Современная наука и практика убедительно доказали, что максимальной коррекции дефекта можно добиться только в специально созданных условиях, учитывающих возраст ребенка, характер имеющихся нарушений, их сочетание с другими психологическими особенностями и нацеленных на реализацию потенциальных возможностей каждого ребенка. А это означает, что построение коррекционной среды должно соответствовать решению в единстве задач трех направлений:
- Коррекционного – исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития.
- Развивающего – оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
- Профилактического – предупреждение вторичных отклонений и нарушений развития.
В ГКОУ РО школе-интернате III, IV видов №33 г. Новочеркасска процесс образования, развития, и воспитания тесно связан с коррекциионо-педагогическим процессом. Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на активизацию процессов компенсации, преодоление и устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.
Особое место в развитии личности незрячего воспитанника занимает развитие сенсорной сферы. В процессе коррекционной деятельности по развитию сенсорной сферы у незрячего ребенка задействованы мелкие и крупные мышцы тела, что способствует развитию координации движений.
С декабря 2010 года в ГКОУ РО школе-интернате III, IV видов №33 г. Новочеркасска начала работу областная инновационная площадка «Адаптация коррекционного оборудования профессора Л. Б. Баряевой, (ООО «ПКФ «Альма» г. Санкт-Петербург) для незрячих и слабовидящих детей» в условиях школы-интерната III, IV видов (приказ №1038 от 31.12.2010 г. по министерству общего и профессионального образования Ростовской области). Создана программа областной инновационной площадки.
Паспорт (аннотация программы)
Наименование программы | Программа федеральной экспериментальной площадки «Центра диагностики, консультирования и игровой поддержки развития ребёнка профессора Л. Б. Баряевой», ООО «ПКФ «Альма» (г. Санкт-Петербург). |
Дата и №нормативного акта об утверждении программы | Рассмотрена на Совете ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска (протокол №2 от 16 октября 2010 года), утверждена директором школы-интерната (приказ № от 16 октября 2010 года). |
Руководитель программы | Мухаев М.П., директор ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г.Новочеркасска Ростовской области. |
Научный руководитель | Тимофеева Т.Б., заместитель директора по коррекционной работе ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска Ростовской области. |
Эксперты программы | Баранова Марина Леонидовна, Южный Федеральный Университет, Педагогический институт, доктор педагогических наук, профессор факультета педагогики и практической педагогики, заведующая кафедрой коррекционной педагогики, директор научно-образовательного центра «Диагностика. Развитие. Коррекция» ЮФУ. |
Разработчики | Временный научно-исследовательский
коллектив в составе:
|
Цели программы | Изучение, обобщение опыта профессора Л.Б. Баряевой и внедрение инновационных образовательных технологий, способствующих повышению качества учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов в ГКОУ РО школе-интернате III, IV видов г. Новочеркасска. |
Задачи программы |
|
Этапы и сроки реализации программы | Этап 1. Срок: январь 2011 – май
2011. Создание ресурсной базы для реализации программы, начало
преобразований и экспериментов. Этап 2. Срок: сентябрь 2011 – сентябрь 2012. Апробация новых технологий, закупка запланированного оборудования, методическое, кадровое, информационное обеспечение, реализация мероприятий. Этап 3. Срок: октябрь 2012 – декабрь 2013. Обобщение опыта по внедрению инновационных образовательных технологий профессора Л.Б. Баряевой, способствующих повышению качества учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов в условиях государственного казенного образовательного учреждения Ростовской области специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска. |
Риски при реализации программы | Цели и задачи будут реализованы при
условии:
|
Ожидаемые результаты |
|
Характеристика сферы действия программы | Вместе со школой-интернатом программу
будет осуществлять: ЧОУ «Центр диагностики, консультирования и игровой поддержки развития детей профессора Л.Б. Баряевой» г. Санкт-Петербург (ЦДК профессора Л.Б. Баряевой). Директор: Баряева Людмила Борисовна. Заместитель директора: Ложко Елена Леонидовна. Адрес: СПб., ул. Ново-Александровская, 3А (выставочный зал ООО «ПКФ АЛЬМА»). Тел. 8-921-317-15-65 e-mail: barnatser@yandex.ru ООО «УМЦ Добрый Мир – Юг»: 344091 г. Ростов-на-Дону, Пр. Стачки, д. 247, оф.7 Тел./факс: (863) 223-15-65 E-mail: dobrymir-yug@yandex.ru |
Критерии и показатели эффективности реализации программы |
|
Контактное лицо | Тимофеева Татьяна Борисовна,
заместитель директора по коррекционной работе т. 8-(8635)-26-80-02. Е-mail: shkola33_64@mail.ru |
Ход реализации программы областной инновационной площадки
Приводим основные результаты эксперимента (учебно-методические разработки, семинары, публикации, участие в смотрах, фестивалях, создание материальной базы) в 2011-2012 учебном году:
- Подготовлен семинар для педагогов школы-интерната г. Новочеркасска «Адаптация коррекционного оборудования профессора Л. Б. Баряевой, (ООО «ПКФ «Альма» г. Санкт-Петербург) для незрячих и слабовидящих детей» в условиях ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов».
- Проведены открытые занятия с использованием оборудования профессора Л.Б. Баряевой (учитель начальных классов Т.А. Москалева; педагог-психолог З.О. Великая; воспитатель В.А. Чеботникова).
- Приняли участие в работе семинара «Социализация детей с нарушениями зрения в условиях специального (коррекционного) ОУ III-IV вида (для детей с нарушениями зрения)», г. Липецк с 24-28.11.2011, Кувалкина Л.И.
- Опубликованы статьи:
- Тимофеевой Т.Б. «Адаптация коррекционного оборудования профессора Л.Б. Баряевой для незрячих и слабовидящих детей» https://urok.1sept.ru/articles/607926/;
- Великой З.О. «Роль темной сенсорной комнаты в развитии незрячих и слабовидящих детей» во 2-см выпуске международного сборника научно-практических работ Всемирного технологического института ЮНЕСКО «Человек. Общество. Природа» под редакцией профессора Кукушина В.С.(с. 155-157), 2012, г. Ростов-на-Дону;
- Алышевой С.В. «Сенсорное развитие незрячего ребенка в условиях школы-интерната III, IV видов» во 2-см выпуске международного сборника научно-практических работ Всемирного технологического института ЮНЕСКО «Человек. Общество. Природа» под редакцией профессора Кукушина В.С. (с. 150-155), 2012, г. Ростов-на-Дону.
- Создан новый веб-сайт, отражающий деятельность педагогов школы-интерната по апробации и адаптации коррекционного оборудования профессора Л.Б. Баряевой для незрячих и слабовидящих детей http://www.schkola33.novoch.ru/
Работа областной инновационной площадки продолжается. Главное мы видим в том, чтобы помочь незрячему ребенку адаптироваться, приспособиться к социальной среде. Мы стараемся создать атмосферу эмоционального благополучия инвалидов по зрению, придать уверенность в своих силах.
Для нас является полезным создание и реализация программы областной инновационной площадки «Адаптация коррекционного оборудования профессора Л. Б. Баряевой (ООО «ПКФ «Альма» г. Санкт-Петербург) для незрячих и слабовидящих детей» в ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска так, как, проанализировав накопленный опыт, просмотрев динамику развития школы-интерната в целом мы сможем наметить пути дальнейшего совершенствования. Предполагаем, распространить накопленный опыт, создав учебно-методическое пособие «Диагностики, консультирование и игровая поддержка развития незрячего ребёнка с использованием рекомендаций профессора Л. Б. Баряевой в условиях ГКОУ РО школы-интерната III, IV видов №33 г. Новочеркасска» в котором поделимся своими наработками в области диагностики, консультирования и игровой поддержки развития незрячего ребёнка с использованием рекомендаций профессора Л. Б. Баряевой в условиях школы-интерната III, IV видов. Думаем, что организационно-правовые, научно-методические, педагогические и психологические основы для этого есть.