Новые знания: понятия «сложные слова», «буква соединительных гласных», правило написания букв соединительных гласных в сложных словах
Задачи урока:
образовательные:
- учить самостоятельно разбираться в новых понятиях, опираясь на ранее полученные знания и практический опыт;
- формировать умение решать орфографические задачи на месте соединительных гласных в сложных словах;
- совершенствовать умение разбирать слова по составу на основе размышлений об их значении;
- развивать орфографическую зоркость, умение писать слова с «окошками»;
развивающие:
- формировать умение определять цель деятельности, составлять план действий, реализовывать и соотносить результат с целью и оценивать его;
- развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод;
- развивать коммуникативные качества: умение договариваться, чтобы сделать что-то общее, доносить свою позицию до других, принимать другие позиции;
- продолжить формировать умение работать с текстом учебника: извлекать информацию из текста, выделять главное;
воспитательные:
- формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
- воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: мультимедийное оборудование, смайлики с разной мимикой, учебник Русский язык «К тайнам нашего языка», 3 класс, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Ассоциация XXI век», 2005
Ход урока
I. Введение в тему урока
– На предыдущих уроках мы узнали, что в корнях бывает две и больше орфограмм, две орфограммы может быть на месте одной буквы, в основах бывает два суффикса.
А бывает ли в словах два корня? (Бывает, нет)
II. Открытие нового знания
1. Создание проблемной ситуации
– Чтобы ответить на этот вопрос, запишем для исследования слова.
– Как будете действовать?
(Выбор буквы объяснить могу – букву пишу, нет – оставляю окошко)
– Диктую: носорог, пылесос, ледокол, водолаз, сталевар, мясорубка
– Сколько окошек оставили в словах? (6, 5, 4)
– На месте каких орфограмм остались окошки?
(«носорог» – на месте безударного гласного звука [а] в слоге [СА], «пылесос» – на месте безударного гласного звука в слоге [л’и] и т.д.)
– Проверим, как решили орфографические задачи в других слогах.
([н а с а р о к] – слог [н а] – безударный, орфограмма на месте безударного гласного звука [а], выбор буквы объяснить могу: проверочное слово нос, пишу букву о; слог [р о к] ударный, орфограмма на месте парного согласного звука [к], выбор буквы объяснить могу: проверочное слово «нет носорога», пишу букву г).
Дальше идёт аналогичное объяснение.
– Выделите корни в словах. (Выполняют задание)
– Я увидела, что вы по-разному выделили корни в этих словах.
– У кого один корень? (Поднимают руки)
– У кого есть слова с двумя корнями? (Поднимается несколько рук)
– У кого во всех словах два корня? (Нет таких)
– Что же получается? Задание я дала вам одно. А как вы его выполнили? (По-разному)
2. Постановка учебной проблемы №1
– Какой вопрос возникает?
(Кто прав? Сколько корней в этих словах?)
3. Поиск решения
– Чтобы ответить на этот вопрос, будем рассуждать, почему так назвали эти предметы? Начнем с первого слова.
– Почему животное так называется? (Обсуждение значения слов происходит с опорой на слайд. Слайды анимационные: сначала появляются картинка со словом, затем два других, из которых взяли корни)
(У него на носу рог)
– Подберите и запишите однокоренные слова к слову «нос». Выделите корень.
(Подбирают: «нос, носик» и выделяют)
– Подберите и запишите однокоренные слова к слову «рог». Выделите корень.
(Подбирают: «рожок, роговой» и выделяют)
– Есть ли корни нос – и рог – в слове «носорог»?
(Да. Есть)
– Так сколько же корней в слове «носорог»?
(В слове «носорог» два корня»)
– Продолжим наблюдение за строением других слов. Будем думать, почему так назвали вещи и людей.
Пылесос – аппарат, который сосёт пыль.
– Подберите однокоренные слова к слову «пыль» и укажите корень
(Пыльный, пылинка, корень [пыл’])
– Подберите однокоренные слова к слову «сосёт» и укажите корень
(Соска, сосочка, корень сос-)
– Какой вывод сделаете?
(Корни [пыл’] и [сос] есть в слове «пылесос», значит, в этом слове два корня)
– Выделите корни.
Аналогично разбираются все слова.
Ледокол – судно, которое колет лёд.
Водолаз – человек, который работает (лазает) под водой.
Сталевар – рабочий, который плавит, варит сталь.
Мясорубка – машинка, с помощью которой рубят мясо.
– Чем похожи все слова? (Во всех словах два корня)
– Предположите, как можно назвать такие слова. (Двукорневые, составные)
– Учёные назвали такие слова сложными.
– Почему их так назвали? (Сложили два корня)
– Дайте определение этого понятия.
(Слова с двумя корнями называются сложными)
– Сформулируйте тему урока. (Открывается запись «Сложные слова»)
– Вернёмся к вопросу, на который искали ответ.
(Сколько корней в этих словах?)
– Мы ответили на этот вопрос? (Да)
4. Постановка учебной проблемы №2. Поиск решения проблемы
– Посмотрите на данные слова. Что ещё нам предстоит сделать? (Решить орфографические задачи)
– Посмотрите, как эти слова написаны в учебнике в упражнениях №67 и №68 (Открывают учебники, читают, наблюдают)
– Что заметили? (В одних словах о, в других е)
– Какой вопрос возникает? (Когда пишется о, когда – е?)
– Произнесём эти слова и послушаем звук перед гласными.
([н а с а р о к] – [с] – твёрдый, [м’ и с а р у п к а] – [с] – твёрдый и т. д.)
– Кто догадался, когда пишется о, когда – е? (После твёрдых согласных пишется о, после мягких согласных е)
– Все с этим согласны? (Да)
– Прочитайте оставшееся слово (Лежебока)
– Что интересного заметили?
(В слове «лежебока» после непарного твёрдого согласного пишется «е»)
– Сформулируйте общий вывод.
(Буква е пишется после мягких согласных и непарных твёрдых)
– Сверьте свой вывод с учебником. (Всё верно)
– Так на какой вопрос мы с вами должны были ответить?
(Когда в сложных словах пишется о, когда е?)
– Как же вы теперь на него ответите? (Проговаривание знания)
– Букве, которая соединяет два корня, учёные дали название.
Предположите, как они могли её назвать? (Соединяющая, соединительная)
– Чтобы проверить ваши предположения, обратимся к учебнику. (Учащиеся читают вывод в рамке)
– Что узнали из правила?
(Букву, которая соединяет два корня, учёные назвали буквой соединительных гласных; на её месте в безударном положении есть орфограмма)
– Как будем её отмечать?
(Выделять корни, букву соединительного гласного подчёркивать)
– Закройте окошки в словах, отметьте новую орфограмму.
– Обратимся ещё раз к слову «лежебока». Всем ли оно понятно? (Не всем)
– Художник помогает нам понять значение этого слова.
Посмотрите слайд и, пользуясь им, объясните его значение.
(Лежебока – тот, кто лежит на боку, лодырь, бездельник)
– Запишите слово, отметьте орфограмму.
Работа в группах. Создание опоры
– Будете работать в группах. Обсудите правила работы в группе.
- Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
- Выслушать мнение каждого.
- Найти общее решение.
- Выбрать выступающего.
– Как схематично можно показать опасное при письме место-букву соединительного гласного «о» в безударном положении? (1, 2 группы)
– Как схематично можно показать опасное при письме место-букву соединительного гласного «е» в безударном положении? (3, 4, 5 группы)
Обсуждение результатов работы по вопросам:
– Какие схемы оставим и почему? Точно ли указаны опознавательные признаки орфограммы? Чем их следует дополнить?
Заготовленная к уроку опора была повешена над доской
– Как же нужно действовать, чтобы правильно выбрать букву соединительного гласного?
- Произнести слово
- Послушать согласный перед гласным
- Если он твёрдый, написать «о», если он мягкий или непарный твёрдый, написать «е»
Применение нового знания
– Применим новые знания. В упражнении №71 найти слова, которые соответствуют схеме:
, объяснить значение, показать строение и 3-4 из них выписать.
Слабым ученикам предлагается карточка-инструкция:
|
|
– Сколько слов нашли?(9)
– Проверьте по слайду, правильно ли вы определили строение слов
(Демонстрируется слайд. Выясняется значение слов. Называются слова, из которых взяли корни для образования сложных слов. Проверяется правильность решения орфографических задач)
– Теперь потренируемся в узнавании букв соединительных гласных на слух. Узнайте слово по описанию его значения и карточкой покажите букву соединительного гласного.
(Читаю вслух описание значения слов из упр. №73 с 1 по 5.)
– Как вы думаете все ли названные слова сложные?
(Да. Нет)
– Дома узнайте мнение учёных в упр.№72, выполните упр.№74 и, если хотите, продолжите игру: составьте описание значений нескольких слов и предложите их для узнавания одноклассникам на следующем уроке.
III. Рефлексия деятельности
– Вернёмся к вопросу, который я поставила перед вами в самом начале урока
(Бывает ли в словах два корня?)
– Нам удалось на него ответить? (Да)
– Каким способом?
(Мы записывали для исследования слова, выясняли их значение, подбирали однокоренные слова, потом выделяли корни)
– Какое открытие мы сделали на уроке?
(Узнали, как писать букву на месте соединительного гласного)
– Вот каким богатым был наш урок. Оцените свою работу на уроке.
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем надо поработать?