Способы преодоления недостатков развития (совершенствования) коммуникативных функций речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Совершенствование речевых навыков в дошкольном и школьном возрасте.

Трудности в общении возникают на различных возрастных этапах, в том числе и в дошкольном и школьном возрасте. Специально организованные занятия способствуют формированию и развитию навыков общения, речевых навыков, помогают детям стать эффективными во взаимодействии с окружающими людьми.

Коммуникативная компетентность дошкольника и младшего школьника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. К старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. Но практика показывает, что целенаправленное формирование коммуникативных умений детей часто остается за пределами внимания педагогов.

Дубина Л. предлагает серию занятий для дошкольников и младших школьников, цель которых – развитие коммуникативных навыков. Основным используемым средством является игра, которая позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить речевые умения и навыки. Игры включаются в педагогический процесс ежедневно в виде игровых пятиминуток.

Система игр состоит из 4 блоков.

1 БЛОК. Игры на умение сотрудничать.

Задачи:

  1. Учим слышать, понимать и подчиняться правилам.
    Пример игры: «Менялки». Дети сидят в кругу. Водящий встает и выносит свой стул за круг – стульев становится на один меньше, чем играющих. Водящий говорит: «Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, красные носочки и т.д.)». После этого, имеющие названный признак, должны быстро встать и поменяться местами. Водящий в это время должен занять освободившееся место. Игрок, оставшийся без стула, становится водящим.
  2. Учим контролировать движения и работать по инструкции.
    Пример игры: «Замри». С помощью считалки выбирается морской царь. Он следит за неподвижностью «морских фигур», волшебной палочкой удаляет нарушителя. Водящий говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри». Дети, замерев любой позе, ждут сигнала «Отомри!».
  3. Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.
    Пример игры: «Поводырь». В группе раскладываются предметы – препятствия (стулья, кубики и др.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведет его, рассказывая, как двигаться. Затем дети меняются ролями.

2 БЛОК. Игры на умение активно слушать.

Задачи:

  1. Учим общаться на вербальном и невербальном уровне, определять эмоциональное состояние других людей, выражать свои чувства.
    Пример игры: «Пантомимические этюды».
    Детям предлагается пройтись так, как ходит маленькая девочка, мальчик в хорошем настроении, ребенок, который учится ходить и т.д.
  2. Развиваем слуховое восприятие.
    Пример игры: «Цепочка слов». Водящий придумывает и называет 3-5 слов, потом указывает на любого игрока, который должен повторить слова в той же последовательности. Если ребенок справился, он становится водящим.
  3. Учим задавать открытые и закрытые вопросы.
    Пример игры: «Почта». Разыгрывается диалог:
    В: Динь, динь!
    Д: Кто там?
    В: Почтальон.
    Д: Откуда?
    В: Из Рязани.
    Д: А что там делают?
    В: Танцуют (поют, смеются). (Дети изображают действия, названные водящим.)
  4. Учим перефразировать сказанное, сохранив главный смысл.
  5. Формируем умение выделять основную идею высказывания, подводить итог.
  6. Учим использовать такой прием активного слушания как развитие мыслей собеседника.
    Пример игры: «Мое начало – твой конец». Дети делятся на две команды: одна – придумывает начало истории про игрушку по цепочке; другая – ее продолжение.

3 БЛОК. Игры на умение перерабатывать информацию.

Задачи:

  1. Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.
    Пример игры: «Магазин игрушек».
    Каждый ребенок выбирает игрушку, которую будет изображать. Покупатель приходит в магазин, просит показать имеющиеся игрушки. Дети должны их изобразить. Задача покупателя – догадаться, что за игрушку он выбрал.
  2. Развиваем умение устанавливать логические, причинно-следственные связи, делать умозаключения.
    Пример игры: «Хорошо – плохо». Дети делятся на две команды. Задача первой – объяснить, почему весна или любое другое время года – это хорошо, задача второй – объяснить, почему это плохо.
  3. Развиваем способность аргументировать вою точку зрения.

4 БЛОК. Игры на умение конструировать текст для другого.

Задачи:

  1. Развиваем умение излагать свои мысли точно и лаконично.
    Пример игры: «Опиши друга». Дети в парах стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.
  2. Развиваем умение давать доброжелательную оценку другому.
  3. Учим устанавливать обратную связь при взаимодействии с другими людьми.
    Пример игры: «Диалоги». Дети в парах говорят на какую-либо тему. Задача: запомнить, о чем рассказывает собеседник. Затем, поменявшись парами, дети рассказывают, что услышали от предыдущих собеседников.

Уровень развития речевых навыков, умение эффективно общаться становится очень важным в подростковом возрасте, когда общение превращается в ведущую деятельность. А. Грецов предлагает программу тренинга общения, рассчитанную на учащихся 9-11 классов. Программа направлена на повышение уровня коммуникативной компетентности подростков, что способствует стимулированию социального развития и личностного роста. Задачи тренинга: формирование базовых понятий из области психологии общения; развитие навыков эффективного вербального и невербального общения; развитие навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях [1].

Существует довольно много программ, ориентированных на подростков. В большинстве из них довольно много внимания уделяется развитию навыков эффективного общения.

Совершенствование речевых навыков в послешкольный период.

Современная жизнь с ее множеством межличностных контактов предъявляет сложные требования к общению во всех сферах жизнедеятельности человека. Готовность к речевому общению, к диалогу – ядро социально-психологической компетентности, развитие которой способно помочь в совершенствовании управленческой деятельности, практике воспитательной работы. Навыки речевого общения необходимы как в личной жизни (для общения со знакомыми, друзьями, членами семьи), так и в общении с сослуживцами, начальством, с партнерами по бизнесу.

В настоящее время психологи предлагают большое количество разнообразных программ, направленных на развитие навыков речевого общения взрослых.

Д. Джонсон разработан тренинг общения и развития. В программе рассматривается 4 области коммуникации, необходимые для развития навыков общения: как принимать и поддерживать друг друга во время общения, как доверять друг другу, как правильно и недвусмысленно передавать мысли и чувства, как конструктивно решать конфликты и проблемы в общении друг с другом. При обсуждении каждой темы сначала объясняются понятия и психологические механизмы данного явления коммуникации. Затем предлагаются упражнения для развития соответствующего навыка:

  • достижение доверия в отношениях с людьми;
  • эффективное слушание, понимание собеседника;
  • выражение своих мыслей и чувств с помощью слов и невербальных средств;
  • принятие себя и других;
  • ведение переговоров и др. [2].

Суховершина Ю.В. предлагает программу тренинга коммуникативной компетенции [5]. Его цель – повышение коммуникативной компетенции.

В ходе тренинговых занятий рассматриваются следующие темы:

  1. Расширение диапазона информационных каналов обучающихся. Для эффективного общения с партнером важно учитывать его характер, привычки, убеждения, интеллектуальный и культурный уровень. Все это проявляется внешне: в манере одеваться, походке, позах, выражении лица, звучании голоса, интонации. Чтобы составить верное представление о человеке, необходимо, во-первых, уметь наблюдать, во-вторых, - исключить возможные ошибки восприятия.
  2. Развитие навыка анализа и прогнозирования поведения партнеров. В процессе взаимодействия люди выдают большое количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов. Поэтому важно точно анализировать сигналы и понимать их. В ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность не только в самом процессе беседы, но и активно готовится и планирует его с учетом индивидуальных особенностей своего оппонента.
  3. Обучение навыкам эффективного общения: навыки распознавать манипуляции и противостоять им, навыки эффективной передачи информации, навыки успешного поведения в проблемных ситуациях, навыки установления контакта, навыки активного слушания.

В ходе одного из занятий рассматриваются правила успешной коммуникации:

  1. Использовать в речи грамотные, понятные, негромоздкие по конструкции предложения.
  2. Использовать короткие предложения (8-15 слов).
  3. Голос – самый сильный инструмент убеждения. Речь не должна быть монотонной.
  4. Паузы в речи усиливают внимание, успокаивают, подчеркивают сказанное.
  5. Чаще использовать в речи глаголы, а не существительные.
  6. Использовать активную, а не пассивную форму глагола.
  7. Не использовать безличные формулировки.

М.И. Ханин предлагает курс занятий по культуре речи. В каждое занятие включены лекция, контрольные вопросы к ней и рекомендации по практическому применению знаний. Лекции построены в форме конкретных практических советов, которые помогут человеку уверенно чувствовать себя на трибуне, в лекционной аудитории, в процессе изложения своих мыслей и в полемике. С помощью занятий приобретаются навыки:

  • убедительно отстаивать свое мнение, выступать с подготовленными докладами;
  • импровизировать на какую-либо тему;
  • активно включаться в деловую беседу;
  • освобождение от «сорных слов».

Практические упражнения включают: дыхательные упражнения, упражнения для губ и языка, дикционные упражнения, упражнения на интонирование, мимический тренинг [6].

Речевые навыки очень важны в деловом общении. Ю. Суховершина предлагает тренинг делового общения. Его цель – повышение коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности.

Основные задачи:

  1. Обучение:
    • анализу и планированию делового общения;
    • навыкам установления делового контакта;
    • навыкам выявления барьеров и «помощников» в деловом общении;
    • навыкам приемов активного слушания.
  2. Формирование:
    • навыков риторики (ораторского искусства);
    • навыков аргументирования и воздействия на другого;
  3. Развитие:
    • навыка коррекции эмоционального состояния партнера;
    • навыка принятия решения и завершение общения [4].

В книге В. Сергеечевой «Как говорить убедительно» рассматривается тактика, техника, приемы убеждающего воздействия, основные методы построения аргументирования [3].

Большинство программ активной социально-психологической подготовки направлены как на изменение социально-перцептивной сферы, личностных качеств и свойств, так и на развитие навыков и умений общаться.

Таким образом, речь, как специфически человеческий вид деятельности, необходима для общения и в личной жизни, и в ходе профессиональной деятельности. Умение общаться, в том числе и с помощью речи, важно для человека, чтобы эффективно жить и реализовывать себя. Если умения и навыки речевого общения не удалось полностью сформировать в школьном возрасте, есть возможность развить их и в старшем возрасте. Основное условие – желание человека научиться общаться.

Заключение.

1. Каждый человек уникален и неповторим, но полноценной личностью он может стать только в обществе, взаимодействуя с помощью различных средств общения с окружающими. Оптимальная организация общения создает условия для мобилизации созидательной активности личности, роста ее самосознания для борьбы с неадекватными мотивами и установками, для преобразования динамических смысловых структур личности.

2. Одним из основных, специфически человеческим средством общения является речь, прошедшая длительный процесс филогенетического развития. В настоящее время существует большое количество теорий, пытающихся объяснить возникновение и развитие речи. Основной вопрос – является ли человеческая речь врожденной или она формируется в процессе развития человека. Анализ литературных источников показал, что однозначного ответа на этот вопрос не существует.

3. Исследователи выделяют разные виды речи (устная – письменная, внешняя – внутренняя, кинетическая). Каждый играет важнейшую роль в жизни и деятельности человека. Помимо коммуникативной функции, различные виды речи являются также средством выражения, образования и развития мыслей.

4. Речь проходит определенные этапы развития в онтогенезе. Усваивая язык, человек овладевает операциями мышления. Первый социальный опыт человек приобретает очень рано. Ребёнок, едва появившись на свет, уже вступает в контакт с окружающими людьми, и эти отношения со временем все более усложняются и преобразуются. Способность к общению совершенствуется в процессе приобретения жизненного опыта, контакта с другими людьми.

5. Различные сферы жизнедеятельности человека предъявляют определенные требования к его речевым навыкам. Недостатки развития коммуникативной сферы оказывают влияние на становление личности в целом. Развитие речевых умений является эффективным средством профилактики отклонений в формировании личности. Одним из способов преодоления недостатков развития коммуникативной функции речи (ее совершенствования) являются групповые формы работы, применяемые на различных возрастных этапах. Современная психологическая практика предлагает различные программы, позволяющие развить речевые навыки, необходимые для эффективного общения в различных сферах деятельности человека.

Литература:

  1. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2006. – 160с.
  2. Джонсон Д.У. Тренинг общения и развития. – М.: Прогресс, 2000. – 247с.
  3. Сергеечева В. Как говорить убедительно: Стратегия и тактика общения. СПб: Питер, 2002. – 221с.
  4. Суховершина Ю.В. Тренинг делового (профессионального) общения. – М.: Академический проект, Трикста, 2006. – 126с.
  5. Суховершина Ю.В., Тихомирова Е.П., Скоромная Ю.Е. Тренинг коммуникативной компетенции. – М.: Академический Проект; Трикста, 2006. – 112 с.
  6. Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. – СПб.: Паритет, 2002. – 188с.