Урок русского языка в системе Эльконина-Давыдова по теме "Работа добрых слов в языке". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Учитель нач. классов: Анфимова Лариса Юрьевна.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Работа добрых слов в языке».

Цель:

  1. Приучать детей использовать в речи добрые слова.
  2. Пополнять словарный запас детей; познакомить с историей появления и со значением добрых слов.
  3. Воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям.

Оборудование:

  • русский язык: Учебник для 1 класса начальной школы. / С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. – 6-е изд., перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011;
  • рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. / Л.И. Тимченко. – 4-е изд., перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011;
  • выставка книг о добрых словах и поступках; толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Шведовой Н.Ю.;
  • карточки с названиями добрых слов, с видами добрых слов;
  • памятка «Помощники общения», герои-помощники;
  • сказка В.А.Сухомлинского «Доброе слово»;
  • CD-запись песен о добре.

Ход урока

I. Создание ситуации успеха.

Учитель: Рада приветствовать Вас, дорогие гости, вас, дорогие мои дети! Ребята, пожелаем здоровья нашим гостям!

Дети: Здравствуйте!

Учитель: Что мы знаем об этом слове?

Дети: Здравствуйте – это самое главное слово, которое люди употребляют, приветствуя друг друга. Приветствие это родилось из выражения «Здравствую тебя», что означает «Желаю тебе здоровья».

Учитель: Спасибо. Я обратила внимание: приветствуя друг друга, вдруг у всех нас появилась улыбка на лице. Как это объяснить?

Дети: Приятно говорить вежливые слова!

Учитель: Какие ещё знаете добрые слова?

Дети: Добрый день! С лёгким паром! Пожалуйста. Спасибо. Доброе утро. Извините, простите. Доброй ночи, доброго пути! Благодарю, будьте любезны, добрый вечер...

Учитель: Здорово! Как много знаете! (На доске открываю все названные слова детьми в виде солнца.)

Учитель: Почему – солнышко?

Дети: Добрые слова дарят тепло, душу греют, радуешься как солнышку.

Учитель: Ребята, какова наша задача на урок? Догадались?

Дети: Да-а! Мы будем говорить о добрых, вежливых словах.

Учитель: Совершенно верно. Поговорим об особенных словах и выясним работу добрых слов в языке. (Пишу название темы урока на доске.)

Учитель: Что означает каждое слово? Какова история происхождения добрых слов? Когда употребляем в речи? Прежде чем мы ответим на эти вопросы, послушайте рубрику «В копилку твоих знаний».

Дети: Слово «пожалуйста» произошло от слова «пожалую», то есть «сделаю что-либо для тебя», «одарю, окажу милость, внимание».

Слово «спасибо» произошло от сочетания двух слов «спаси Бог». Когда-то это выражение употреблялось как пожелание, исполненное благодарности: «Спаси тебя Бог за добрые дела».

Слово «благодарю» произошло от двух слов: «дарю благо», то есть желаю благополучия» за чуткость, внимание, добрые дела.

Учитель: Готовы ответить на поставленные вопросы?

Дети: Да! Оказывается каждое слово для своего случая употребляется! Слова – приветствия, это, например, здравствуйте... Слова – пожелания: спокойной ночи, доброго дня... Просьбы: будьте добры... Слова – напутствия: доброго пути... Слова – прощания: до свидания, пока, до завтра...

II. Создание ситуации разрыва.

Учитель: Мальчик, из стихотворения С.Я. Маршака тоже знает множество вежливых слов. На странице 21 учебника упр.17 прочитайте стихотворение:

Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо» говорил.

Учитель: Можно ли такого мальчика назвать вежливым? Почему?

Дети: Нет, он совершил поступок, который обидел других людей.

Учитель: Что делать, если ты всё-таки обидел человека?

Дети: Конечно, извиниться...

Учитель: Важно, каким тоном?

Дети: Очень важно. Нужно посмотреть человеку в глаза, хотя стыдно будет, и попросить прощения...

Учитель: Сделайте, ребята вывод по рассуждениям.

Дети: Хотя вежливые слова и важны, всё же только слов мало, вежливым должно быть само поведение, отношение к собеседнику.

Учитель: Если я правильно вас поняла, то Человек как целая величина состоит из таких важных частей как Слово и Дело (поступок, поведение):
Ч = С + Д? (Моделирую на доске.)

III. Решение учебной задачи.

Учитель: Предлагаю применить новое знание и поработать в парах: разыграйте со своим соседом по парте сценку.

Вспомним правила работы в парах.

Дети: Нужно распределить роли. Обсудить, кто и что будет говорить.

Учитель: Прочитайте напутствие авторов учебника на стр. 22:

Дети: Помни, что, обращаясь к своему собеседнику, нужно вежливо называть его. Не забывай говорить людям добрые слова!

(Раздаю каждой паре карточку с ситуацией, озвучиваю.)

Учитель:

1. Ты звонишь своему товарищу. Трубку взял кто-то из взрослых.

- Что скажет каждый из вас?

2. Ты едешь в автобусе и просишь кого-то из пассажиров передать деньги на билет.

- Как ты к нему обратишься? Что он должен сказать в ответ?

3. Ты просишь библиотекаря дать тебе нужную книгу.

- Что ты услышишь в ответ?

4. Торопясь в класс на урок, твой товарищ нечаянно тебя толкнул.

- Какими высказываниями вы обменяетесь?

Учитель: Прежде, чем посмотрим выступления, предлагаю решить, как будем оценивать работу друг друга?

Наши герои – помощники Коля, Даша, Антон и Таня решили, что будут обращать внимание вот на что (фиксирую на доске лишь ключевые слова):

  1. Вежливое обращение друг к другу.
  2. Умение употреблять добрые слова.
  3. Выражают ли их лица доброе и уважительное отношение друг к другу – мимика.

Учитель: Что – то хотите добавить, дети?

Дети: Нужно ещё обратить внимание на слова – сорняки, они загрязняют нашу речь.

Дети: Поза и жесты при общении тоже важны.

(Началась бурная работа в парах. Через некоторое время класс постепенно затихает – появляются сигналы об окончании работы. Разыгрываем сценки. Дети аплодируют и оценивают работы друг друга: удачно ли выбраны добрые слова, соответствуют ли этим словам выражения их лиц.)

Учитель: Какой же вывод можно сделать? С чем нужно идти к людям? Что поможет?

Дети: К людям нужно идти с добром, а выразить доброжелательность помогут специально предназначенные для этого слова родного языка, которые произносятся хотя и с разным выражением лица, но непременно добрым.

Дети: Сегодня на уроке много раз прозвучало слово добро. Мы хотим вас, ребята, познакомить с толкованием этого слова из толкового словаря русского языка Ожегова С. И., Шведовой Н.Ю. («Поисковая группа» читает толкования из словаря.)

Учитель: Спасибо за любознательность.

IV. Решение частной задачи.

Учитель: Поработаем в тетрадях.

Дети:

Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
И от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.

(Занимают правильную позу для письма.)

Учитель: Послушай своих одноклассников. Они прочтут стихи, а ты запиши, услышанные тобой, добрые слова.

Дети:

Доброе утро! – птицы запели –
Добрые люди, вставайте с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.

Дети:

Доброй ночи! – молвит тишина;
Каждому она теперь слышна;
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.

Дети:

Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведёт, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.

(На доске печатным шрифтом написаны предложения после ответов детей.)

Учитель: Вспомним правила списывания.

(Читают предложение и повторяют его. Называют орфограммы. Читают по слогам и выделяют голосом слоги с орфограммами. Повторяют по слогам так, как будут писать. Диктуя себе по слогам, записывают, не глядя на доску. Читают свою запись по слогам: выделяют гласные, слоги, ударение, подчёркивают орфограммы. Проверяют запись по доске.)

V. Рефлексия.

Учитель: Какова же работа добрых слов в языке? Не спешите с выводом... Послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Доброе слово»:

У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда Оле исполнилось пять лет, она тяжело заболела: простудилась, слегла в постель, стала кашлять и таяла на глазах.

К несчастной матери один за другим стали приходить родственники: Олины тёти, дядья, бабушки, дедушки. Каждый приносил что-нибудь вкусное и питательное: липовый мёд и сладкое, коровье масло, свежие лесные ягоды и орехи, перепелиные яички и бульон из куриного крылышка. Но ничего не помогало. Девочка уже еле поднималась с постели.

Однажды у постели больной собрались все родственники. Девяностолетний дедушка Афанасий сказал:

Чего-то ей не хватает. А чего – и сам не могу понять.

Вдруг открылась дверь, и в хату вошла прабабушка Надежда. О ней забыли родственники, уже много лет сидела бабушка Надежда в доме, никуда не ходила и никого не навещала. Но, услышав о болезни правнучки, она решила навестить её.

Подойдя к кроватке больной, она села на стульчик, взяла Олину руку в свою сморщенную маленькую руку и сказала:

Нет у меня ни медовых сот, ни сладкого коровьего масла, нет ни свежих лесных ягод, ни орехов, нет и перепелиных яичек, ни куриного крылышка. Стара я стала, ничего не вижу. Принесла я тебе, милая моя правнучка, один-единственный подарок: сердечное желание. Одно желание осталось у меня в сердце – чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова радовалась солнцу ясному.

Такая огромная сила любви была в этом добром слове, что маленькое Олино сердце забилось учащённо, щёчки порозовели, в глазах вспыхнули радостные огоньки.

Вот чего не хватало Оле, – сказал дед Афанасий. – Доброго слова.

(В классе тишина, пауза...)

Учитель: Готовы к выводу?

Дети (задумчиво, тихо, как-то осторожно отвечают):

Велика сила доброго слова... Оно способно даже к жизни вернуть, как девочку Олю!

VI. Постановка задачи на следующий урок.

Учитель: Хорошо, когда рядом тот, кому нужна помощь. Ведь он услышит твоё слово, ему станет легче. Что делать, если близкий человек живёт в другом городе или республике, в другой стране?

Дети: Можно написать письмо! Знаем, на следующем уроке мы будем учиться писать письма!

Учитель: Совершенно верно, мы будем учиться пользоваться письменной речью.

Учитель: Благодарю вас, дети, за труд на уроке. Спасибо нашим гостям за внимание и прощаемся: «До свидания! Доброго пути!»

(Звучит музыка, песни о добре «Дорогою добра».)