Некоторые учащиеся испытывают трудности при работе вместе со всем классом, так как методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям. Причиной могут быть различия школьников в преобладающем способе восприятия информации.
Американские психологи К.Роджерс, Бетти Лу Ливет, С.Стрингер, Г.Дейл по индивидуальным особенностям восприятия разделили детей не три группы: аудиалы, визуалы, кинестеты [3].
Аудиалы – это учащиеся, отдающие предпочтение слуховому восприятию. Они хорошо воспринимают устное объяснение, любят слушать, но и с нетерпением ждут возможности высказаться.
Визуалы – это учащиеся, отдающие предпочтение зрительному восприятию. Они обучаются на основе наблюдений и демонстраций, невосприимчивы к звукам, отвлекаются на зрительную информацию.
Кинестеты – обучаются в действии, через непосредственное участие в деле, они импульсивны, сразу начинают действовать, выбирают решения, требующие активных действий. Для учащихся с преимущественно кинестетическим типом восприятия лучший способ для развития речевой деятельности – ролевая игра.
Часто бывает так, что тип восприятия у учителя и у ученика не совпадают. Например, если учитель предпочитает лекционную форму обучения, а у ученика плохая слуховая память, эффективность такой работы будет невелика. Если ни учитель, ни ученик не обладают достаточной гибкостью, позволяющей приспособиться друг к другу, в конечном счете это может серьезно сказаться на эффективности обучения, на обстановке в классе [1].
Поэтому учителю важно знать особенности восприятия – как свои собственные, так и своих учеников. Опираясь на эти знания, можно помогать детям усваивать учебный материал, задействуя по возможности все каналы ввода информации.
Нами был разработан и апробирован комплекс упражнений по теме “Animals” при изучении раздела 3 “Living things around us” по учебнику О.В. Афанасьева, И.В. Михеева “Английский язык” для 8 класса средней общеобразовательной школы.
Стоит отметить, что учащиеся 8 класса относятся к среднему школьному возрасту. Как полагает М. Гриндер, восприятие в этом возрасте аудиально-кинестетическое и чтобы успешно использовать природу подростков, нужна особая гибкость, так как этот возраст менее всего склонен к взаимодействию с подростками [2].
Упражнения для визуалов.
1. Find the words on the topic “Animals” in this crossword. Найдите слова по теме “Животные” в этом кроссворде.
P | I | D | E | O | N | O | W | L | S |
A | H | O | R | S | E | F | W | I | W |
R | A | B | B | I | T | O | O | O | A |
R | C | R | A | N | E | X | C | N | L |
O | F | R | O | G | S | N | A | I | L |
T | I | G | E | R | R | A | E | B | O |
R | E | K | C | E | P | D | O | O | W |
2. Look at the picture and describe the animal in it. Use the following constructions: I see… This is… It has got… It is (blue, big, strong…) It lives in… It likes to eat…. Посмотрите на картинку и опишите животное, изображенное на ней. Используйте следующие конструкции: Я вижу… Это… У него есть… Он (голубой, большой, сильный)… Он живет в… Он любит есть….
3. Guess what animals are there. Угадайте названия животных.
Keymon (monkey), sohre (horse), ogat (goat), phese (sheep), hoghedge (hedgehog), reha (hare), bitrab (rabbit), pionge (pigeon), wol (owl), raprot (parrot), richost (ostrich), wans (swan), rowc (crow), piemag (magpie).
Упражнения для аудиалов.
1. Listen and repeat aloud the words on the topic “Animals”. Послушайте и повторите вслух слова по теме “Животные”.
Night, nightingale, magpie, pie, speech, crow, cat, sound, cow, foot, rat, map, woodpecker, wood, tree, squirrel, hedgehog, piece.
2. Guess what animal it is. Отгадайте, что это за животное. (Учитель читает вслух.)
a) It is a small insect with eight legs. It usually makes a net, catches
other insects and eats them. (Spider.)
b) This animal is very unusual. It can not walk. It can not run. It can only
jump. (Kangaroo.)
c) It is one of the biggest animals in the world. It has big ears and a long
trunk. (Elephant.)
d) It is a brightly colored tropical bird. People often keep it as a pet. This
bird can talk like a human. (Parrot.)
3. Listen to me. Please, be attentive. I will call the animals: wild and domestic. If you will hear domestic animal, you must clap your hands. Anyone who makes a mistake is out of the game. Слушайте меня внимательно, я буду называть животных: диких и домашних. Если вы услышите домашнее животное, один раз хлопните в ладоши. Кто ошибается – выбывает из игры.
Monkey, horse, lion, elephant, goat, sheep, hedgehog, hare, cow, wolf, rabbit, tiger, deer, dog, squirrel.
Упражнения для кинестетиков.
1. Imagine any animal. Tell us about it. We must guess this animal. Use the following constructions: It has got… It is (blue, big, strong…) It lives in… It likes to eat….
2. Ученики-кинестетики по очереди выходят к доске и загадывают какое-нибудь животное, а остальные должны угадать при помощи вопросов.
Вопросы: Is it wild or domestic? Is it big or small? What color is this animal? Where does it live? (Forest, jungle, bush, sea, air, town, desert.) Has it got a nest or a hole? Does it sleep in winter? Can it jump? (Run, fly, walk, fight, swim, creep, burrow.) Has it got spots, stripes, thorns or shell?
3. Make up the dialog on the topic “My favorite animal”. Составьте диалог, использую данные выше вопросы на тему “Любимое животное”.
Таким образом, при изучении английского языка необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия учащихся. Для этого необходимо разрабатывать комплекс упражнений в соответствии с типами восприятия учащихся. Однако, поскольку чистых типов восприятия не существует, то в некоторых случаях полезно дополнять упражнения для аудиалов письменными текстами, а для визуалов – аудированием, или же совмещать их, то есть варьировать упражнения.
Литература:
- Гвоздева, А.В. Индивидуальные особенности восприятия и познания при изучении иностранных языков//Иностранные языки в школе. – 1999, № 5. – С. 73–79.
- Гриндер М. НЛП в педагогике: [исправление школьного конвейера]/ М. Гриндер, Л. Лойд; [пер. С. Коледа]. – М.: Ин-т общегуманит. исслед., 2001. – 307 с.
- Гутфраинт, М.Ю. Учет индивидуальных особенностей восприятия на уроке английского языка//Иностранные языки в школе. – 2009, № 6. – С. 35–37.