Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» рассчитана на учащихся 3 класса. Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, Федерального государственного стандарта второго поколения, Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» стандартов второго поколения, авторской программы А.И.Савенкова курса «Я – исследователь» по системе Л.В.Занкова и в соответствии с обязательным минимумом содержания образования.
Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе. Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.
Задачи:
- развивать познавательные потребности младших школьников;
- развивать познавательные способности младших школьников;
- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
- формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
- наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; – объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Ход курса
Каждый ребёнок ежедневно исследует мир, получает новые знания о нём. Чтобы познавательные и творческие способности маленького человека всесторонне и гармонично развивались, важно научить ребёнка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради А.И.Савенкова – доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора «Я – исследователь» серия: «Развитие познавательных способностей, 6–8 лет»:
- приобретаем навыки работы с информацией, учимся её анализировать;
- развиваем исследовательское поведение;
- учимся задавать вопросы, выдвигать гипотезы;
- проводим эксперименты;
- доказываем и защищаем свои идеи.
и серия «Развитие творческого мышления, 7–8 лет»:
- развиваем навыки оригинального мышления;
- творчески разрабатываем идеи;
- учимся гибкости мышления;
- тренируем мелкую моторику.
Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно – исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребёнок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.
Учебные пособия для учащихся:
- Савенков А.И. Рабочие тетради серии «Я – исследователь» «Развитие творческих способностей, 7–8 лет». – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
- Савенков А.И. Рабочие тетради серии «Я – исследователь» «Развитие познавательных способностей, 6–8 лет». – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
Методические пояснения:
Петрова Е.П. «Программы внеурочной деятельности» система Л.В.Занкова, направление научно-познавательное, Савенков А.И. «Я – исследователь», Самара, издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011
Электронные пособия: компьютер, интерактивная доска, рейбуки. В ходе изложения учебного материала используется система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Содержание тем курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» – 35 часов (1 час в неделю)
№№ п\п |
Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения план |
Раздел I. Тренинг – 10 часов |
|||
1/1 | Наблюдение и экспериментирование.
Практическое занятие. Необычные способы использования предметов. Р.т. №1 стр.1; Р.т.№2 стр.1 |
1 ч | Се Сентябрь 1 неделя неделя 1 |
2/2 | Методы исследования.
Практическое занятие. Придумываем сюжеты на одну тему. Р.т. №1 стр.2; Р.т.№2 стр.2 |
1ч | Сентябрь
2 неделя |
3/3 | Наблюдение и наблюдательность.
Практическое занятие. Выявляем причину и следствие. Р.т. №1 стр.3; Р.т.№2 стр.3 |
1ч | Сентябрь 3неделя |
4/4 | Совершенствование техники экспериментирования.
Практическое занятие. Описываем один день воображаемой жизни.
Р.т. №1 стр.4; Р.т.№2 стр.4 |
1ч | Сентябрь
4 неделя |
5/5 | Интуиция и создание гипотез.
Практическое занятие. Воображаем и рисуем. Ищем сходство. Р.т. №1 стр.5; Р.т.№2 стр.5 |
1ч | Сентябрь
5 неделя |
6/6 | Правильное мышление и логика. Практическое занятие.
Изучаем окружающие предметы. Продолжаем ряды.
Р.т. №1 стр.6; Р.т.№2 стр.6 |
1ч | Октябрь 1неделя |
7/7 | Искусство делать сообщения. Практическое занятие.
Описываем предметы. Дорисовываем фигуры.
Р.т. №1 стр.7; Р.т.№2 стр.7 |
1ч | Октябрь 2неделя |
8/8 | Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Практическое занятие. Определяем признаки изображённых предметов.
Р.т. №1 стр.8; Р.т.№2 стр.8 |
1ч | Октябрь 3 неделя |
9/9 | Семинар «Как готовиться к защите» Практическое занятие. Заканчиваем рисунки. Придумываем фразы. Р.т. №1 стр.9; Р.т.№2 стр.9 | 1ч | Октябрь
4 неделя |
10/10 | Семинар «Как готовиться к защите» Практическое занятие.
Рисуем предметы с разных точек зрения. Подбираем нужные слова.
Р.т. №1 стр.10; Р.т.№2 стр.10 |
1ч | Ноябрь 2неделя |
Раздел II. Исследовательская практика – 18 часов |
|||
11/1 | Определение проблемы и выбор темы собственного
исследования. Практическое занятие. Завершаем рассказы. Заканчиваем
рисунки.
Р.т. №1 стр.11; Р.т.№2 стр.11 |
1ч | Ноябрь 3неделя |
12/2 | Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Ищем скрытый смысл. Р.т. №1 стр.12; Р.т.№2 стр.12 |
1ч | Ноябрь 4неделя |
13/3 | Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований Практическое занятие. Разукрашиваем колечки. Называем живых существ, имеющих общие качества. Р.т. №1 стр.13; Р.т.№2 стр.13 |
1ч | Ноябрь
5 неделя |
14/4 | Индивидуальная работа по планированию и проведению
самостоятельных исследований Практическое занятие. Ищем причины событий. Р.т. №1 стр.14; Р.т.№2 стр.14 |
1ч | Декабрь
1 неделя |
15/5 | Коллективная игра – исследование.
Практическое занятие. Классифицируем предметы. Р.т. №1 стр.15; Р.т.№2 стр.15 |
1ч | Декабрь
2 неделя |
16/6 | Коллективная игра – исследование. Практическое занятие.
Придумываем рисунки настроения. Вопросы окружающих тебя предметов.
Р.т. №1 стр.16; Р.т.№2 стр.16 |
1ч | Декабрь
3 неделя |
17/7 | Семинар. Практическое занятие. Овладеваем приёмом
сравнения предметов. Р.т. №1 стр.17; Р.т.№2 стр.17 |
1ч | Декабрь
4 неделя |
18/8 | Семинар. Практическое занятие. Определяем свойства
предметов.
Р.т. №1 стр.18; Р.т.№2 с.18 |
1ч | Январь
2 неделя |
19/9 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Составляем изображения из фигур. Придумываем рифмы. Р.т. №1 стр.19; Р.т.№2 стр.19 |
1ч | Январь
3 неделя |
20/10 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Создаём изображения из цифр и букв. Подбираем нужные слова. Р.т. №1 стр.20; Р.т.№2 стр.20 |
1ч | Январь
4 неделя |
21/11 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Составляем рассказ, используя концовку. Р.т. №1 стр.21; Р.т.№2 стр.21 |
1ч | Февраль 1 неделя |
22/12 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Задаём вопросы. Изменяем цвет предмета. Р.т. №1 стр.22; Р.т.№2 стр.22 |
1ч | Февраль
2 неделя |
23/13 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Рисуем
несуществующее животное. Ищем сходство.
Р.т. №1 стр.23; Р.т.№2 стр.23 |
1ч | Февраль 3 неделя |
24/14 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Создаём изображения из цифр и букв. Находим причины событий. Р.т. №1 стр.24; Р.т.№2 стр.24 |
1ч | Февраль
4 неделя |
25/15 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Восстанавливаем тексты. Р.т. №1 стр.25; Р.т.№2 стр.25 |
1ч | Март
1 неделя |
26/16 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Заканчиваем рисунки, продолжая их тему. Р.т. №1 стр.26; Р.т.№2 стр.26 |
1ч | Март
2 неделя |
27/17 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Задаём вопросы от имени незнакомого человека. Р.т. №1 стр.27; Р.т.№2 стр.27 |
1ч | Март
3 неделя |
28/18 | Индивидуальная консультационная работа по проведению
самостоятельных исследований. Практическое занятие. Определяем, что произойдёт при объединении предметов. Р.т. №1 стр.28; Р.т.№2 стр.28 |
1ч | Март
неделя |
Раздел III. Мониторинг – 7 часов |
|||
29/1 | Занятия с классом учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей). Практическое занятие. Находим причины событий. Р.т. №1 стр.29; Р.т.№2 стр.29 | 1ч | Апрель
1 неделя |
30/2 | Занятия с классом учащихся (участие в защитах
исследовательских работ в качестве зрителей). Практическое занятие.
Сочиняем сказку.
Р.т. №1 стр.30; Р.т.№2 стр.30 |
1ч | Апрель
2 неделя |
31/3 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практическое занятие. Создаём свою иллюстрацию. Р.т. №1 стр.31; Р.т.№2 стр.31 | 1 ч | Апрель
3 неделя |
32/4 | Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов
собственных исследований). Практическое занятие. Рисуем на заданную
тему. Разукрашиваем фигуры.
Р.т. №1 стр.32; Р.т.№2 стр.32 |
1ч | Апрель
4 неделя |
33/5 | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов). | 1ч | Май 1неделя |
34/6 | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов). | 1ч | Май
2 неделя |
35/7 | Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов). | 1ч | Май
3 неделя |