“Дети группы риска” – это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом, речевом и социальном развитии. Средний возрастной потенциал детей “группы риска”, поступающих в вечерние школы 15-16 лет.
В системном сопровождении каждой из групп риска реализуется личностно ориентированный подход к ребёнку. Но чаще всего проблема ребенка – это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей разрабатывается программа индивидуального сопровождения,- индивидуальный маршрут развития с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.
Для эффективной психологической коррекции и психотерапии (проведение психологических тренингов) проводится первичная психодиагностика, которая направлена на то, чтобы выявить уровень развития моторной сферы, внимания, памяти, мыслительных процессов, речи, выявить особенности личности и эмоционально-волевой, поведенческой сферы.
Но одной психодиагностики, для эффективной работы, недостаточно, поэтому все дети, условно, делятся на 3 группы:
Когнитивные расстройства на фоне задержки психического развития.
Нарушения в эмоционально – волевой и поведенческой сферах. Эта группа делится на 2 подгруппы: замкнутые дети (аутистические проявления в поведенческой сфере) и агрессивные дети (с проявлением девиации и делинквентности в поведении).
Норма возрастного развития.
С каждой из этих групп проводится работа, имеющая свою специфику.
1. Когнитивные расстройства на фоне задержки психического развития (после проведения углубленного обследования и психотерапевтического лечения этот диагноз может быть снят).
В эту группу входят дети, у которых отмечается незрелость эмоционально – волевой сферы, интеллекта, недостаточность общего запаса знаний, бедный словарный запас, длительный период запоминания и т.д.
С ними проводятся индивидуальные занятия, длительностью 25 – 30 минут, которые направлены на развитие и активизацию высших психических функций, мелкой моторики, на расширение кругозора.
Используются упражнения на классификацию, координацию слова с движением, на развитие памяти и внимания, развитие мелкой моторики: рисование пластилином, оригами.
С целью развития коммуникативных навыков, конструктивной деятельности, чувства сплочённости, повышения самооценки проводятся групповые занятия по арттерапии, психологическим играм, тематические психологические аутотренинги и групповые тренинги.
Рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям и родителям:
- необходимо на местах продолжать работу по развитию высших психических функций;
- развивать сенсорный аппарат через игровую деятельность;
- расширять словарный запас и кругозор ребёнка через систему совместной заинтересованности в определённой деятельности;
- необходимо эмоционально контролировать свои действия, называть ребёнку незнакомые термины;
- если в процессе урока или другой деятельности возникает конфликтная ситуация, взрослым необходимо объяснить ребёнку как её можно разрешить, а в последующем и избежать;
- классным руководителям проводить игры по сплочению, совместные игры с другими детьми.
2. Нарушения в эмоционально – волевой и поведенческой сферах.
Первая подгруппа – замкнутые дети.
Здесь у детей отмечается нарушение коммуникации, т.е. они не знают, как надо общаться, и не хотят этого делать; эмоциональная нестабильность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.
Реабилитационная работа с замкнутыми детьми проводится в следующих направлениях:
- Формирование желания общаться;
- Формирование коммуникативных умений;
- Снижение уровня тревожности.
В начале работы для них создаются ситуации “вынужденного общения” (даются различные задания и поручения, например, позвать кого-нибудь).
Проводятся занятия по игротерапии, т.к. игра – самый привычный, любимый вид деятельности школьника и хорошая опора для специалиста. Используются игры без слов (хорошо использовать групповые игры, где ребёнок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и остальные – это снимает страх перед вступлением в общение), разыгрывание различных ситуаций (отрабатываются определённые навыки поведения), игры на снятие телесных барьеров, подвижные игры (побуждают активность, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, повышается уверенность в себе и в своих силах).
Также используется цветовой игротренинг, релаксационные упражнения, арттерапия.
Рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям и родителям:
- не принуждайте ребёнка к общению;
- старайтесь не делать за ребёнка то, что он может сам, и не пытайтесь общаться “за ребёнка”;
- введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребёнка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребёнок отказывается от общения;
- не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Лучше сравнивать его с самим собой (например, “сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера”);
- если ребёнок захотел с вами пообщаться, постарайтесь отложить все свои дела и поддержать это желание;
- необходимо создавать “ситуации успеха” (давать такие задания ребёнку, с которыми он может справиться, после выполнения – похвалить);
- не рекомендуется говорить ребёнку: “Ты плохой”, “У тебя ничего не получается”, “Ты ничего не умеешь” и др.
Вторая подгруппа – агрессивные дети.
В современной литературе даётся немало определений понятия “агрессивность”, тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.
Для коррекции такого поведения используются следующие методы:
Игротерапия. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии школьного возраста. Для более эффективной работы, используется групповая игротерапия (уровень игры с учётом возраста).
Арттерапия (метод рисунка). Она направлена на снижение эмоционального напряжения, на развитие способности понимать и адекватно выражать своё эмоциональное состояние.
Для снижения эмоционального напряжения используется рисование пальцами, ладошками. Подобная деятельность расслабляет детей, даёт им положительный эмоциональный заряд.
Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональное состояние другого человека ребёнку предлагается нарисовать себя счастливым, гневным и др.
Работа с мягким материалом (пластилин, глина, тесто). Это способствует снятию агрессивных состояний. Как правило, ребёнок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по пластилину кулачком, рвать только что вылепленные фигурки.
Обучение ребёнка релаксации (расслаблению) под спокойную музыку.
Рекомендации классным руководителям и родителям:
- будьте последовательны в воспитании ребёнка;
- старайтесь не повышать голоса на ребёнка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
- давайте возможность подростку выплёскивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;
- показывайте подростку личный пример эффективного поведения;
- старайтесь не допускать при ребёнке вспышек вашего собственного гнева;
- исключите любые виды физического наказания и вербальные угрозы в адрес ребёнка;
- не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.
4. Норма возрастного развития.
В эту группу входят дети, у которых психическое, психологическое и речевое развитие можно отнести, условно, к норме.
С ними проводятся групповые общеразвивающие занятия направленные на усовершенствование памяти, внимания, мыслительных процессов и мелкой моторики.
Также с целью развития коммуникативных навыков и конструктивной деятельности с ними проводятся психологические игры на сплочение, подвижные игры.
С такими детьми необходимо продолжать работу, направленную на улучшение развития высших психических функций и личности в целом.
Кроме работы с каждой группой, со всеми детьми проводятся занятия по психогимнастике.
На этих занятиях дети знакомятся с выразительным изображением эмоциональных состояний, с моделями выражения основных эмоций; они учатся давать моральную оценку чертам, которые порождаются социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.); происходит коррекция настроения отдельных черт характера, снятие психоэмоционального напряжения.
С целью проверки эффективности, проведённой реабилитационной работы и выработки рекомендаций по дальнейшему сопровождению каждого ребёнка, проводится вторичная (итоговая) психодиагностика.
Если проанализировать данные первичной диагностики, то можно отметить тот факт, что большой процент (43,1%) (на примере одной из вечерних школ) составляют дети с нарушениями эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Поэтому необходимо дать рекомендации классным руководителям, по работе с родителями агрессивных и замкнутых детей.
Работа с родителями агрессивного подростка.
Прежде всего, необходимо наладить контакт с семьёй. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребёнка.
Работу с родителями агрессивных школьников целесообразно проводить в двух направлениях: информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины её появления, чем она опасна для ребёнка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с подростком.
Если не удаётся наладить контакт с матерью или отцом, то в этих ситуациях рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Например, можно использовать следующую таблицу:
Стратегия воспитания | Конкретные примеры стратегии | Стиль поведения ребёнка | Почему ребенок так поступает |
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка | “Прекрати!” “Не смей так говорить” Родители наказывают ребёнка. |
Агрессивный (ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоциив другое время и в другом месте) |
Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения |
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка | Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка | Агрессивный (ребёнок продолжает действовать агрессивно) |
Ребёнок думает, что делает всё правильно, и агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера |
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещает вести себя агрессивно по отношению к другим | Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в совместную деятельность, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях | Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом | Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей |
Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своём ребёнке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с социальными педагогами.
Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуется разместить на стенде в классе или в группу следующую наглядную информацию.
Способы выражения гнева | |
Позитивные | Негативные |
Вежливость Стремление найти решение Выражение основой жалобы без уклонения в сторону |
Выражение гнева в громкой и невежливой
форме Использование ругательств и угроз Использование словесных оскорблений |
Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отношений. Здесь можно порекомендовать “Тренинги эффективного взаимодействия родителей и детей” (И.М.Марковская), “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми” (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) и др.
В процессе этой работы решаются следующие задачи;
- переосмысление роли и позиции родителя;
- развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
- снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
- формирование готовности обсуждать с детьми все сорные и конфликтные ситуации в семье;
- выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.
Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.
Работа с родителями замкнутого ребёнка.
Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Подросток не может понять, как и чем угодить обществу, а конкретно родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него мама и папа.
Он признает себя не таким, как все: хуже, никчёмнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения, усугубляется и социальное его положение.
Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, подросток психически и физически сдерживает свою внутреннюю энергию. Всё это не способствует развитию подростка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители замкнутого подростка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка (“дурак”, “осёл”), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от подростка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал. Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные подростку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: “Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”. Они без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут замкнутому ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.
Родители замкнутых детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на своё внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребёнку. в таких ситуациях можно сказать родителям: “Ваш ребёнок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнения вместе с ним, тогда он будет делать их правильно”.
Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
И ещё, если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.
Рекомендуемая литература.
- Лютова Е., Монина Г. “Шпаргалка для взрослых”, СПб., 2004г.
- Алябьева Е.А. “Психогимнастика в начальной школе”, М., 2003г.
- Заостровцева, Перешина “Агрессивность дошкольников”, М., 2006г.
- Чернецкая “Психологические игры и тренинги в детском саду”, Ростов-на-Дону,2006г.
- Забрамная, Боровик “Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей”, М., 2005г.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. “Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка (дошкольный и младший школьный возраст)”, М., 2005г.