Программа по внеклассному мероприятию. Курс "Я – исследователь". 3-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 3


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – исследователь» рассчитана на учащихся 3 класса. Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться, Федерального государственного стандарта второго поколения, Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» стандартов второго поколения, авторской программы А.И.Савенкова курса «Я – исследователь» по системе Л.В.Занкова и в соответствии с обязательным минимумом содержания образования.

Предлагаемый курс рассчитан на внеурочную работу с детьми в начальной школе. Цель курса – трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи:

  • развивать познавательные потребности младших школьников;
  • развивать познавательные способности младших школьников;
  • обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
  • формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
  • наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов; – объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Ход курса

Каждый ребёнок ежедневно исследует мир, получает новые знания о нём. Чтобы познавательные и творческие способности маленького человека всесторонне и гармонично развивались, важно научить ребёнка мыслить логически и вместе с тем нестандартно, творчески. Существенно упростит решение этих задач использование рабочей тетради А.И.Савенкова – доктора психологических наук, доктора педагогических наук, профессора «Я – исследователь» серия: «Развитие познавательных способностей, 6–8 лет»:

  • приобретаем навыки работы с информацией, учимся её анализировать;
  • развиваем исследовательское поведение;
  • учимся задавать вопросы, выдвигать гипотезы;
  • проводим эксперименты;
  • доказываем и защищаем свои идеи.

и серия «Развитие творческого мышления, 7–8 лет»:

  • развиваем навыки оригинального мышления;
  • творчески разрабатываем идеи;
  • учимся гибкости мышления;
  • тренируем мелкую моторику.

Надо продолжать чередовать коллективную и индивидуальную учебно – исследовательскую работу детей. Важно, чтобы каждый ребёнок приобретал разносторонний опыт как в проведении учебных исследований, так и во взаимодействии со сверстниками. Планировать сроки проведения защит следует так же, как и во втором классе, по мере готовности детских работ (преимущественно в третьей и четвертой четвертях учебного года). Практику проведения конкурсных защит в третьем классе следует продолжить. Результаты детских работ существенно разнятся, и выделение особо отличившихся в данных ситуациях вполне уместно и справедливо.

Учебные пособия для учащихся:

  1. Савенков А.И. Рабочие тетради серии «Я – исследователь» «Развитие творческих способностей, 7–8 лет». – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.
  2. Савенков А.И. Рабочие тетради серии «Я – исследователь» «Развитие познавательных способностей, 6–8 лет». – Самара: Изд-во «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.

Методические пояснения:

Петрова Е.П. «Программы внеурочной деятельности» система Л.В.Занкова, направление научно-познавательное, Савенков А.И. «Я – исследователь», Самара, издательство «Учебная литература», издательский дом «Фёдоров», 2011

Электронные пособия: компьютер, интерактивная доска, рейбуки. В ходе изложения учебного материала используется система развивающего обучения Л.В.Занкова.

Содержание тем курса внеурочной деятельности «Я – исследователь» – 35 часов (1 час в неделю)

№№
п\п
Название раздела, темы Кол-во часов Дата проведения

план

Раздел I. Тренинг – 10 часов

1/1 Наблюдение и экспериментирование.

Практическое занятие. Необычные способы использования предметов.

Р.т. №1 стр.1; Р.т.№2 стр.1

1 ч Се Сентябрь 1

неделя

неделя

1

2/2 Методы исследования.

Практическое занятие. Придумываем сюжеты на одну тему.

Р.т. №1 стр.2; Р.т.№2 стр.2

Сентябрь

2 неделя

3/3 Наблюдение и наблюдательность.

Практическое занятие. Выявляем причину и следствие. Р.т. №1 стр.3; Р.т.№2 стр.3

Сентябрь 3неделя
4/4 Совершенствование техники экспериментирования. Практическое занятие. Описываем один день воображаемой жизни.

Р.т. №1 стр.4; Р.т.№2 стр.4

Сентябрь

4 неделя

5/5 Интуиция и создание гипотез.

Практическое занятие. Воображаем и рисуем. Ищем сходство.

Р.т. №1 стр.5; Р.т.№2 стр.5

Сентябрь

5 неделя

6/6 Правильное мышление и логика. Практическое занятие. Изучаем окружающие предметы. Продолжаем ряды.

Р.т. №1 стр.6; Р.т.№2 стр.6

Октябрь 1неделя
7/7 Искусство делать сообщения. Практическое занятие. Описываем предметы. Дорисовываем фигуры.

Р.т. №1 стр.7; Р.т.№2 стр.7

Октябрь 2неделя
8/8 Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Практическое занятие. Определяем признаки изображённых предметов.

Р.т. №1 стр.8; Р.т.№2 стр.8

Октябрь

3 неделя

9/9 Семинар «Как готовиться к защите» Практическое занятие. Заканчиваем рисунки. Придумываем фразы. Р.т. №1 стр.9; Р.т.№2 стр.9 Октябрь

4 неделя

10/10 Семинар «Как готовиться к защите» Практическое занятие. Рисуем предметы с разных точек зрения. Подбираем нужные слова.

Р.т. №1 стр.10; Р.т.№2 стр.10

Ноябрь 2неделя

Раздел II. Исследовательская практика – 18 часов

11/1 Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. Практическое занятие. Завершаем рассказы. Заканчиваем рисунки.

Р.т. №1 стр.11; Р.т.№2 стр.11

Ноябрь 3неделя
12/2 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Ищем скрытый смысл.

Р.т. №1 стр.12; Р.т.№2 стр.12

Ноябрь 4неделя
13/3 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практическое занятие. Разукрашиваем колечки. Называем живых существ, имеющих общие качества. Р.т. №1 стр.13; Р.т.№2 стр.13

Ноябрь

5 неделя

14/4 Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

Практическое занятие. Ищем причины событий.

Р.т. №1 стр.14; Р.т.№2 стр.14

Декабрь

1 неделя

15/5 Коллективная игра – исследование.

Практическое занятие. Классифицируем предметы. Р.т. №1 стр.15; Р.т.№2 стр.15

Декабрь

2 неделя

16/6 Коллективная игра – исследование. Практическое занятие. Придумываем рисунки настроения. Вопросы окружающих тебя предметов.

Р.т. №1 стр.16; Р.т.№2 стр.16

Декабрь

3 неделя

17/7 Семинар. Практическое занятие. Овладеваем приёмом сравнения предметов.

Р.т. №1 стр.17; Р.т.№2 стр.17

Декабрь

4 неделя

18/8 Семинар. Практическое занятие. Определяем свойства предметов.

Р.т. №1 стр.18; Р.т.№2 с.18

Январь

2 неделя

19/9 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Составляем изображения из фигур. Придумываем рифмы.

Р.т. №1 стр.19; Р.т.№2 стр.19

Январь

3 неделя

20/10 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Создаём изображения из цифр и букв. Подбираем нужные слова.

Р.т. №1 стр.20; Р.т.№2 стр.20

Январь

4 неделя

21/11 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Составляем рассказ, используя концовку.

Р.т. №1 стр.21; Р.т.№2 стр.21

Февраль

1 неделя

22/12 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Задаём вопросы. Изменяем цвет предмета.

Р.т. №1 стр.22; Р.т.№2 стр.22

Февраль

2 неделя

23/13 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Практическое занятие. Рисуем несуществующее животное. Ищем сходство.

Р.т. №1 стр.23; Р.т.№2 стр.23

Февраль

3 неделя

24/14 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Создаём изображения из цифр и букв. Находим причины событий.

Р.т. №1 стр.24; Р.т.№2 стр.24

Февраль

4 неделя

25/15 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Восстанавливаем тексты.

Р.т. №1 стр.25; Р.т.№2 стр.25

Март

1 неделя

26/16 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Заканчиваем рисунки, продолжая их тему.

Р.т. №1 стр.26; Р.т.№2 стр.26

Март

2 неделя

27/17 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Задаём вопросы от имени незнакомого человека.

Р.т. №1 стр.27; Р.т.№2 стр.27

Март

3 неделя

28/18 Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.

Практическое занятие. Определяем, что произойдёт при объединении предметов.

Р.т. №1 стр.28; Р.т.№2 стр.28

Март

неделя

Раздел III. Мониторинг – 7 часов

29/1 Занятия с классом учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей). Практическое занятие. Находим причины событий. Р.т. №1 стр.29; Р.т.№2 стр.29 Апрель

1 неделя

30/2 Занятия с классом учащихся (участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей). Практическое занятие. Сочиняем сказку.

Р.т. №1 стр.30; Р.т.№2 стр.30

Апрель

2 неделя

31/3 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практическое занятие. Создаём свою иллюстрацию. Р.т. №1 стр.31; Р.т.№2 стр.31 1 ч Апрель

3 неделя

32/4 Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований). Практическое занятие. Рисуем на заданную тему. Разукрашиваем фигуры.

Р.т. №1 стр.32; Р.т.№2 стр.32

Апрель

4 неделя

33/5 Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов). Май 1неделя
34/6 Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов). Май

2 неделя

35/7 Самостоятельная работа (защита собственных исследовательских работ и творческих проектов). Май

3 неделя