Психологическая помощь детям из семей "группы риска" в вечерней школе

Разделы: Школьная психологическая служба


“Дети группы риска” – это дети, у которых наблюдаются отклонения от нормы в физическом, психическом, речевом и социальном развитии. Средний возрастной потенциал детей “группы риска”, поступающих в вечерние школы 15-16 лет.

В системном сопровождении каждой из групп риска реализуется личностно ориентированный подход к ребёнку. Но чаще всего проблема ребенка – это комплекс трудностей, имеющих разную природу и прогнозы для коррекции. Поэтому на фоне общеразвивающей направленной работы со всей группой для некоторых детей разрабатывается программа индивидуального сопровождения,- индивидуальный маршрут развития с учетом личностных и потенциальных возможностей каждого.

Для эффективной психологической коррекции и психотерапии (проведение психологических тренингов) проводится первичная психодиагностика, которая направлена на то, чтобы выявить уровень развития моторной сферы, внимания, памяти, мыслительных процессов, речи, выявить особенности личности и эмоционально-волевой, поведенческой сферы.

Но одной психодиагностики, для эффективной работы, недостаточно, поэтому все дети, условно, делятся на 3 группы:

Когнитивные расстройства на фоне задержки психического развития.

Нарушения в эмоционально – волевой и поведенческой сферах. Эта группа делится на 2 подгруппы: замкнутые дети (аутистические проявления в поведенческой сфере) и агрессивные дети (с проявлением девиации и делинквентности в поведении).

Норма возрастного развития.

С каждой из этих групп проводится работа, имеющая свою специфику.

1. Когнитивные расстройства на фоне задержки психического развития (после проведения углубленного обследования и психотерапевтического лечения этот диагноз может быть снят).

В эту группу входят дети, у которых отмечается незрелость эмоционально – волевой сферы, интеллекта, недостаточность общего запаса знаний, бедный словарный запас, длительный период запоминания и т.д.

С ними проводятся индивидуальные занятия, длительностью 25 – 30 минут, которые направлены на развитие и активизацию высших психических функций, мелкой моторики, на расширение кругозора.

Используются упражнения на классификацию, координацию слова с движением, на развитие памяти и внимания, развитие мелкой моторики: рисование пластилином, оригами.

С целью развития коммуникативных навыков, конструктивной деятельности, чувства сплочённости, повышения самооценки проводятся групповые занятия по арттерапии, психологическим играм, тематические психологические аутотренинги и групповые тренинги.

Рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям и родителям:

  • необходимо на местах продолжать работу по развитию высших психических функций;
  • развивать сенсорный аппарат через игровую деятельность;
  • расширять словарный запас и кругозор ребёнка через систему совместной заинтересованности в определённой деятельности;
  • необходимо эмоционально контролировать свои действия, называть ребёнку незнакомые термины;
  • если в процессе урока или другой деятельности возникает конфликтная ситуация, взрослым необходимо объяснить ребёнку как её можно разрешить, а в последующем и избежать;
  • классным руководителям проводить игры по сплочению, совместные игры с другими детьми.

2. Нарушения в эмоционально – волевой и поведенческой сферах.

Первая подгруппа – замкнутые дети.

Здесь у детей отмечается нарушение коммуникации, т.е. они не знают, как надо общаться, и не хотят этого делать; эмоциональная нестабильность, плаксивость, общий сниженный фон настроения, страх перед другими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

Реабилитационная работа с замкнутыми детьми проводится в следующих направлениях:

  • Формирование желания общаться;
  • Формирование коммуникативных умений;
  • Снижение уровня тревожности.

В начале работы для них создаются ситуации “вынужденного общения” (даются различные задания и поручения, например, позвать кого-нибудь).

Проводятся занятия по игротерапии, т.к. игра – самый привычный, любимый вид деятельности школьника и хорошая опора для специалиста. Используются игры без слов (хорошо использовать групповые игры, где ребёнок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и остальные – это снимает страх перед вступлением в общение), разыгрывание различных ситуаций (отрабатываются определённые навыки поведения), игры на снятие телесных барьеров, подвижные игры (побуждают активность, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, повышается уверенность в себе и в своих силах).

Также используется цветовой игротренинг, релаксационные упражнения, арттерапия.

Рекомендации учителям-предметникам, классным руководителям и родителям:

  • не принуждайте ребёнка к общению;
  • старайтесь не делать за ребёнка то, что он может сам, и не пытайтесь общаться “за ребёнка”;
  • введите максимально щадящий режим в сферах неуспеха ребёнка. Не раздражайтесь на то, что ваш ребёнок отказывается от общения;
  • не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Лучше сравнивать его с самим собой (например, “сегодня у тебя получилось это гораздо лучше, чем вчера”);
  • если ребёнок захотел с вами пообщаться, постарайтесь отложить все свои дела и поддержать это желание;
  • необходимо создавать “ситуации успеха” (давать такие задания ребёнку, с которыми он может справиться, после выполнения – похвалить);
  • не рекомендуется говорить ребёнку: “Ты плохой”, “У тебя ничего не получается”, “Ты ничего не умеешь” и др.

Вторая подгруппа – агрессивные дети.

В современной литературе даётся немало определений понятия “агрессивность”, тем не менее, практически все авторы приходят к выводу, что агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Для коррекции такого поведения используются следующие методы:

Игротерапия. Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии школьного возраста. Для более эффективной работы, используется групповая игротерапия (уровень игры с учётом возраста).

Арттерапия (метод рисунка). Она направлена на снижение эмоционального напряжения, на развитие способности понимать и адекватно выражать своё эмоциональное состояние.

Для снижения эмоционального напряжения используется рисование пальцами, ладошками. Подобная деятельность расслабляет детей, даёт им положительный эмоциональный заряд.

Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональное состояние другого человека ребёнку предлагается нарисовать себя счастливым, гневным и др.

Работа с мягким материалом (пластилин, глина, тесто). Это способствует снятию агрессивных состояний. Как правило, ребёнок знает сам, что ему делать: лепить или мять, стучать по пластилину кулачком, рвать только что вылепленные фигурки.

Обучение ребёнка релаксации (расслаблению) под спокойную музыку.

Рекомендации классным руководителям и родителям:

  • будьте последовательны в воспитании ребёнка;
  • старайтесь не повышать голоса на ребёнка, помните, что это самые неэффективные способы преодоления агрессивности;
  • давайте возможность подростку выплёскивать свой гнев, смещайте его на другие объекты;
  • показывайте подростку личный пример эффективного поведения;
  • старайтесь не допускать при ребёнке вспышек вашего собственного гнева;
  • исключите любые виды физического наказания и вербальные угрозы в адрес ребёнка;
  • не стесняйтесь лишний раз пожалеть, приласкать ребёнка, он должен чувствовать, что вы любите и принимаете его.

4. Норма возрастного развития.

В эту группу входят дети, у которых психическое, психологическое и речевое развитие можно отнести, условно, к норме.

С ними проводятся групповые общеразвивающие занятия направленные на усовершенствование памяти, внимания, мыслительных процессов и мелкой моторики.

Также с целью развития коммуникативных навыков и конструктивной деятельности с ними проводятся психологические игры на сплочение, подвижные игры.

С такими детьми необходимо продолжать работу, направленную на улучшение развития высших психических функций и личности в целом.

Кроме работы с каждой группой, со всеми детьми проводятся занятия по психогимнастике.

На этих занятиях дети знакомятся с выразительным изображением эмоциональных состояний, с моделями выражения основных эмоций; они учатся давать моральную оценку чертам, которые порождаются социальной средой (жадность, доброта, честность и т.д.); происходит коррекция настроения отдельных черт характера, снятие психоэмоционального напряжения.

С целью проверки эффективности, проведённой реабилитационной работы и выработки рекомендаций по дальнейшему сопровождению каждого ребёнка, проводится вторичная (итоговая) психодиагностика.

Если проанализировать данные первичной диагностики, то можно отметить тот факт, что большой процент (43,1%) (на примере одной из вечерних школ) составляют дети с нарушениями эмоционально-волевой и поведенческой сфер. Поэтому необходимо дать рекомендации классным руководителям, по работе с родителями агрессивных и замкнутых детей.

Работа с родителями агрессивного подростка.

Прежде всего, необходимо наладить контакт с семьёй. Известно, что любая коррекционная работа с детьми будет малоуспешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребёнка.

Работу с родителями агрессивных школьников целесообразно проводить в двух направлениях: информирование о проблеме (что такое агрессивность, каковы причины её появления, чем она опасна для ребёнка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с подростком.

Если не удаётся наладить контакт с матерью или отцом, то в этих ситуациях рекомендуется использовать наглядную информацию, которую можно разместить в уголке для родителей. Например, можно использовать следующую таблицу:

Стратегия воспитания Конкретные примеры стратегии Стиль поведения ребёнка Почему ребенок так поступает
Резкое подавление агрессивного поведения ребёнка “Прекрати!”

“Не смей так говорить”

Родители наказывают ребёнка.

Агрессивный

(ребёнок может прекратить сейчас, но выплеснет свои отрицательные эмоциив другое время и в другом месте)

Ребёнок копирует родителей и учится у них агрессивным формам поведения
Игнорирование агрессивных вспышек ребёнка Родители делают вид, что не замечают агрессии ребёнка Агрессивный

(ребёнок продолжает действовать агрессивно)

Ребёнок думает, что делает всё правильно, и  агрессивные формы поведения закрепляются в черту характера
Родители дают возможность ребёнку выплеснуть агрессию приемлемым способом и в тактичной форме запрещает вести себя агрессивно по отношению к другим Если родители видят, что ребёнок разгневан, они могут вовлечь его в совместную деятельность, которая снимет его гнев. Родители объясняют ребёнку, как надо вести себя в определённых ситуациях Скорее всего, ребёнок научится управлять своим гневом Ребёнок учится анализировать различные ситуации и берёт пример со своих тактичных родителей

Подобная таблица или другая наглядная информация может стать отправным пунктом для размышления родителей о своём ребёнке, о причинах возникновения негативного поведения. А эти размышления, в свою очередь, возможно, приведут к сотрудничеству с социальными педагогами.

Для родителей, которые недостаточно хорошо понимают, каким образом они или их дети могут выражать свой гнев, рекомендуется разместить на стенде в классе или в группу следующую наглядную информацию.

Способы выражения гнева
Позитивные Негативные
Вежливость

Стремление найти решение

Выражение основой жалобы без уклонения в сторону

Выражение гнева в громкой и невежливой форме

Использование ругательств и угроз

Использование словесных оскорблений

Обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми может проходить через тренинги детско-родительских отношений. Здесь можно порекомендовать “Тренинги эффективного взаимодействия родителей и детей” (И.М.Марковская), “Тренинг эффективного взаимодействия с детьми” (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) и др.

В процессе этой работы решаются следующие задачи;

  • переосмысление роли и позиции родителя;
  • развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;
  • снижение тревожности и приобретение уверенности в себе;
  • формирование готовности обсуждать с детьми все сорные и конфликтные ситуации в семье;
  • выработка стиля эффективного взаимодействия с детьми.

Однако все перечисленные способы и приёмы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребёнка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Работа с родителями замкнутого ребёнка.

Нередко родители предъявляют ребёнку требования, соответствовать которым он не в силах. Подросток не может понять, как и чем угодить обществу, а конкретно родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить всё, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчёмнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения, усугубляется и социальное его положение.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или их критики, подросток психически и физически сдерживает свою внутреннюю энергию. Всё это не способствует развитию подростка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому родители замкнутого подростка должны сделать всё, чтобы заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают достоинство ребёнка (“дурак”, “осёл”), даже если взрослые очень раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от подростка извинений за тот или иной поступок, лучше пусть он объяснит, почему он это сделал. Если же ребёнок извинился под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.

Полезно снизить количество замечаний. Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные подростку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребёнку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: “Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”. Они без того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать им выражать свои мысли и чувства словами.

Ласковые прикосновения родителей помогут замкнутому ребёнку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит его от страха насмешки, предательства.

Родители замкнутых детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на своё внутреннее состояние, а потом предъявлять требования к ребёнку. в таких ситуациях можно сказать родителям: “Ваш ребёнок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы вы выполняли упражнения вместе с ним, тогда он будет делать их правильно”.

Родители, которые следуют таким рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

И ещё, если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребёнка, это ещё не повод, чтобы отказать ему в любви и поддержке. Пусть он живёт в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Рекомендуемая литература.

  1. Лютова Е., Монина Г. “Шпаргалка для взрослых”, СПб., 2004г.
  2. Алябьева Е.А. “Психогимнастика в начальной школе”, М., 2003г.
  3. Заостровцева, Перешина “Агрессивность дошкольников”, М., 2006г.
  4. Чернецкая “Психологические игры и тренинги в детском саду”, Ростов-на-Дону,2006г.
  5. Забрамная, Боровик “Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей”, М., 2005г.
  6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. “Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка (дошкольный и младший школьный возраст)”, М., 2005г.