Урок русского языка по теме "Сложные слова" (УМК "Гармония"). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Новые знания: понятия «сложные слова», «буква соединительных гласных», правило написания букв соединительных гласных в сложных словах

Задачи урока:

образовательные:

  • учить самостоятельно  разбираться в новых понятиях, опираясь на ранее полученные знания и практический опыт;
  • формировать умение  решать орфографические задачи на месте соединительных гласных в сложных словах;
  • совершенствовать умение разбирать слова по составу на основе размышлений об их значении;
  • развивать орфографическую зоркость, умение писать слова с «окошками»;

развивающие:

  • формировать умение определять цель деятельности, составлять план действий, реализовывать и соотносить результат с целью и оценивать его;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод;
  • развивать коммуникативные качества: умение договариваться, чтобы сделать что-то общее, доносить свою позицию до других, принимать другие позиции;
  • продолжить формировать умение работать с текстом учебника: извлекать информацию из текста, выделять главное;

воспитательные:

  • формировать у учащихся положительную мотивацию к урокам русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: мультимедийное оборудование, смайлики с разной мимикой, учебник Русский язык «К тайнам нашего языка», 3 класс, авторы: М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко «Ассоциация XXI век», 2005

Ход урока

I. Введение в тему урока

– На предыдущих уроках мы узнали, что в корнях  бывает две и больше орфограмм, две орфограммы может быть на месте одной буквы, в основах бывает два суффикса.

А бывает ли в словах два корня? (Бывает, нет)

II. Открытие нового знания

1. Создание проблемной ситуации

– Чтобы ответить на этот вопрос, запишем для исследования слова.

– Как будете действовать?

(Выбор буквы объяснить могу – букву пишу, нет – оставляю окошко)

– Диктую: носорог, пылесос, ледокол, водолаз, сталевар, мясорубка

– Сколько окошек оставили в словах? (6, 5, 4)

– На месте каких орфограмм остались окошки?

(«носорог» – на месте безударного гласного звука [а] в слоге [СА], «пылесос» – на месте безударного гласного звука в слоге [л’и] и т.д.)

– Проверим, как решили орфографические задачи в других слогах.

([н а с а р о к] – слог [н а] – безударный, орфограмма на месте безударного гласного звука [а], выбор буквы объяснить могу: проверочное слово нос, пишу букву о; слог [р о к] ударный, орфограмма на месте парного согласного звука [к], выбор буквы объяснить могу: проверочное слово «нет носорога», пишу букву г).

Дальше идёт аналогичное объяснение.

– Выделите корни в словах. (Выполняют задание)

– Я увидела, что вы по-разному выделили корни в этих словах.

– У кого один корень? (Поднимают руки)

– У кого есть слова с двумя корнями? (Поднимается несколько рук)

– У кого во всех словах два корня? (Нет таких)

– Что же получается? Задание я дала вам одно.  А как вы его выполнили? (По-разному) 

2. Постановка учебной проблемы №1

– Какой вопрос возникает?

(Кто прав? Сколько корней в этих словах?)

3. Поиск решения

– Чтобы ответить на этот вопрос, будем рассуждать, почему так назвали эти предметы? Начнем с первого слова.

– Почему животное так называется? (Обсуждение значения слов происходит с опорой на слайд. Слайды  анимационные: сначала появляются картинка со словом, затем два других, из которых взяли корни)

(У него на носу рог)

– Подберите и запишите однокоренные слова к слову «нос». Выделите корень.

(Подбирают: «нос, носик» и выделяют)

– Подберите и запишите однокоренные слова к слову «рог». Выделите корень.

(Подбирают: «рожок, роговой» и выделяют)

– Есть ли корни нос – и рог – в слове «носорог»?

(Да. Есть)

– Так сколько же корней в слове «носорог»?

(В слове «носорог» два корня»)

– Продолжим наблюдение за строением других слов. Будем думать, почему так назвали вещи и людей.

Пылесос – аппарат, который сосёт пыль.

– Подберите однокоренные слова к слову «пыль» и укажите  корень

(Пыльный, пылинка, корень [пыл’])

– Подберите однокоренные слова к слову «сосёт» и укажите корень

(Соска, сосочка, корень сос-)

– Какой вывод сделаете?

(Корни [пыл’] и [сос] есть в слове «пылесос», значит, в этом слове два корня)

– Выделите корни.

Аналогично разбираются все слова.

 Ледокол – судно, которое колет лёд.

Водолаз – человек, который работает (лазает) под водой.

Сталевар – рабочий, который плавит, варит сталь.

Мясорубка – машинка, с помощью которой рубят мясо.

– Чем похожи все слова? (Во всех словах два корня)

– Предположите, как можно назвать такие слова. (Двукорневые, составные)

– Учёные назвали такие слова сложными.

– Почему их так назвали? (Сложили два корня)

– Дайте определение этого понятия.

(Слова с двумя корнями называются сложными)

– Сформулируйте тему урока. (Открывается запись «Сложные слова»)

– Вернёмся к вопросу, на который искали ответ.

(Сколько корней в этих словах?)

– Мы ответили на этот вопрос? (Да)

4. Постановка учебной проблемы №2. Поиск решения проблемы

– Посмотрите на данные слова. Что ещё нам предстоит сделать? (Решить орфографические задачи)

– Посмотрите, как эти слова написаны в учебнике в упражнениях №67 и №68 (Открывают учебники, читают, наблюдают)

– Что заметили? (В одних словах о, в других е)

– Какой вопрос возникает? (Когда пишется о, когда – е?)

– Произнесём эти слова и послушаем звук  перед  гласными.

([н а с а р о к] – [с] – твёрдый, [м’ и с а р у п к а] – [с] – твёрдый и т. д.)

– Кто догадался, когда пишется о, когда – е? (После твёрдых согласных пишется о, после мягких согласных е)

– Все с этим  согласны? (Да)

– Прочитайте оставшееся слово (Лежебока)

– Что интересного заметили?

(В слове «лежебока» после непарного твёрдого согласного пишется «е»)

– Сформулируйте общий вывод.

(Буква е пишется после мягких согласных и непарных твёрдых)

– Сверьте свой вывод  с учебником. (Всё верно)

– Так  на какой вопрос мы с вами должны были ответить?

(Когда в сложных словах пишется о, когда  е?)

– Как же вы теперь на него ответите? (Проговаривание  знания)

– Букве, которая соединяет два корня, учёные дали название.

Предположите, как они могли её назвать? (Соединяющая, соединительная)

– Чтобы проверить ваши предположения, обратимся к учебнику. (Учащиеся читают вывод в рамке)

– Что узнали из правила?

(Букву, которая соединяет два корня, учёные назвали буквой соединительных гласных; на её месте в безударном положении есть орфограмма)

– Как будем её отмечать?

(Выделять корни, букву  соединительного гласного подчёркивать)

– Закройте окошки в словах, отметьте новую орфограмму.

– Обратимся ещё раз  к слову «лежебока». Всем ли оно понятно? (Не всем)

– Художник помогает нам понять значение этого слова.

Посмотрите слайд и, пользуясь им, объясните его значение.

рис.1

(Лежебока – тот, кто лежит на боку, лодырь, бездельник)

– Запишите слово, отметьте орфограмму.

Работа в группах. Создание опоры

– Будете работать в группах. Обсудите правила работы в группе.

  1. Понять задание и подумать о решении самостоятельно.
  2. Выслушать мнение каждого.
  3. Найти общее решение.
  4. Выбрать выступающего.

– Как схематично можно показать опасное при письме место-букву соединительного гласного «о» в безударном положении? (1, 2 группы)

– Как схематично можно показать опасное при письме место-букву соединительного гласного «е» в безударном положении? (3, 4, 5 группы)

Обсуждение результатов работы по вопросам:

– Какие схемы оставим  и почему? Точно  ли указаны опознавательные признаки орфограммы? Чем их следует дополнить?

Заготовленная к уроку опора была повешена над доской

рис.2

– Как же нужно действовать, чтобы правильно выбрать букву соединительного гласного?

  1. Произнести слово
  2. Послушать согласный перед гласным
  3. Если он твёрдый, написать «о», если он мягкий или непарный твёрдый, написать «е»

Применение нового знания

– Применим новые знания. В упражнении №71 найти слова, которые соответствуют схеме:

рис.3, объяснить значение, показать строение и 3-4 из них выписать.

Слабым ученикам предлагается карточка-инструкция:

  1. Прочитай описание значений слов
  2. В подчёркнутых словах найди корни
  3. В тексте упражнения найди сложные  слова, в которых есть эти корни
  • Железнодорожный транспорт, который перевозит людей и грузы с помощью электрического двигателя.
  • Машинка для рубки мяса.
  • Аппарат для варки сока.
  • Кастрюля, в которой можно быстро (скоро) сварить продукты. 
  • Электрическая плита.
  • Водный транспорт, который ходит с помощью парового двигателя.
  • Водный транспорт, который ходит с помощью теплового двигателя.
  • Воздушный транспорт, который летает сам.
  • Летательный аппарат, который взлетает и садится вертикально.

– Сколько слов  нашли?(9)

– Проверьте по слайду,  правильно ли вы определили строение слов

(Демонстрируется слайд. Выясняется значение слов.  Называются слова, из которых взяли корни для образования сложных слов. Проверяется правильность решения орфографических задач)

– Теперь потренируемся в узнавании букв соединительных гласных на слух. Узнайте слово по описанию его значения и карточкой покажите букву соединительного гласного.

(Читаю вслух описание значения слов из упр. №73 с 1 по 5.)

– Как вы думаете все ли названные слова сложные?

(Да. Нет)

– Дома узнайте мнение учёных в упр.№72, выполните упр.№74 и, если хотите, продолжите игру: составьте описание значений нескольких слов и предложите их  для узнавания одноклассникам на следующем уроке.

III. Рефлексия деятельности

– Вернёмся к вопросу, который я поставила перед вами в самом начале урока

(Бывает ли в словах два корня?)

– Нам удалось на него ответить? (Да)

– Каким способом?

(Мы записывали для исследования слова, выясняли их значение, подбирали однокоренные слова, потом выделяли корни)

– Какое открытие мы сделали на уроке?

(Узнали, как писать букву на месте соединительного гласного)

– Вот каким богатым был наш урок. Оцените свою работу на уроке.

– Что на уроке у вас хорошо получилось?

– Над чем надо поработать?