Учитель нач. классов: Анфимова Лариса Юрьевна.
Урок русского языка в 1 классе по теме «Работа добрых слов в языке».
Цель:
- Приучать детей использовать в речи добрые слова.
- Пополнять словарный запас детей; познакомить с историей появления и со значением добрых слов.
- Воспитывать чувство доброты и уважения к окружающим людям.
Оборудование:
- русский язык: Учебник для 1 класса начальной школы. / С.В. Ломакович, Л.И. Тимченко. – 6-е изд., перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011;
- рабочая тетрадь по русскому языку. 1 класс. / Л.И. Тимченко. – 4-е изд., перераб. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011;
- выставка книг о добрых словах и поступках; толковый словарь русского языка Ожегова С. И., Шведовой Н.Ю.;
- карточки с названиями добрых слов, с видами добрых слов;
- памятка «Помощники общения», герои-помощники;
- сказка В.А.Сухомлинского «Доброе слово»;
- CD-запись песен о добре.
Ход урока
I. Создание ситуации успеха.
Учитель: Рада приветствовать Вас, дорогие гости, вас, дорогие мои дети! Ребята, пожелаем здоровья нашим гостям!
Дети: Здравствуйте!
Учитель: Что мы знаем об этом слове?
Дети: Здравствуйте – это самое главное слово, которое люди употребляют, приветствуя друг друга. Приветствие это родилось из выражения «Здравствую тебя», что означает «Желаю тебе здоровья».
Учитель: Спасибо. Я обратила внимание: приветствуя друг друга, вдруг у всех нас появилась улыбка на лице. Как это объяснить?
Дети: Приятно говорить вежливые слова!
Учитель: Какие ещё знаете добрые слова?
Дети: Добрый день! С лёгким паром! Пожалуйста. Спасибо. Доброе утро. Извините, простите. Доброй ночи, доброго пути! Благодарю, будьте любезны, добрый вечер...
Учитель: Здорово! Как много знаете! (На доске открываю все названные слова детьми в виде солнца.)
Учитель: Почему – солнышко?
Дети: Добрые слова дарят тепло, душу греют, радуешься как солнышку.
Учитель: Ребята, какова наша задача на урок? Догадались?
Дети: Да-а! Мы будем говорить о добрых, вежливых словах.
Учитель: Совершенно верно. Поговорим об особенных словах и выясним работу добрых слов в языке. (Пишу название темы урока на доске.)
Учитель: Что означает каждое слово? Какова история происхождения добрых слов? Когда употребляем в речи? Прежде чем мы ответим на эти вопросы, послушайте рубрику «В копилку твоих знаний».
Дети: Слово «пожалуйста» произошло от слова «пожалую», то есть «сделаю что-либо для тебя», «одарю, окажу милость, внимание».
Слово «спасибо» произошло от сочетания двух слов «спаси Бог». Когда-то это выражение употреблялось как пожелание, исполненное благодарности: «Спаси тебя Бог за добрые дела».
Слово «благодарю» произошло от двух слов: «дарю благо», то есть желаю благополучия» за чуткость, внимание, добрые дела.
Учитель: Готовы ответить на поставленные вопросы?
Дети: Да! Оказывается каждое слово для своего случая употребляется! Слова – приветствия, это, например, здравствуйте... Слова – пожелания: спокойной ночи, доброго дня... Просьбы: будьте добры... Слова – напутствия: доброго пути... Слова – прощания: до свидания, пока, до завтра...
II. Создание ситуации разрыва.
Учитель: Мальчик, из стихотворения С.Я. Маршака тоже знает множество вежливых слов. На странице 21 учебника упр.17 прочитайте стихотворение:
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик,
Он их благодарил,
«Спасибо» говорил.
Учитель: Можно ли такого мальчика назвать вежливым? Почему?
Дети: Нет, он совершил поступок, который обидел других людей.
Учитель: Что делать, если ты всё-таки обидел человека?
Дети: Конечно, извиниться...
Учитель: Важно, каким тоном?
Дети: Очень важно. Нужно посмотреть человеку в глаза, хотя стыдно будет, и попросить прощения...
Учитель: Сделайте, ребята вывод по рассуждениям.
Дети: Хотя вежливые слова и важны, всё же только слов мало, вежливым должно быть само поведение, отношение к собеседнику.
Учитель: Если я правильно вас поняла, то Человек как целая величина состоит из
таких важных частей как Слово и Дело (поступок, поведение):
Ч = С + Д? (Моделирую на доске.)
III. Решение учебной задачи.
Учитель: Предлагаю применить новое знание и поработать в парах: разыграйте со своим соседом по парте сценку.
Вспомним правила работы в парах.
Дети: Нужно распределить роли. Обсудить, кто и что будет говорить.
Учитель: Прочитайте напутствие авторов учебника на стр. 22:
Дети: Помни, что, обращаясь к своему собеседнику, нужно вежливо называть его. Не забывай говорить людям добрые слова!
(Раздаю каждой паре карточку с ситуацией, озвучиваю.)
Учитель:
1. Ты звонишь своему товарищу. Трубку взял кто-то из взрослых.
- Что скажет каждый из вас?
2. Ты едешь в автобусе и просишь кого-то из пассажиров передать деньги на билет.
- Как ты к нему обратишься? Что он должен сказать в ответ?
3. Ты просишь библиотекаря дать тебе нужную книгу.
- Что ты услышишь в ответ?
4. Торопясь в класс на урок, твой товарищ нечаянно тебя толкнул.
- Какими высказываниями вы обменяетесь?
Учитель: Прежде, чем посмотрим выступления, предлагаю решить, как будем оценивать работу друг друга?
Наши герои – помощники Коля, Даша, Антон и Таня решили, что будут обращать внимание вот на что (фиксирую на доске лишь ключевые слова):
- Вежливое обращение друг к другу.
- Умение употреблять добрые слова.
- Выражают ли их лица доброе и уважительное отношение друг к другу – мимика.
Учитель: Что – то хотите добавить, дети?
Дети: Нужно ещё обратить внимание на слова – сорняки, они загрязняют нашу речь.
Дети: Поза и жесты при общении тоже важны.
(Началась бурная работа в парах. Через некоторое время класс постепенно затихает – появляются сигналы об окончании работы. Разыгрываем сценки. Дети аплодируют и оценивают работы друг друга: удачно ли выбраны добрые слова, соответствуют ли этим словам выражения их лиц.)
Учитель: Какой же вывод можно сделать? С чем нужно идти к людям? Что поможет?
Дети: К людям нужно идти с добром, а выразить доброжелательность помогут специально предназначенные для этого слова родного языка, которые произносятся хотя и с разным выражением лица, но непременно добрым.
Дети: Сегодня на уроке много раз прозвучало слово добро. Мы хотим вас, ребята, познакомить с толкованием этого слова из толкового словаря русского языка Ожегова С. И., Шведовой Н.Ю. («Поисковая группа» читает толкования из словаря.)
Учитель: Спасибо за любознательность.
IV. Решение частной задачи.
Учитель: Поработаем в тетрадях.
Дети:
Я тетрадочку открою,
Уголочком положу,
И от вас, друзья не скрою,
Ручку я вот так держу.
(Занимают правильную позу для письма.)
Учитель: Послушай своих одноклассников. Они прочтут стихи, а ты запиши, услышанные тобой, добрые слова.
Дети:
Доброе утро! – птицы запели –
Добрые люди, вставайте с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
Дети:
Доброй ночи! – молвит тишина;
Каждому она теперь слышна;
Говорит бесшумными словами:
- Спите, я всю ночь останусь с вами.
Дети:
Нам желают:
- Доброго пути!
Будет легче
Ехать и идти.
Приведёт, конечно,
Добрый путь
Тоже к доброму
Чему-нибудь.
(На доске печатным шрифтом написаны предложения после ответов детей.)
Учитель: Вспомним правила списывания.
(Читают предложение и повторяют его. Называют орфограммы. Читают по слогам и выделяют голосом слоги с орфограммами. Повторяют по слогам так, как будут писать. Диктуя себе по слогам, записывают, не глядя на доску. Читают свою запись по слогам: выделяют гласные, слоги, ударение, подчёркивают орфограммы. Проверяют запись по доске.)
V. Рефлексия.
Учитель: Какова же работа добрых слов в языке? Не спешите с выводом... Послушайте рассказ Василия Александровича Сухомлинского «Доброе слово»:
У одной женщины была маленькая дочка Оля. Когда Оле исполнилось пять лет, она тяжело заболела: простудилась, слегла в постель, стала кашлять и таяла на глазах.
К несчастной матери один за другим стали приходить родственники: Олины тёти, дядья, бабушки, дедушки. Каждый приносил что-нибудь вкусное и питательное: липовый мёд и сладкое, коровье масло, свежие лесные ягоды и орехи, перепелиные яички и бульон из куриного крылышка. Но ничего не помогало. Девочка уже еле поднималась с постели.
Однажды у постели больной собрались все родственники. Девяностолетний дедушка Афанасий сказал:
Чего-то ей не хватает. А чего – и сам не могу понять.
Вдруг открылась дверь, и в хату вошла прабабушка Надежда. О ней забыли родственники, уже много лет сидела бабушка Надежда в доме, никуда не ходила и никого не навещала. Но, услышав о болезни правнучки, она решила навестить её.
Подойдя к кроватке больной, она села на стульчик, взяла Олину руку в свою сморщенную маленькую руку и сказала:
Нет у меня ни медовых сот, ни сладкого коровьего масла, нет ни свежих лесных ягод, ни орехов, нет и перепелиных яичек, ни куриного крылышка. Стара я стала, ничего не вижу. Принесла я тебе, милая моя правнучка, один-единственный подарок: сердечное желание. Одно желание осталось у меня в сердце – чтобы ты, мой цветочек, выздоровела и снова радовалась солнцу ясному.
Такая огромная сила любви была в этом добром слове, что маленькое Олино сердце забилось учащённо, щёчки порозовели, в глазах вспыхнули радостные огоньки.
Вот чего не хватало Оле, – сказал дед Афанасий. – Доброго слова.
(В классе тишина, пауза...)
Учитель: Готовы к выводу?
Дети (задумчиво, тихо, как-то осторожно отвечают):
Велика сила доброго слова... Оно способно даже к жизни вернуть, как девочку Олю!
VI. Постановка задачи на следующий урок.
Учитель: Хорошо, когда рядом тот, кому нужна помощь. Ведь он услышит твоё слово, ему станет легче. Что делать, если близкий человек живёт в другом городе или республике, в другой стране?
Дети: Можно написать письмо! Знаем, на следующем уроке мы будем учиться писать письма!
Учитель: Совершенно верно, мы будем учиться пользоваться письменной речью.
Учитель: Благодарю вас, дети, за труд на уроке. Спасибо нашим гостям за внимание и прощаемся: «До свидания! Доброго пути!»
(Звучит музыка, песни о добре «Дорогою добра».)