Интерференция света. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цель урока: Через индукцию, самоконструкцию, социоконструкцию, социализацию и афиширование, используя творческий потенциал детей и базу ранее полученных знаний, вывести учащихся на самостоятельное творческое изучение интерференции света.

Оборудование: проектор, прибор “ кольца Ньютона”, мыльный раствор, на каждый стол по две стеклянные пластинки, рабочие листы, цветные карандаши, фломастеры.

Ход мастерской

1. Индукция (наведение).

– Первый этап, предполагающий создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. На данном уроке в качестве индуктора применяются детские стихи С.Я. Маршака:

Воды обыкновенной
В стаканчик набери -
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.

Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку – и вот,

Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.

Горит, как хвост павлиний.
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.

Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.

Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.

Технологический этап Действия учителя Действия учащихся
1. “Индукция”. – Сегодня мы будем изучать мыльные пузыри. Я прошу нарисовать мыльный пузырь.

– Рисунки прошу вывесить на доске.

– Запишите вопросы (ассоциации)

– 1–2 минуты рисуют мыльные пузыри и вывешивают на доске.

– Составляют вопросы:

  1. Что такое мыльный пузырь?
  2. Какова его структура?
  3. Почему он переливается всеми цветами радуги?

 

2. “Самоконструкция”. – Вспомните все, что вы знаете о свете и его свойствах

– Результаты работы оформите в виде кластера

Записывают все, что знают о свете:

– свет – это и волна и поток частиц;
– свет распространяется прямолинейно;
– при падении на гладкую отражающую поверхность отражается;
– при падении на границу раздела двух однородных прозрачных сред и отражается и преломляется;
– белый свет имеет сложный состав (явление дисперсии);
– так как свет является волной, то ему должно быть присуще свойство интерференции.

3.“Социоконструкция”. – Обсудите свои гипотезы с товарищами в группе.

Ставит проблемные вопросы перед учащимися

1. “Почему же одни мыльные пузыри имеют радужную окраску, а другие – нет?”

2. “Чем объяснить появление темных пятен и полос на поверхности мыльного пузыря?”

Работают в парах, выдвигают гипотезы:
– что может произойти со световой волной при ее падении на мыльный пузырь;
– при каком условии белый свет распадается на спектр;
– как можно объяснить окрашивание пузыря, отсутствие окраски, черные полосы на поверхности пузыря

 

4.“Социализация”. Обсуждение гипотез у доски. – Обсуждение гипотез в микрогруппах (группа 4–5 человек).

– По представителю от микрогруппы выходят к доске, представляют свои гипотезы.

5. “Афиширование”.    
6. “Разрыв”. Фиксирует внимание учащихся на том, что интерференция волн возможна при условии когерентности волн. Белый же свет содержит волны разных длин, тогда устойчивой интерференционной картины наблюдаться не должно. Как же выполняется условие когерентности при падении света на поверхность пузыря? – Осознают возникшие познавательные противоречия.

– Работают с материалом параграфа учебника по темам “Интерференция в тонких пленках”.

“Кольца Ньютона”.

“Рефлексия”. – Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу их деятельности: “Сегодняшнее занятие подошло к завершению, я надеюсь, что мы смогли ответить, почему же мы выбрали для рассмотрения мыльные пузыри. Помните, мир не белый и не черный он такой, как вы его видите!”  

Закрепление изученного материала.

  • Чем объясняется радужная окраска крыльев стрекоз?
  • Почему толстый слой нефти не имеет радужной окраски?
  • Можно ли наблюдать интерференцию света от двух поверхностей оконного стекла?

Задачи.

  • Из сказки Г-Х. Андерсена “Снежная королева”.

“…В одной руке у Кая – маленькая чашечка с мыльной водой, в другой – глиняная трубочка. Он пускает пузыри, доска качелей качается, пузыри разлетаются по воздуху, переливаясь на солнце всеми цветами радуги”.

Почему на поверхности мыльных пузырей видны радужные полосы?

  • Из иракской сказки “Смеющаяся рыбка”.

“Посмотри, дяденька, на эту рыбу – видел ли ты такую в своей жизни? Присмотрись к ее чешуе – она разноцветная! Голод притупил твое зрение, и ты перестал замечать красивое и доброе! Это не рыба, а чудо”.

Чем объясняется разноцветность чешуи сказочной рыбки?

Литература:

  1. Перышкин А.В., Гутник Е.М .Физика 9 класс-М.: Дрофа, 2008.