Система контроля универсальных учебных действий как основа повышения качества образования на уроках русского языка и литературы

Разделы: Общепедагогические технологии


Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

  • диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
  • учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
  • определение итоговых результатов обучения на разном уровне.

Контроль имеет важное образовательное и развивающее значение. Психолого-педагогические функции контроля состоят в выявлении недостатков в работе учащихся, установлении их характера и причин с целью устранения этих недостатков. Учителю важно иметь информацию как об усвоении учеников знаний, так и о том, каким путем они добыты. Контроль выполняет так же большую воспитательную роль в процессе обучения. Он способствует повышению ответственности за выполняемую работу не только учащегося, но и учителя, приучению школьников к систематическому труду и аккуратности в выполнении учебных заданий. Правильно организованный контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

Основная наша задача в оценочной деятельности все больше обращать учащихся на совершенствование их учебной деятельности, на углубление и усиление мотивов познания; закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развития в них самостоятельность, чувство свободного выбора. Каждый ученик по-своему реагирует на то, что ему удается в учебе и что не удается, по-своему воспринимает оценку своего учебного труда. Угроза плохой оценки и связанные с ней неприятности дома угнетают слабых учеников, убивая у них жизнерадостность. Школа становится для учащегося источником почти исключительно неприятным переживанием. Таким образом, учительская оценка захватывает целый ряд психологических пластов различной глубины, начиная с поверхностных, вроде сиюминутных эмоциональных переживаний, и вплоть до глубоких и действующих отсрочек во времени, влияние на черты личности, изменение социально-психологического положения. Использование, стимулирующий функции оценки – мощное средство в руках учителя, с помощью которого можно добиться очень многого.

Сегодня неоспорим факт, что русский язык и литература – это те немногие  предметы школьной программы, результаты обучения которым остаются с каждым человеком на всю жизнь. Поэтому так велика ответственность учителя за универсальные учебные действия, полученные в ходе совместной работы учителя и ученика по освоению всего богатства национального языка.

Но в настоящее время ситуация такова: у большинства учащихся отсутствует мотивация обучения. В подтверждение приведу результаты тестирования, проведенные школьным психологом в 7-м гимназическом классе. Из 29 подростков, принявших участие в опросе, всего шестеро учатся для того, чтобы знания дали возможность определить дальнейшую судьбу. Поэтому заканчивая очередной учебный год, делаю глубочайший итоговый анализ результатов обучения каждого ученика и в целом класса. Это позволяет к началу учебного года конкретизировать задачи обучения с учетом уровня подготовки учащихся, психологической атмосферы и т.д.

Так, по итогам учебного года результаты 7 класса по русскому языку были следующими: 9 учащихся в течение года показывали стабильно хорошие результаты, следовательно, необходимо в новом учебном году продумать систему индивидуальных заданий, дающих возможность углубить их знания. 20 учащихся допускают ошибки в словах с безударными гласными; 10 – в правописании н – нн; 7 учащихся слабо усвоили правописание приставок не-ни; двое  – не знают правописание приставок пре-при. Данные вносятся в специальную таблицу, позволяющую работать с ней  в течение учебного года. С результатами знакомлю каждого ученика и ставлю перед ним задачу за определенный срок с моей помощью или самостоятельно ликвидировать пробел. Если анализ показывает, что какой-то материал не усвоен большинством учащихся, планирую систему работы по преодолению пробела. Поэтому на каждом уроке русского языка я контролирую знания учащихся по этим разделам, реализуя метапредметные связи. Теперь, начиная работу в пятом классе, обязательно обращаю внимание на отработку, а затем и контроль знания четырех сигналов орфограмм: безударная гласная, гласная после шипящих, стечение согласных, согласная на конце слова. Следующий этап – контроль звукобуквенный, т.е. умение видеть букву и звук и различать их на письме. Особое внимание уделяется развитию умения слышать и видеть звук и букву. Например, угадайте слово [мыцъ], объясните его написание. Попутно решается задача формирования навыка монологической речи, развития логического мышления. На более позднем этапе можно предложить учащимся назвать все орфограммы в предложении (предложение читается один раз), выписать их и объяснить. Стараюсь уже в начале обучения дать учащимся алгоритм ответа:

  1. назвать часть речи данного слова;
  2. определить часть слова, в которой пропущена буква;
  3. сформулировать правило, которым воспользовался.

При проверке усвоения материала на следующем уроке ученик не просто воспроизводит правило, а строит свой ответ в соответствии с алгоритмом, т.е. доказывает, рассуждает, тем самым закрепляя условия выбора орфограммы, развивая навык связного логического высказывания на грамматическую тему.

Особое внимание уделяю опросу как средству контроля универсальных учебных действий учащихся. Как правило, три-четыре ученика вызываются к доске, получив разнообразные задания, непременно связанные с темой и целями конкретного урока. Один ученик выполняет задание по теории, второй должен показать умение применять её на практике, третье задание связано с одним из видов грамматического разбора; возможно задание по подготовке к восприятию нового материала.  Ученикам дается время для подготовки, класс же получает свое задание: это могут быть упражнения по развитию различных видов памяти, решению грамматических задач, развивающих мышление, задания творческого характера и т.п. Если, выполняя задание, ученик дает полное обоснование своих действий, его ответ может быть оценен. С интересом выполняют дети задания творческого характера. Например, при изучении темы «Роль имени прилагательного в речи» даю следующие задания: на доске записано предложение:

Загорелась зорька красная 
В небе темно-голубом, 
Полоса явилася ясная 
В своем блеске золотом. (С. Есенин)

В тексте пропущены имена прилагательные. Предлагаю ребятам восполнить пробелы. Получаем несколько вариантов. Не обсуждаем те версии, где нарушается ритм стихотворения. Равнодушным к такому творчеству не остается никто. Полученная за такую «легкую» работу оценка вызывает у учащихся желание изучать предмет дальше.

После работы с классом обращаю внимание на тех, кто готовился у доски. Чтобы привлечь внимание всех к проверке знаний товарищей, использую несколько приемов.

Любой из учащихся может задать отвечающему вопрос по содержанию задания или предложить уточнить какое-то утверждение. Ребята знают, что за интересный вопрос (а интересными считаются вопросы, ответы на которые должны быть развернутыми) можно получить высокую оценку. Здесь иногда прибегаю к такому варианту. Заранее определяю ученикам темы для вопросов и даю задание по рядам (от работы каждого ребенка зависит оценка всего ряда). Как правило, система вопросов, задаваемых учащимися тем, кто работает у доски, помогает и в случае неудовлетворительного ответа. Всегда даю ученику шанс показать свои знания, так как понимаю, что в основе неудачи могут быть самые различные причины. Предлагаю классу задать вопросы таким образом, чтобы, отвечая на них, их товарищ сумел выполнить задание. Например, семиклассник не сумел расставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом. По просьбе одноклассников, читаем предложение вслух и прислушиваемся к интонации. После этого, как правило, ребенок справляется с заданием. Но, чтобы быть уверенной в том, что тема закреплена, я прошу вспомнить, когда обособляется деепричастный оборот, от какого слова к нему можно задать вопрос.

В системе провожу зачетные уроки по важнейшим темам русского языка. На таких уроках основное внимание уделяю умениям и навыкам учащихся. Например, заканчивая изучение темы «Глагол», готовлю с учащимися специальные зачетные листы, где последовательно указано, что должны уметь ребята: выделять глаголы среди других частей речи, определять морфемы, условия выбора орфограмм, характерных для глагола, понимать значение глаголов в речи, уметь использовать глаголы в речевой практике. Готовлю специальные задания по каждому разделу. Умение выделять глаголы среди других частей речи проверяю с помощью тестирования. Среди продиктованных десяти слов: изложение, доложить, плаксивый, краснеть, дыхание, взлетать, окунаться, одухотворение, лаять, топот – предлагаю обозначить номера глаголов. С подобным заданием школьники справляются успешно: оно наиболее простое, но на первом же этапе зачета, заставляет каждого сосредоточиться, сконцентрировать внимание на выполнении задания. Следующее задание – работа со связным текстом. Из него надо выписать глаголы.

Морфемный состав выделенных глаголов позволяет направить внимание на решение орфографических задач: правописание чередующихся гласных в корне, безударных гласных в личных окончаниях глаголов;  -тся-, -ться – в глаголах. Следующее задание направлено на проверку и закрепление умения выбирать орфограмму – безударную гласную в корнях с чередованием. Предлагаю записать глаголы: расстелить, блистать, перетирать, вытер; подобрать к ним однокоренные глаголы, записать не менее трех своих примеров с чередованием гласной в корне. Подводим итог работы и переходим к решению следующих задач. Безударные гласные встречаются и в суффиксах глаголов. Поэтому выполняется задание: образовать от глаголов: кочую, выглядываю, плантрую, попробую, отыскиваю, обрадую, – форму инфинитива и прошедшего времени, обосновать свои действия. Как отличить суффиксы -ова-, -ева-; -ыва-, -ива – от глагольного суффикса -ва-? Как необходимо действовать при написании глаголов: преодолевать, заболевать, повелевать. Выслушав объяснение ребят, переходим к правописанию орфограмм-согласных в глаголах. Предлагаю образовать форму инфинитива от глаголов: берегу, жгу, пеку, теку, стригу. Обращаем внимание на чередование согласных и переходим к работе над орфограммой «ь» после шипящих. С правописанием «ь» после шипящих связано значительное число ошибок, поэтому знание условий выбора проверяется у всех учащихся с помощью перфокарт. В них – глаголы, существительные, краткие прилагательные.

В системе контроля знаний, умений и навыков учащихся особое место занимают диктанты, так как являются наиболее трудным видом контрольной работы. Большое внимание уделяю подготовке к диктанту. Провожу традиционные предупредительные или объяснительные упражнения. Но все чаще начинаю использовать работу по комплексному анализу текста в качестве подготовки к диктанту. Методика проведения такова: подбираю текст, читаю, поставив задачу: на слух определить трудные случаи правописания, после однократного прочтения предлагаю записать слова, словосочетания, привлекшие внимание. Ставлю условие: в случае сомнения пропускать буквы в словах. В пятых-шестых классах ребята выделяют всего от трех до десяти слов, в седьмых-восьмых – до 15. Работаем со словами, затем предлагаю учащимся проанализировать часть текста, записанную на доске, но до этого скрытую. Систематизируем слова по видам орфограмм. Предлагаю найти примеры слов, написание которых связано с пониманием содержания текста. Вторую часть текста ученики записывают под диктовку и анализируют дома. Провожу для  желающих консультацию. Приветствую, когда ученики работают над трудными случаями и графически объясняют условия выбора. Так как уровень грамотности учащихся очень разный, использую еще несколько приемов. Некоторым разрешаю положить перед собой карточку с правилами, некоторым – карточку с указанием их пробелов. Цель – помочь сосредоточиться на трудных случаях. Те, кто не получает таких «привилегий», спокойно к этому относятся, так как всегда объясняю детям причины любого своего решения.

Бесспорно, форм и методов контроля гораздо больше. Я остановилась на тех, которые наиболее эффективно помогают мне строить работу во всем комплексе проблем по обучению русскому языку. И хотя результаты не всегда радуют, главное в том, что все ребята на уроках русского языка работают, чувствуют себя психологически спокойно и, по-моему, любят эти уроки.

Сложнее с уроками литературы. Главная преграда – отсутствие у детей потребности в чтении. Отсюда все наши беды, отсюда невысокие результаты в обучении и русскому языку, и другим предметам школьного курса. К сожалению, приходится действовать не только методами убеждения, но, порой, и принуждения. Начиная с пятого класса последовательно добиваюсь, чтобы на урок литературы учащиеся приходили, прочитав произведение. Хотя многие методисты рекомендуют читать большинство произведений в классе, убеждена: если не привить навык систематического предварительного чтения изучаемых произведений в 5-7 классах, то в 8-11 этого уже не добьешься.

Контролируя чтение учащихся, использовала различные формы: контрольные работы, литературные диктанты, письменный пересказ эпизодов и т.д. И все же наиболее успешно проходит беседа с учащимися о содержании произведения. В начале каждой четверти я сообщаю, в какой последовательности будем работать над литературными произведениями и примерные сроки изучения творчества писателя. Ученики знают, что к первому уроку необходимо прочитать произведение, можно подготовить иллюстрации, продумать вопросы, которые возникали в процессе чтения, подготовить пересказ понравившихся эпизодов. Обычно на обмен мнениями о произведении отвожу 20-25 минут. Так как учащиеся 5-8 классов с текстами художественных произведений работают по учебнику-хрестоматии, проблем с  наличием текстов не возникает.

С пятого класса, учу построению ответа. Начинаем учиться с рассказа о фактах биографии писателя. Даю индивидуальные задания, поощряю обращение к критическим материалам, высоко оцениваю попытки опоры на текст, создание презентаций, учу цитированию. Наиболее удачно проходит контроль за учебными универсальными действиями учащихся по литературе на уроках-семинарах, конференциях, обзорных уроках, уроках-проектах. В последнее время по обзорным темам программы проводила уроки-презентации, давая отдельным учащимся задание подготовить небольшие сообщения, чтобы включить их в лекцию учителя. Практикую такие уроки на основе самостоятельной работы учащихся.

Нельзя сегодня забывать о том, что компьютеризация школ дает учителю возможность использовать на своих уроках современные информационные технологии, что, с одной стороны, способствует повышению учебной мотивации учащихся, формированию метапредметных навыков и ИКТ-компетентности, а с другой – организует работу учащегося и учителя.

Учащиеся должны использовать компьютер не только на уроках информатики, но и в других сферах учебной деятельности. Тогда будет интерес, мотивация, навык, грамотность в использовании ПК не только как объекта изучения, но и как хорошего инструмента в жизни и деятельности человека.

На таких уроках реализуется деятельностный подход в организации работы учащихся. В результате у учителя появляются новые возможности в чередовании видов деятельности, формируется интерес к предмету, развивается личность учащегося.

Нельзя не отметить тот положительный момент, что учащиеся получают на таких уроках комплексную оценку: по русскому языку за словарную работу, за работу над упражнениями по теме урока и по информатике. Причем оценки имеют разные источники, например, это не только учитель, но и компьютерные программы. Оценки компьютера воспринимаются детьми менее болезненно, так как у них создается иллюзия ее объективности (компьютер – бездушный предмет и субъективное отношение к ученику исключено).

Все виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся, о которых я рассказала и которые остались за рамками данной работы, направлены на формирование познавательной активности школьников, расширение возможностей включения их в процесс добывания знаний. Меня глубоко волнует тот факт, что уровень знаний по русскому языку и литературе учеников нашей школы уступает уровню знаний гимназистов и учащихся специализированных классов. Но я вижу пробуждение у ребят интереса к Слову, чувствую, что уроки русского языка и литературы не оставляют их равнодушными, и очень надеюсь на то, что книга все же придет к ним.