Построение объема в перспективе

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели урока:

  • Познакомить детей с фронтальной перспективой.
  • Научить выполнять построение простого геометрического тела.
  • Развивать начальные навыки пространственных представлений и изображения пространства на плоскости.
  • Развивать творческие способности учащихся.
  • Развивать наблюдательные и познавательные способности детей.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний и практических умений).

Вид урока: урок учебно-творческой деятельности.

Метод проведения: интерактивный.

Оборудование к уроку:

  • Для учителя: презентация “Построение объёма”, компьютер, проектор, экран, объёмная модель параллелепипеда.
  • Для учащихся: альбом, карандаш, линейка.

План урока:

    1. Организационный момент.
    2. Вводная беседа.
    3. Объяснение нового материала, поэтапное выполнение построения.
    4. Самостоятельная работа детей.
    5. Обобщение и закрепление полученных знаний, подведение итогов урока.

Ход урока

1 слайд. 1.Приветствие и организация рабочего места.

Нас окружает объёмный мир, все предметы, которыми мы привыкли пользоваться имеют объём, поэтому, чтобы научиться правильно рисовать, нужно научиться рисовать объём. Мы уже пробовали рисовать объём при помощи параллельных линий. Что значит нарисовать предмет объёмно? (Изобразить три стороны предмета). Сегодня мы познакомимся с новым способом изображения объёмных предметов на плоскости.

2 слайд. 2. Давайте рассмотрим ряд фотографий: перед вами изображение дороги в поле, помещения внутри здания и улица с домами.

3 слайд. Что объединяет эти изображения? Что общего между ними? (Изображение уходит вдаль, создаётся впечатление глубины).

4 слайд. 3. Давайте более подробно рассмотрим это явление на хорошо знакомой вам картинке из жизни: изображение железнодорожного полотна. Перед нами пейзаж. Куда уходят рельсы на фото? ( К линии горизонта). Какова ширина рельсов? (сходятся в точку на линии горизонта). Происходит ли это на самом деле? (Нет). Этот эффект художники называют перспектива наука об изображении объёмных предметов на плоскости. Это обман зрения, искажение формы и размеров предметов, иначе на линии горизонта происходили бы крушения поездов.

5 слайд. Теория линейной перспективы была разработана и описана в книгах еще в XV веке знаменитым архитектором Филиппо Брунеллески; перед вами церковь Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, купол которой возведён по чертежам и под руководством самого Брунеллески.

Физкультминутка.

6 слайд. Большой вклад в развитие этой теории внёс прославленный художник этой эпохи Леонардо да Винчи; и самое знаменитое его произведение – Мона Лиза, Джоконда.

7 слайд. Перед вами геометрическое тело. Как оно называется? (Параллелепипед.) Мы уже пробовали рисовать его объёмным. Давайте попробуем построить его в объёме по новым правилам. Откройте альбомы, приготовьте линейки и карандаши для работы.

Чтобы построить перспективу надо нарисовать линию горизонта, на ней обозначить точку схода. Линия горизонта в рисунке – это высота наших глаз, чем выше человек, тем больше он видит.

8-12 слайды. Начнём построение с меньшей, боковой грани (продемонстрировать расположение модели). Чтобы построить объём в перспективе надо соединить вершины этой грани с точкой схода, затем ограничить его длину вертикальной и горизонтальной линиями.

13-16 слайды. Представим этот же параллелепипед (продемонстрировать новое положение модели), но расположенный над нашими головами. Повторить построение при помощи детей, их подсказок.

Зарядка для глаз.

17 слайд. 4. Самостоятельная работа детей. Продемонстрировать новое расположение, обратив внимание детей на то, что грань параллелепипеда заканчивается выше линии горизонта. Пригласить к доске 1-2 человек для устной демонстрации решения.

18 слайд. Проверка правильности построения.

19 слайд. Предложить новое положение объекта для построения, напротив точки схода. Спросить к доске желающих рассказать о решении нового задания.

20 слайд. Проверка правильности построения.

Подведение итогов урока.

  • Что мы научились сегодня делать? (Выполнять построение объёма в перспективе).
  • Что такое перспектива? ( Наука об изображении объёмных предметов на плоскости).
  • С чего нужно начинать построение? (Линия горизонта, точка схода).
  • Кому было проще рисовать объём по новым правилам, кому понравилось выполнять построение?

Приглашение детей к доске, для демонстрации лучших работ урока.