Возраст детей – 6 лет.
Цель: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенними изменениями в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой – цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формулируя выводы. Совершенствовать экологические знания.
Оборудование и материалы:
Картина “Смешанный лес”, ковролин, картинки растений, животных, телевизор, CD-диск “Планета Земля” (“Сезонные леса”) ВВС, краски, кисти, листы бумаги А-4, мольберты.
Занятие интегрированное.
Заключительная часть – изобразительная деятельность детей.
Место проведения – групповое помещение.
Ход занятия
Воспитатель:
“Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало.
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.”
О чем написано, ребята, в этом прекрасном стихотворении русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?
Дети: О весне.
Воспитатель: Правильно, о весне. Оно так и называется “Весна”. А у нас наступила весна? Какой сейчас идет месяц?
Дети: Весна наступила, у нас сейчас месяц апрель.
Воспитатель: И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?
Дети: Снег потемнел, стал рыхлым, зернистым. День становится длиннее, ночь короче. Солнце греет теплее, часто дуют теплые южные ветра. Небо синее с кучевыми облаками. На реках трескается лед, начинается ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки. Воробьи весело чирикают, уже прилетели грачи, скворцы, зяблики.
Воспитатель: Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы. Наши растения тоже заметили приход весны.
Дети: Наши растения стали лучше расти, у них появились новые побеги, многие растения расцвели: герань, роза бенгальская, кислица, бегония.
Воспитатель: А почему же на улице нет еще цветущих растений?
Дети: Не хватает солнца, воды, тепла.
Воспитатель: Да на улице пока не хватает тепла. А как мы ухаживаем за своими растениями в уголке природы?
Дети: Мы поливаем, рыхлим почву, опрыскиваем наши растения, подкармливаем удобрениями.
Воспитатель: А если мы не будем делать это, что случится с нашими растениями?
Дети: Все завянет и погибнет.
Воспитатель: Все, что растет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, поэтому мы должны ухаживать за нашими питомцами, заботиться о них. А в природе дождь, солнце, ветер сами кормят растения и животных. Послушайте загадку: “Весной веселеет, летом – холодеет, осенью питает, зимой согревает”. Что это?
Дети: Лес.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: Весной в лесу радостно, деревья распускаются, летом – прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.
Воспитатель: Вы хотите попасть в настоящий лес.
Дети: Да.
Воспитатель: Но сначала мы поиграем. Игра называется “Елочка”.
Речь с движением “Елочка”.
Елочка в лесу жила Потихонечку росла. |
Дети сидят на корточках, встают на ноги, поднимают руки и опускают их через стороны вниз. |
Просыпалась по утрам, Улыбалась воробьям. |
Потягиваются и улыбаются. |
Стряхивала снег с макушки, Играла в шишки – погремушки. |
Имитируют движение. Имитируют движение. |
Ветер с елочкой играл, Дул тихонечко и качал. |
Произносят текст, дуют, не поднимая плеч и не
раздувая щек. Покачиваются из стороны в сторону. |
Солнце на нее светило, Нежно ветви золотило. |
Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх. |
Птицы в гости прилетели, Семена ее клевали. |
Машут руками. Наклоняют голову. |
Зайцы в гости прискакали, И под елкой крепко спали. |
Изображают зайцев. Присаживаются, кладут ладони под щеку, закрывают глаза. |
Воспитатель: А теперь мы подойдем к картине, закроем глаза и превратимся в маленьких волшебников, переступим через край картины, и вот мы уже в лесу. Что мы видим?
Дети: Здесь много разных деревьев. Вот береза, ель, рябина, ольха, липа. Под деревьями растут травы, колокольчики, ромашки, клевер. А еще в лесу растут кустарники и грибы.
Воспитатель: Вы правильно назвали, в лесу много разных растений, есть и вот такие крошечные растения, это – мох, а на старых деревьях могут поселиться лишайники. Но без чего не могут расти все растения?
Дети: Без тепла и воды, а еще без почвы.
Воспитатель: А почему без почвы не могут расти растения?
Дети: Потому, что в почве находятся корни растений, а по корневым волоскам поступает питание: растворимые минеральные соли и органические вещества.
Воспитатель: Значит, мы с вами выяснили, что для того, чтобы рос лес, нужны солнце, вода, почва. Без солнца не будет жизни на Земле, поэтому солнце мы поставим на вершину пирамиды, а почву с влагой чуть ниже.
Воспитатель: Что еще мы должны установить на нашей экологической пирамиде?
Дети: Растения – деревья, кустарники, травы, мхи, грибы.
Воспитатель: Это уже лес?
Дети: Нет, это только растения.
Воспитатель: Прислушайтесь, что за голоса здесь раздаются? Присмотритесь, кто здесь летает, ползает?
Дети: Это поют птицы, летают бабочки, ползают жуки, муравьи.
Воспитатель: Правильно. Лес без животных, это не лес. В лесу много лесных жителей, и все живут своей жизнью, заняты своими делами, и все нужны друг другу. Для чего нужны насекомые, птицы, звери, растения друг другу? Почему они не могут существовать друг без друга?
Дети: Насекомые опыляют растения, и у растений потом образуются семена, плоды. А насекомые питаются нектаром цветов, листьями растений. Птицы тоже питаются семенами и плодами растений.
Воспитатель: Все правильно. Птицы питаются еще насекомыми, и если бы они питались только растительной пищей, то насекомых расплодилось столько, что они съели бы все растения. А кто еще живет в лесу?
Дети: В лесу живут звери, лягушки, жабы, змеи, ужи и много еще других животных. Многие звери питаются растениями, это травоядные звери (зайцы, лоси, олени). Другие животные питаются менее мелкими животными, а останки животных перерабатываются микроорганизмами в почве, так растения получают из почвы органические удобрения, без которых они не могут расти.
Воспитатель: И все они нужны друг другу. Дополним нашу пирамиду этими животными. А всем животным нужны растения, потому что при фотосинтезе растения выделяют кислород, который необходим для дыхания, а для того чтобы происходил процесс фотосинтеза нужен солнечный свет. Таким образом, из нашей пирамиды жизни мы ничего не можем убрать, если что-то уберем, разрушится жизнь на Земле. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. Дом для человека чаще всего это четыре стены и крыша, для зверя – лес, поле, горы, для рыб – моря, озера, реки. Значит, у всего живого как бы свой дом, а для всех вместе – это, конечно, наша планета – Земля. Многое зависит от человека, природа наделила его разумом, человек должен быть мудрым и должен понимать, что он не “царь природы”, а часть природы.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит –
Большой, как дом, на волнах спит.Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой.Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.И надо постараться
Нам с этим не расстаться.
А теперь мы посмотрим фильм про лес. А потом нарисуем наш лес, в котором мы гуляем.