза.
У. – Какие деревья будут жить под ними?
Дети: Рябина, ольха.
У. – Они образуют второй ярус.
У. – Ниже деревьев располагается ярус кустарников.
Дети: Орешник, жимолость, малина, калина.
У. – Это третий ярус. А кто заселяет четвертый ярус?
Дети:
- Травы.
- Ландыш, папоротник, медуница.
У. – А самый нижний ярус что занимает? Это основание нашего дома.
Дети: Почва.
У. – Забыли про организмы, населяющие ее.
Дети: Да, четвертый ярус занимает почва вместе со всеми населяющими ее живыми организмами.
5. Проверка правильности решения проблемы.
У. – В какой подзоне меньше будет ярусов?
Дети: В хвойном лесу, потому что там встречается меньше видов растений.
У. – В хвойном лесу гораздо меньше ярусов. В лучшем случае под высокими деревьями вырастают тенелюбивые кустарники черники и брусники, а также некоторые виды травянистых растений. В итоге, сколько ярусов в хвойном лесу?
Дети: Три яруса или даже два.
У. – Какой же закон соблюдают растения, живущие в лесу и люди, живущие в многоэтажном доме?
Дети: Никому не мешать.
У. – Как же решила этот вопрос природа мы узнаем в учебнике на стр. 71.
5. Физминутка. Игра «День – ночь»
6. Работа с учебником.
У. – А теперь, ребята, прочитаем статью в учебнике о смешенном лесе. Отметьте ту информацию, которая для вас является новой, незнакомой или непонятной.
Обсуждение прочитанного.
7. Итог урока.
У. – Почему на небольшом участке леса удается вырасти множеству разных растений?
Дети дают свои ответы, основанные на знаниях, полученных при изучении новой темы.