Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.
Для осуществления инклюзивного воспитания и обучения необходимо формировать у дошкольников умение строить взаимодействия на основе сотрудничества и взаимопонимания. Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность.
Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.
Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого, что требует от педагога новых психологических установок на формирование у детей с нарушениями, умения взаимодействовать в едином детском коллективе. Дети с особыми образовательными потребностями могут реализовать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного процесса воспитанников, удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития (Н.Н.Малафеев, О..И. Кукушкина. Е.Л Гончарова, О.С.Никольская).
В связи с актуальностью данной проблемы, составлена Рабочая Программа, далее - Программа, регламентирующая образовательную деятельность педагога-психолога с участниками воспитательно-образовательного процесса.
Программа разработана в соответствии с ФГТ и нормативно – правовыми и локальными документами ДОУ и на основе интеграции психологических программ, методик, пособий.
Программа направлена на обеспечение коррекции недостатков в психическом развитии различным категориям детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы.
Программа определяет цели и задачи:
Цель: создание условий для осуществления интегративного и инклюзивного воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Цель требует решения следующих задач.
Задачи Программы:
1. Обеспечивать всестороннее развитие воспитанников, их социальную адаптацию;
2. Сохранять и укреплять психического здоровье и индивидуальные особенности на основе интегрированного подхода к реализации вариативных программ;
3. Обеспечить равные стартовые возможности воспитанникам с особыми образовательными потребностями для дальнейшего обучения в образовательных учреждениях;
4. Развивать родительскую компетентность и воспитательный потенциал семьи посредством психологической коммуникации.
Особенности программы
- универсальность (возможность использования программы как основной при сопровождении детей, а в случае необходимости - коррекционной );
- синтез различных методов психолого-педагогического воздействия.
Участниками образовательного процесса являются дети с нерезко выраженными, а, следовательно, трудновыявляемыми отклонениями в развитии двигательной, сенсорной и интеллектуальной сферы (В.И .Селивирстов, Б.П.Пузанов). Группа детей с минимальными либо парциальными нарушениями полиформна и представлена в следующем варианте:
- дети с нарушениями речи (дислалия, стёртая дизартрия, заикание, нарушения лексико – грамматического строя, нарушения фонематического восприятия);
- дети с лёгкой психического развития (конституциональной, соматогенной, психогенной);
- педагогически запущенные дети (тревожность, фрустрация, нарушения сна, аппетита)
- дети – носители негативных психических состояний (утомляемость, психическая напряжённость).
В основе программы лежат следующие принципы:
1. Принцип единства диагностики и коррекции. Предварительное обследование позволяет выявить характер и интенсивность трудностей развития, переживаемых ребёнком, сделать заключение об их возможных причинах, сформулировать цели и задачи коррекционной работы (Д.Б.Эльконин, 1989). А постоянный контроль изменений личности, поведения и деятельности ребенка, динамики его эмоциональных состояний, чувств и переживаний помогает вовремя скорректировать и оптимизировать программу работы с воспитанником
2. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Все аспекты развития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены (А.Н. Леонтьев, 1977)
3. Деятельностный принцип коррекции. Указанный принцип базируется на теории психического развития ребёнка, разработанной, в трудах А.Н.Леонтьева и Д.Б.Эльконина.. Указанный принцип означает, что главным способом коррекционного - развивающего воздействия является организация активной деятельности ребёнка (М.И.Лисина,1986).
4. Принцип нормативности развития, или онтогенетический принцип предполагает, что ход психического и личностного развития, обязательно должен соответствовать нормативным показателям, но при этом конкретный путь развития каждой личности неповторим и уникален. Теоретические основы данного принципа заложены в трудах отечественных психологов (Л.С.Выготского, Д. Б.Эльконина и др.).
5. Принцип коррекции “снизу вверх” предполагает упражнение и тренировку уже имеющихся способностей, находящихся в зоне “актуального развития” ребенка.
6. Принцип коррекции “сверху вниз” и принцип развивающего обучения, выдвинутый Л.С. Выготским (1958), раскрывает направленность коррекционной работы, основным содержанием которой является создание “зоны ближайшего развития”, а также своевременное формирование психологических новообразований
7. Принцип комплексности методов психолого-коррекционного воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов работы педагога в дошкольном образовательном учреждении.
8. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребёнком определяется ролью, которую играет семья, детский сад в коррекции и развитии ребёнка Ребёнок развивается в целостной системе социальных отношений неразрывно от них и в единстве с ними (А.Л.Венгер и др.).
Содержание психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями
Для успешности воспитания и обучения детей с особенностями развития необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-педагогической диагностике, которая предполагает обеспечивать:
- своевременно выявить детей с ограниченными возможностями;
- выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- определить оптимальный педагогический маршрут;
- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- спланировать коррекционные мероприятия, разработать программы коррекционной работы;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребёнка.
Диагностика проводится в три этапа:
Результатом первого этапа будет представление педагога-психолога об особенностях развития ребёнка. Чтобы конкретизировать и уточнить представление проводится второй этап (уточняющий), который опирается на следующие методы: беседы, анализ продуктивной деятельности, тесты, опросы, анкетирование педагогов.
Третий этап (окончательный) заключается не только в обобщении данных, полученных в результате предварительного или уточняющего диагнозов, но и в сравнении и сопоставлении.
Процесс анализа полученных данных и выведение из них определенного заключения называется интерпретацией. Преимущественно используется метод экспертных оценок.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку психического развития ребёнка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Мониторинг детского организма проводится два раза в году: в начале и по окончании работы по программе.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с образовательными потребностями.
Цель коррекционно-развивающей работы:
– создание условий для всестороннего развития ребёнка с особыми образовательными потребностями для обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Поставленная цель требует решения задач. Задачи коррекционно-развивающей работы решаются в соответствии с ФГТ на основе интеграции образовательных областей:
Здоровье:
- сохранение и укрепление психического здоровья каждого ребёнка;
- развитие ручной моторики, зрительно-пространственной координации.
Социализация:
- обеспечение оптимального вхождения детей с особыми образовательными потребностями в общественную жизнь
- формирование у ребёнка представления о себе и элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения к себе;
- формирование умения сотрудничать с взрослыми и сверстниками; адекватно воспринимать окружающие предметы и явления, положительно относиться к ним.
Познание:
- формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов; развитие речи как средство познания.
Коммуникация:
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми;
- развитие устной речи во всех видах детской деятельности;
Чтение художественной литературы:
- обогащение эмоциональной сферы воспитанников;
- развитие языковой способности, речевой деятельности.
Художественное творчество:
- развитие у воспитанников сенсорных и творческих способностей;
- развитие мелкой моторики рук;
- удовлетворение потребности детей в самовыражении через продуктивную деятельность.
Музыка:
- формирование навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- повышение самооценки на основе самоактуализации.
Условия обучения и воспитания детей с особенностями развития
Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с особыми образовательными потребностями в первую общественную образовательную систему – дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы; это способствует тому, что чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребёнка охранительно-педагогической и предметно – развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка.
Организация воспитания и обучения дошкольников с особенностями развития предполагает внесение изменений в формы коррекционно – развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внести изменений и планирование образовательной деятельности.
Проектирование образовательного процесса
Предусматривается варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: как индивидуальных, так и подгрупповых. Комплектация групп и продолжительность непосредственной образовательной области зависит от возрастной категории, индивидуальных особенностей и определяется психологическими задачами, уровнем развития, глубиной дефекта и возрастом участников образовательного процесса. Объём непосредственной образовательной деятельности представлен следующим образом:
Возраст | Количество детей в группе | Длительность НОД | Количество тренингов в неделю | Количество тренингов в год |
Старший дошкольный возраст | 8-10 человек | 25 минут | 1 раз | 31 раз |
В соответствии с возможностями детей с особыми образовательными потребностями определяются методы и обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Исследования показали, что чем больше количество анализаторов используются в процессе изучения материала, тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создаёт условия, способствующие эффективности процесса обучения. Вопрос о рациональном выборе решается педагогом в каждом конкретном случае. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников. Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
Тренинги имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов сказко-, музо-, изо-, танцевально-двигательной терапии, психогимнастики, пальчиковых игр и др.), системности и преемственности. Выбор тематики определяется характером нарушения развития и подбором наиболее адекватной тактики коррекционно-развивающей работы. Учебно-тематический представлен в Приложении 1.
Ожидаемые эффекты:
Психотерапевтический эффект тренингов предполагает развитие (воспитание) интереса у детей, снижение эмоциональной напряженности, деструктивных форм поведения (агрессивность, расторможенности, тревожности), психологический комфорт и позитивные чувства.
Развивающий эффект тренингов предполагает адаптация в социуме, развитие творческого и личностного потенциала детей, способности выражать свои чувства словами и осознавать их, развитие психических процессов у детей.
Воспитательный эффект тренингов предполагает сохранение и укрепление здоровья детей, познание себя и окружающего мира.
Модель взаимодействия с участниками образовательного процесса
Создание целостной коррекционно-развивающей системы для детей с особенностями в развитии – сложная задача, требующая привлечения разных специалистов. В условиях детского сада коррекционная работа будет эффективной только в том случае, если она осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса. Приложение 2.
Задачи:
1. Оказывать ребенку комплексную помощь в образовательном процессе на получение доступного образования с учетом его индивидуальных образовательных запросов и потенциала развития.
2. Повысить потенциальную возможность ребенка, его способности самостоятельно решать актуальные проблемы.
3. Развивать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей по оказанию комплексной помощи ребенку посредством психологической коммуникации
Принципы создания комплексной помощи:
- повысить уровень образовательного благополучия детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей
- обеспечивать и развивать интегративные связи между всеми специалистами в ДОУ реализовать в образовательном процессе эффективные и здоровьесберегающие технологии
- обеспечить “разгрузку” образовательного процесса, оказывая комплексную помощь детям в ДОУ
Этапы системы комплексной помощи:
1. Социально-педагогическая поддержка к сопровождению (первый круг помощи: воспитатель - родитель)
2. Интегративная специализированная помощь (педагог-психолог, фельдшер, инструктор по физической культуре, логопед, музыкальные руководители)
3. Консультирование (специализированные службы помощи в ДОУ, ПМПК в ДОУ, центры – ППМСС, “Росток” и ЦПЗД и П.)
Список литературы
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2005.
- Белинская Е.В. Сказочные тренинги для детей старшего дошкольного возраста и младших школьников. – СПб.,2006.
- Веракса А.Н.., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2011.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М., 1997г.
- Забрамная С.Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолога-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах. М.,1998 г.