Тема урока: "Тропинками деда Кежмаря"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Закрепить знания о безопасности на прогулке. Помочь увидеть, какие опасности могут поджидать детей во время прогулки в лес. Дать краткие сведения о родном городе.
  • Развивать познавательные интересы, устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе и бережное к ней отношение, стремление заботиться о ней и беречь ее.
  • Побудить интерес к истории Кодинска. Воспитывать у детей любовь к родному городу, экологическую культуру.

Оборудование:

Группа оформлена в виде лесной поляны, с деревцами, пеньками, лесными животными. Иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц, характерных признаков весны, диких животных приангарской местности; несъедобных грибов и ядовитых ягод, первоцветов, лекарственных трав. Запрещающие природные знаки. Мед в вазочке, салфетки. Плоскостное изображение солнца. Морс из брусники. Костюм Незнайки и деда Кежмаря (взрослые). Аудиозаписи «Голоса птиц» из серии «Волшебные голоса природы» и «В лесу».

Ход занятия

Раздается оханье, кряхтение.

– Это что за непорядок в моем Кежемском царстве Приангарском государстве? Прилег я, значит, вздремнуть в дупле столетнего кедра под тихое пение птиц да под шум ангарских сосен. И всего-то поспал каких-то там три десятка лет. А тут вы расшумелись, спать не даете. Кто нарушает покой в моем лесу?

Воспитатель: Извините, а вы – кто такой будете?

– Как и раньше, как и встарь,
Все зовут меня «Кежмарь».
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Воспитатель: А увидеть-то вас можно?

– Так и быть, покажусь, хотя я не очень-то люблю людям на глаза попадаться.

Появляется дед Кежмарь.

– Здравствуйте!
Ой, а это что за дом такой,
И просторный, и большой?
А окошек-то не счесть,
Здесь игрушки, дети есть.
Сейчас к окошку подойду,
Ель знакомую найду,
Поздороваюсь с друзьями –
С белкой, с зайцем, с соболями…
Ой! А где ж любимый лес?
Был он тут! Куда исчез?
Это – что за чудеса
Возвелися в небеса?
Где же кедры, сосны, ели?
То ли вьюги да метели
Их снегами замели?
То ли долго я проспал?
Толь не в свой я лес попал?

Воспитатель: Не волнуйся ты так, Кежмарь. И спал-то ты всего 30 лет. И лес твой – рядом растет. А находишься ты в городе Кодинске, который начал строиться как раз на территории  твоего лесного государства. Пришли сюда 30 лет назад молодые парни и девчата (по секрету тебе скажу, что это были бабушки и дедушки вот этих самых ребят, что стоят сейчас перед тобой) и стали возводить 5-ти и 9-ти этажные дома, общежития, магазины, школы, аптеки, библиотеки, почту, музей, православную церковь. А наш детский сад «Солнышко» самым первым из 4-х  городских детсадов построили.

Чтобы для тебя было удобнее с городом знакомиться, мы его сфотографировали. Нравится? А дети расскажут, какие имена носят улицы города. (Имена людей, посвятивших свою жизнь строительству гидроэлектростанции. В честь них названы в городе улицы Бориса Гайнулина, Олега Колесниченко, первого начальника нашей ГЭС – Б. Михайлова, есть ул. Гидростроителей). Еще строители, вырубив вековые ели и кедры, построили в молодом городе проспект и назвали его в свою честь – проспектом Ленинского комсомола. Не забыли они и воина – героя ангарца, погибшего в годы Великой Отечественной войны. Н.Е. Усенко. Одна из улиц носит его имя.

(Рассматриваем фото (Приложение 3) По ходу рассматривания, комментируем). А в «Лукоморье», например, встречаются улицы «Очарования», «Светлая», «Сиреневая», переулки «Жарков» и «Соболиный». В районе  «Бар городка» можно прогуляться по улицам Дождя, Оранжевой, Романтиков и зайти в Грибной и Кедровый переулки.

(Дед Кежмарь рассматривает герб города.)

Дед Кежмарь: А это что еще за чудо?

Воспитатель: Об этом символе пусть тебе дети расскажут…  (Приложение 1)

Дед Кежмарь: Хорошо-то тут у вас. Только для меня мой лес роднее и дороже. Домой я в лес хочу. Заждались там меня, наверное.

Воспитатель: Ой, дедушка! А наши дети тоже в лес хотят погулять, отдохнуть, природой полюбоваться!

Дед Кежмарь: Знаю я, как вы гуляете. Муравейники разоряете, цветы топчите, насекомых и зверей обижаете. Не пущу вас в лес!

Воспитатель: Дедушка, наши дети лес любят. Среди них ты найдешь себе помощников. Наши дети любят природу, умеют ухаживать за растениями и животными. И даже «Лесные правила» знают.

Послушай:

Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверюшки,
Убегут с лесной опушки,
Ветки ели не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать!
Из рогатки не стрелять,
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу – всего лишь гость.
Здесь хозяин – ель и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Помоги лесным зверюшкам,
Приготовь для них кормушки.
И тогда любой зверек –
Будь то соболь иль хорек,
Еж лесной, речная рыба –
Скажет: «Ты – мой друг. Спасибо!»

Дед Кежмарь: Ну, коли так, добро пожаловать в мои лесные владения. А по дороге я хочу задать вам вопрос, он в стихах:

Если снег повсюду тает,
День становится длинней,
Если все зазеленело,
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…? (Весна)

Воспитатель: Смотрите, а в лесном доме Кежмаря еще снег лежит, но солнце пригревает ласковее, теплее. С утра – капель, а ночью – сосульки, как ожерелье, мороз на кусты повесит. Небо с каждым днем голубеет. Все ждут весну: и звери, и птицы.

Воспитатель: Споем дедушке. Помогайте …(«Плачут капельки – горошинки. И на солнечной проталинке, протянул ладоши к солнышку голубой цветочек маленький» и т.д.)  (Идем к лесу, а там под кустом лежит Незнайка (взрослый персонаж). Рядом с ним – транзистор, вокруг сорванные цветы, мусор).

Воспитатель: Ну вот, рассказывали же мне, что в лес приходят не только добрые и хорошие люди. Приходят и такие, которые устраивают шум, гам! Все звери разбегаются кто куда, прячутся в норы. Вот и сейчас, смотрите, кто-то нарушает покой леса. Это – скорее, недруг, чем друг. Прячьтесь, ребята!

Незнайка: Почему это я недруг? Еще какой друг! Я люблю в лесу гулять, на полянку прибегу, под кусточком полежу, веточку сломаю, птиц перепугаю.

Воспитатель: Постой, не шуми! Итак от тебя покоя в лесу нет. Ты кто такой?

Незнайка: Я – Незнайка. Так все меня зовут.

Воспитатель: Так, обычно, называют того, кто ничего не знает, и ничему хорошему научиться не хочет, бездельничает.

Незнайка: Ничего себе бездельник! Я все время стараюсь всем помогать. Правда, меня же за мою помощь и отчитывают. Вот бабушка, например, отругала за то, что я в лесу целый воз ягод набрал. А разве это плохо?

Воспитатель: А ты вспомни, какие ягоды ты оборвал. Черемуху, рябину, шиповник… Вкусные, полезные ягоды, но ведь ты на кустах все веточки переломал, ни одной ягоды птицам не оставил. А ведь им зимовать, и помощи ждать неоткуда. Если б ты тогда те рябинки не обломал, они были бы сейчас такие же кудрявые, как на этой поляне.

Незнайка: Ладно, не буду больше деревья ломать, да и с птицами, белками дружить стану. Ну а как, например, дружить с пчелами? Они же кусачие! Меня летом пчела так укусила, что глаз заплыл, щека раздулась!

Воспитатель: А зачем ты к пчелам в друзья набивался? Достаточно не мешать им, не волновать их, в улей не лезть и пчелы тогда порадуют нас сладким медком. А вот укушенное место расцарапывать нельзя, его зеленкой помазать надо. А к опухшей щеке – холод приложить. И если жало осталось в ранке, надо его за кончик вытащить.

Спасибо вам, пчелки, за ароматный и целебный мед! (Даю детям понюхать).

Незнайка: А можно и мне попробовать, какой он на вкус? (слизывает мед с пальца, вытирает рот салфеткой, которую бросает на пол).

И вправду, очень вкусно!

Воспитатель: Дети, что Незнайка сделал неправильно? Сейчас – весна, затем – лето. Многие придут в лес отдыхать. Давайте напомним Незнайке как вести себя в лесу. Конечно же, нельзя оставлять мусор в лесу. Особенно стекло, банки… Вы, играя в лесу, можете пораниться, да и звери – убегая, могут не заметить, и тоже – причинить себе не один вред. А еще – может возникнуть в лесу пожар. Причиной пожара чаще всего бывает неосторожное поведение людей в лесу: то окурок бросят, то костер разведут, а то и осколок от бутылки оставят. Если на такой осколок падает луч солнца, то может произойти самовозгорание, а результат один – сгорает лес, потому что всякое дерево легко горит. А это большое несчастье для всех его обитателей – зверей, птиц, растений, грибов.

Незнайка: Этого нельзя, того нельзя. Не рви, не ломай… А что же можно? Играть-то хоть в лесу можно?

– Можно, но только осторожно.

Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо».

– В лесу – свежий воздух, там прохладно, красиво. В лесу хорошо отдыхать, слушать пение птиц, собирать ягоды, грибы.

Незнайка: А, может быть, в лесу плохо? (Ответы детей)

Можно поцарапаться о ветки деревьев. Можно заблудиться, испугаться, встретить змею, может укусить клещ. Можно споткнуться о корни старых деревьев, упасть, удариться.

Незнайка: Так надо ли тогда ходить вообще в лес?

(Надо, но не одним, а со взрослым.

Не отставать, быть осторожными. А если отстал от взрослых, не беги, куда глаза глядят, оставайся на месте и время от времени зови их).

Незнайка: Вот вспоминаю я опять лето, бабушку. Она, как и я, в лес ходила, грибы тоже рвала. Много, иногда, по целому ведру.

Воспитатель: Она грибы не срывала, а срезала осторожно, аккуратно, чтобы не повредить корешки – грибницу. Да и брала она не все подряд, а только съедобные грибы. Дети, подскажите Незнайке, какие съедобные грибы надо брать. (Ответы детей)

Воспитатель: А ты грибы срывал. И многие топтал ногами.

Незнайка: Так я только ядовитые мухоморы сбивал.

Воспитатель: Это для людей мухомор – ядовит. А лоси, например, с удовольствием едят мухоморы, и даже ими лечатся. И вообще, грибы – даже ядовитые, помогают жить деревьям (питают их корни) и животным. А вот тебе, Незнайка, так же, как и детям, в руки не стоит брать ядовитые грибы.

Давай, Незнайка, проверим, хорошо ли дети знают грибы!

Загадки

1. Он в лесу стоял,
Никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)

2. Очень бледная на вид,
Яд опаснейший таит. (Бледная поганка)

3. Грибы похожи на опят,
Но спрятан в них опасный яд. (Ложные опята)

4. Гриб красен,
Да для здоровья опасен. (Мухомор)

Воспитатель: Ну, Незнайка, запомнил какие съедобные грибы надо собирать? Теперь-то возьмешь этот красивый, красный гриб в крапинку?

Незнайка: Нет, ни за что! Я там на полянке видел на цветоножке среди листиков одну – единственную ягодку. Очень крупную. Почти черную. Вот пойду лучше такие ягоды собирать!

Воспитатель: Да что ты, Незнайка! Это же очень ядовитая ягода. И зовется она «Вороний глаз».

Дети, подскажите, еще какие ягоды нельзя рвать (Волчье лыко. Эти ягоды еще называют «волчьими». Они  красивые, красные. Но очень ядовитые. И корни, и цветы. А чтобы ты лучше запомнил об этой опасности, ребята тебе знак покажут.) Дети, скажите Незнайке, какие ягоды можно собирать в лесу.

Воспитатель: Ребята, надо научить Незнайку правилам поведения в лесу. (Дети находят рисунки с графическим изображением правил, чего нельзя делать в лесу. Рассказывают, показывают Незнайке, который объясняет их по-своему: ну вот же рогатка нарисована. Значит, надо идти в лес и стрелять из нее по воробьям… (Дети дают правильные ответы).

Дед Кежмарь: Ну, молодцы! Очень вы мне, ребята, понравились. Долго вас помнить буду. А если бы еще вы мне свои портреты нарисовали и подарили – совсем здорово было бы! Повесил бы их у себя в избушке, смотрел бы на них, вас вспоминал.

Нарисуете?

Воспитатель: Подойди сюда, Незнайка,
Наш указ воспринимай.
Много бед ты натворил:
Муравейник разорил,
Поломал в лесу кусты,
На поляне рвал цветы!
Бабочке крыло сломал,
А ведь ты уже не мал!
Мы не пустим тебя в лес.
Уходи из этих мест!

(Незнайка в пакет собирает мусор, который оставил на поляне. Цветы собирает в букет, вручает любой девочке)

Незнайка: Да понял я все, понял. Придется идти к Проспихинскому ручью и просить у зайца прощения (я ему вчера на хвост наступил). Да еще по сороке из рогатки стрелял… Пойду исправлять свои ошибки… (уходит)

Воспитатель: Давайте еще раз проверим, как вы запомнили правила поведения в лесу. Если то, что я скажу – верно, то хлопайте в ладоши. Если я ошиблась – топайте:

  1. Ветки не ломайте, листья зря не рвите.
  2. Шумите, кричите, аукайте. Громкой песней лес баюкайте.
  3. Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей.
  4. Чтоб узнать лесные тайны – постарайтесь не шуметь.
  5. Все  животные и растения нужны лесу.
  6. В лес возьми с собой топор: сможешь там разжечь костер.
  7. Мусор в лесу не бросай, все за собой убирай.

Молодцы, хорошо знаете правила поведения в лесу. А Алина предлагает послушать ее стихотворение:

Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению. Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду обучают нас труду.
Учит солнце доброте,
И при всей огромности обучает скромности.
Отражение в воде учит нас правдивости.
У природы круглый год обучаться нужно
Нас деревья всех пород –
Весь большой лесной народ –
Учит крепкой дружбе!

Воспитатель: Теперь-то уж точно в Кежемское царство Приангарское государство  Весна – красна придет.

Замер лес в прозрачной дымке,
На деревьях тают льдинки.
С веток падает капель,
И слышна синицы трель
И воздух чист, и даль ясна!
Поет природа, оживая.
Да, ты – волшебница, Весна!
Теперь мы точно это знаем.

И солнце светит все ярче и ярче и роняет свои теплые лучи на весеннюю Землю. И падают теплые солнечные лучики, разбиваясь на мелкие осколки, на лес, на поле, на Ангару.… Смотрите, да вот же они! Целый туесок насобирал нам Кежмарь и оставил у березки. Говорят, что целебные они: силы и Здоровья придают. Угощайтесь! (угощает желтыми прозрачными леденцами…)  (Фото с занятия см. Приложение 2).