Программное содержание:
- Расширять и закреплять экологическое представление о лесе;
- Формировать понимание взаимосвязи: Человек-Природа;
- Учить анализировать и делать выводы (использование ТРИЗ-технологии), разрешать проблемные ситуации;
- Воспитывать экологическую культуру;
Словарная работа: древисина, лиственный лес, хвойный лес, дубрава, смешанный лес, лесопарк, чаща.
Материал и оборудование:
- Мультимедийная установка, подбор фотографий леса
- Бумага, чернила, трубочки
- Музыкальная кассета “Звуки природы”
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети под спокойную музыку входят в зал. На экране изображение леса.
В.: Дети, вы догадались, куда мы с вами попали?
Д.: В лес
В.: А ведь лес бывает разный, давайте посмотрим и назовем, какой бывает лес.
Показ фотоматериалов на мультимедийном оборудовании (музыкальное сопровождение “Звуки природы”). Дети узнают и называют разные виды леса: смешанный, хвойный, березовая роща.
В.: А как мы с вами попали в лес, на чем?
Д.: делают разнообразные предположения, каким образом можно попасть в лес.
В.: Что-то по дороге я замерзла. Дети, как, не разжигая костер, можно согреться в лесу? А еще как?
Дети высказывают разные предположения
В.: а как найти в лесу еду?
Дети высказывают разные предположения
В.: А где можно найти в лесу питьевую воду? Как очистить речную воду, сделать ее пригодной для питья?
Дети высказывают разные предположения, воспитатель дополняет и помогает (пропустить через песок, уголь от костра)
В.: Ой, ребята, кажется, я заболела! Что мне делать? Может лес мне чем-то поможет?
Дети высказывают разные предположения
В.: Дополняет ответы детей. Почти все деревья лекарственные: липовый цвет спасает от простуды и высокой температуры. Молодые сосновые почки заваривают и пьют при авитаминозе (это когда в организме не хватает витаминов). Кора дуба укрепляет десна и зубы. Подорожник можно приложить к ране.
В.: Вечереет. Представьте, что мы останемся в лесу, и костер нам стал просто необходим, чтобы отпугивать лесных обитателей, но это опасно, ведь может случиться пожар. Как быть? Как сделать так, чтобы огонь не перекинулся на траву, деревья. Как построить домик для костра? Из чего?
Д.: Дети высказывают разные предположения, вспоминают, как это делают их родители.
Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, появляется костер. Дети и воспитатель садятся вокруг костра.
В.: Как хорошо в лесу! А только ли человеку хорош лес?
В.: Кто здесь живет? Чей он дом?
Д.: Дикие лесные животные.
В.: Лес – это мир, который укрывает, кормит лесных обитателей. Каких вы знаете лесных животных?
Д.: Заяц, лиса, волк, медведь, белка, рысь, кабан...
Имитационный этюд “Лесные животные” (физкульминутка). Дети пластикой изображают этих животных.
В.: Устраивайтесь у костра поудобнее, садитесь так, как вам хочется. Расскажу вам историю. Есть у меня двое внуков, Илюша и Викуша. И пошли они гулять в лес. А Илюша упирается, ноет: “Не хочу я, Викуша, в лес идти, плохой твой лес!” откуда ни возьмись, коряга появилась. Илюша зацепился и упал, колено расцарапал. Плачет. “Не плач”, - жалеет его Викуша, - “приложи-ка лучше вот этот волшебный листочек” и протягивает брату лист подорожника. Кровь остановилась, рынка затянулась. Идут они дальше. “Плохо здесь”, - продолжает ныть брат, - “комары всего закусали!” “Ну-ка, Илюша, прислушайся”, - отвечает Викуша, - “Что ты слышишь?” Прислушался Илюша: “Птицы поют”. “Это птицы радуются солнечному дню, зеленому лесу. А если бы не было комаров, то и птицы погибли, ведь птицы питаются ими”. Идут сестра и брат дальше, пение птиц слушают. “Ой!”, - вскрикнул Илюша, - “я крапивой обстрекался! Противный лес!” А Викуша только улыбнулась. “В лесу, где крапива, там и малинник”. И нарвала полное лукошко крупных и спелых ягод малины. Ест Илюша сладкие сочные ягоды, и никак понять не может: так какой он лес – хороший или плохой?
В.: Дети, так какой же лес: хороший или плохой?
В.: Да, он хороший, НО много комаров, клещей, крапива, можно заблудиться...
В.: Да, он плохой, НО лес накормит, и от непогоды укроет, и пение птиц радует...
Д.: Для того, кто любит и знает лес, он хороший, добрый...
В.: Лес дарит жизнь, богатство. А какие опасности подстерегают лес?
Дети высказывают разные предположения
В.: Дети, а давайте дадим лесу обещание. Вот березовая веточка, которую сломал ветер, а мы подобрали ее и оживили.
Начиная с воспитателя, дети передают по кругу березовую веточку, говоря слова “клятвы лесу”
Д.: Я обещаю тебе, лес, что никогда не буду ломать деревья (рвать полевые и лесные цветы, мусорить в лесу, шуметь в лесу, разжигать костер без кострища...)
В.: Гаснет наш костер, пора возвращаться в детский сад, все мы за собой убрали?
Мы долго по лесу гуляли.
И никого не напугали.
Нигде воды не намутили,
В лесу мы просто погасили.
В.: Дети, а давайте нарисуем свои впечатления от прогулки в лес. Только у нас нет столов и нечем рисовать. Как быть?
Дети решают данную проблему и способом выцарапывания рисуют свои впечатления.