Исследовательский проект "Нужна ли телу гигиена?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Одной из главных проблем дошкольного воспитания  на сегодняшний день является укрепление здоровья детей. Наши мамы и воспитатели часто повторяют: «Не забывайте мыть руки, ведь чистые руки – это залог здоровья всего организма», но многие дети в нашей группе забывают это делать или просто не хотят. И мы решили выяснить, что грозит нашим друзьям, если они не будут соблюдать правила гигиены и что нужно делать, чтобы быть здоровыми.

Цель: Изучение способов сохранения здоровой кожи и выяснение правил ухода за ней.

Задачи:

  • Выяснить путем наблюдения, моют ли дети нашей группы руки, используют  ли мыло, правильно ли пользуются полотенцем, следят ли за чистотой одежды.
  • Изучить строение и значение кожи. Выяснить причину болезни кожи и правила ухода за ней.
  • Провести эксперименты по изучению влияния воды и грязи на кожу.
  • Составить памятку «Правила ухода за кожей».

Предположение: Возможно, если не соблюдать правила гигиены, то организм ослабнет и можно заболеть.

Объект, предмет и база исследования

  • Объект исследования: человек.
  • Предмет исследования: кожа.
  • Участники исследования: дети старшей группы детского сада «Солнышко», воспитатель, медсестра, родители. Приложение 1.

Методы исследования: Социологическое исследование: наблюдение, анализ; сбор  информации из книг, журналов, газет, сети Интернет; беседа с  медицинской сестрой, воспитателями, родителями, детьми старшей группы; эксперимент.

Результаты исследования

Изучение строения и значения кожи. Выяснение причины болезни кожи и правил ухода за ней.

Кожа – это самый большой орган тела человека.

Кожа покрыта волосками и порами (углублениями). Через поры в организм поступает воздух, который так необходим каждой клеточке. Так же через поры выделяется пот. Наша кожа, как пирог состоит из нескольких слоев. Первый слой – тонкий наружный – эпидермис. Второй слой – внутренний – собственно кожа. Во внутреннем слое находятся кровеносные сосуды, сальные и потовые железы, волосяные сумки. Наружный слой наиболее развит на ладонях и подошве. Кожа надежно предохраняет внутренние органы от повреждений, она не пропускает воду, бережет нас от жары и холода, не даст перегреваться внутренним органам, защищает нас от вредоносных микроорганизмов. Приложение 3.

Многие  врачи, педагоги, родители обеспокоены тем, что растет количество детей, болеющих аллергией. Нежная детская кожа чутко реагирует на любое негативное воздействие. Яркая реклама, изобилие красочных сладостей с искусственными добавками вызывают  желание есть их, что плохо влияет на состояние кожи, вызывает аллергию. Дети отказываются от натуральных продуктов.

Некоторые не любят умываться, боятся пользоваться мылом, а многие делают это не так как нужно. Как же правильно научить детей заботиться о своем здоровье и, в частности, ухаживать за кожными покровами?

Чтобы кожа была здоровой необходимо соблюдать правила личной гигиены, соблюдать режим дня, придерживаться правильного питания.

Характеристика исследуемой группы детей.

Все наше исследование мы проводили в старшей группе детского сада. В группе на момент исследования было 15 детей: 9 мальчиков и 6 девочек. Средний возраст детей на момент обследования от 5 до 6 лет. Приложение 2.

Наш эксперимент

Для того чтобы понять, как влияют вода и грязь на кожу, нами был разработан план эксперимента.

План эксперимента:

  1. Разработка сюжета. Предварительная подготовка к проведению эксперимента.
  2. Проведение опыта по влиянию воды на кожу.
  3. Проведение опыта по влиянию грязной воды на кожу.

Для проведения эксперимента мы взяли материал похожий по своему строению на кожу – это ткань пропитанная жиром. Ткань мы рассмотрели под лупой и отметили, что она похожа на верхний слой кожи – эпидермис.

Технологическая карта эксперимента позволяет четко отследить время и место проведения эксперимента, описание эксперимента, действия экспериментатора и воспитателей, а так же результат эксперимента. Приложение 4.

В результате проведенных экспериментов мы заметили:

Во время эксперимента 13 марта мы пропускали воду через пропитанную жиром ткань и отметили, что вода через ткань не проходит. Но ткань  стала мокрой. Через два дня 15 марта ткань стала сухой (№1). Все получаемые данные мы зарисовывали в карте наблюдений. Приложение 5.

Во втором эксперименте мы пропускали  грязную воду через пропитанную жиром ткань и заметили, что грязь осталась на ткани. Через два дня 15 марта ткань стала сухой, но грязь не исчезла.(№2). Приложение 6.

В процессе работы были выявлены следующие закономерности:

  1. Кожа не пропускает воду. Но становится влажной.
  2. На коже собирается грязь, и при высыхании грязь не исчезает.

Так как по строению пропитанная ткань близка к коже, мы делаем вывод, что все выявленные в ходе эксперимента закономерности применимы и к коже.

Организация наблюдения.

Далее перед нами встала задача выяснить, как сделать так, чтобы наша кожа  была здоровой. Одно из главных условий – это, конечно же, нужно регулярно мыть руки с моющими средствами, именно они помогает уменьшить количество микробов и очистить кожу от грязи. Но как часто надо мыть руки и как правильно это делать? Мы решили провести наблюдение и пригласить в помощь знающего человека – медицинскую сестру.

Наши наблюдения состояли из двух частей:

1. Выясняли, как часто моют руки дети нашей группы, пользуются   мылом или нет, правильно ли вытираются полотенцем.

В течение недели мы были помощниками Мойдодыра и наблюдали, как наши товарищи мыли руки, все ли использовали  мыло, правильно ли вытирались полотенцем.

2. Выясняли, как ребята следят за чистотой одежды.

Мы наблюдали за аккуратностью в одежде одногруппников. Результаты наблюдений заносили в экран чистоты. Приложение 7.

Результат наблюдений.

В результате первого наблюдения мы увидели, что все дети намыливают руки и тщательно промывают их водой. Но заметили, что большинство детей неправильно вытираются полотенцем.

В результате второго наблюдения на экране чистоты видно, что в начале недели 5 детей из 14 не следили за аккуратностью и чистотой в одежде.

После проведенных наблюдений и обработки, полученных данных мы решили обратиться к медицинской сестре и выяснить, что нужно делать, чтобы кожа была здоровой.

Для этого мы пригласили к нам в группу медицинскую сестру Гусева Светлану Александровну. Она рассказала нам о значении соблюдения правил гигиены, о полезных продуктах и  как важно это для нашего  здоровья. Приложение 8.

Познавательная деятельность

Много полезной информации нам принесла занимательная деятельность в детском саду «Уроки Мойдодыра».На уроках  Мойдодыра мы узнали о строении кожи и для чего она нужна. (Приложение 9) На развлечение с доктором Айболитом  «День здоровья», которое провела воспитатель Грузская Татьяна Владимировна, мы играли в различные игры, делали зарядку, пальчиковую гимнастику, танцевали.

Провели опыты: «Легкое пощипывание кожи»; «Поглаживание»; «Определение температуры воды в стакане»; «Рассматривали кожу с помощью  лупы». Приложение 10. 

Организовывались игры с детьми: «Одежда по сезону», «Предметы индивидуального пользования», «На приеме у врача»; «Узнай на ощупь, по запаху», «Как умываются разные животные?».Приложение 11.

Читали художественную литературу: «Мойдодыр» К.И.Чуковского, «Письмо ко всем детям по одному очень важному вопросу» Ю.Тувима, «Девочка чумазая» А.Барто; загадки о предметах гигиены, заучивали пословицы и поговорки о чистоте. Приложение 17.

Ходили на экскурсию  в магазин – «Мыло разное бывает». Приложение 12.

По итогам проведенных мероприятий мы составили памятку «Правила ухода за кожей», которую раздали всем семьям нашей группы. Приложение 13.

Составили совместно с детьми группы и воспитателем коллаж: «Одежда по сезонам». (Приложение 14), плакат-рекламу: «Поможем Девочке Чумазой» (предметы гигиены). Приложение 15.

Подготовили совместно с воспитателем и медсестрой памятки – рекомендации для родителей: «От качества одежды зависит здоровье вашего ребенка», «Уход за одеждой ребенка», «Солнце – польза и вред». Приложение 16.

Вывод

Можно сказать, что ранее выдвинутое нами предположение  подтвердилось. Дети поняли, что  если не соблюдать правила гигиены, то можно заразиться и заболеть. Все дети в процессе умывания пользуются мылом, полотенцем, следят за аккуратностью в одежде. Приложение 6.

Литература:

  1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». – М.: Элизе Трейдинг, ЦГЛ, 2004г.
  2. Сизова Н.О. «Валеология». – СПб: «Паритет», 2008г.
  3. Е.А.Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет»,
  4. «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах» Творческий центр Москва 2008г,  Банникова Л.П.
  5. «Программа оздоровления детей в ДОУ», Шорыгина Т.А.
  6. «Беседы о здоровье». Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», – М.: Мозаика-Синтез, 2008г.