В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
Следует заметить, что в последние годы гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов, однако на фоне значительного числа публикаций проблема гендерной специфики развития остается практически не изученной. Изучавшая проблему Л.И. Столярчук, нашла меньше двух сотен работ на русском языке (от тезисов до диссертаций с середины XIX до конца XX века), в которых специально рассматриваются вопросы полового воспитания как одного из направлений воспитания. И есть лишь несколько работ, авторы которых делают попытку рассмотреть воспитание мальчиков и девочек в полоролевом аспекте (Т.Ю. Абаева, Л.Н. Тимощенко). В частности, в отношении детей дошкольного возраста подобные исследования вообще единичны.
Гендерная социализация включает в себя три аспекта: когнитивный – ребенок рано начинает относить себя к определенному полу, приобретает представления о содержании типичного ролевого поведения (Д.Н.Исаев, В.Е.Каган, И.С.Кон, Т.А.Репина); эмоциональный – поло-ролевые предпочтения, интересы, ценностные ориентации, реакции на оценку, проявление эмоций, связанных с формированием черт маскулинности и феминности (Д.В.Колесов, А.Е.Ольшанникова, Н.Б.Сельверова, Т.П.Хризман); поведенческий – усвоение типичной для пола модели поведения (И.С.Кон, Д.В.Колесов, Н.В.Плисенко, Т.А.Репина).
Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, общении, игре. Для того чтобы половая идентичность (по Кагану В.Е) как единство переживания и полоролевого поведения к 7 годам была сформирована, работу с детьми надо начинать своевременно, задействуя все виды активности ребенка. Сущность гендерной социализации дошкольников состоит в том, что в процессе вхождения ребенка в социум, формируются особенности характера и стиль поведения девочек и мальчиков.
Всю педагогическую работу и методы по половому воспитанию можно подразделить на 4 направления: работа по диагностике когнитивного компонента поло-ролевой социализации; работа по формированию поло-ролевого поведения; работа, направленная на ознакомление детей с процессом деторождения; работа по формированию представлений о связях людей в семье и их социальных и семейных ролях.
Работа в рамках данных направлений предполагает знакомство детей с некоторыми аспектами родословной, перспективами физиологического и социального развития ребенка, функциями родителей в семье. Второе направление связано с созданием условий для проявления и переживания детьми определенных чувств, характерных в большей степени тому или иному полу, например: гордости, смелости, отваги у мальчиков; заботы, сочувствия, ласки – у девочек.
Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать народный фольклор. Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребенку, а к девочкам и мальчикам: «Гуркота, гуркота, а Митеньке дремота», «Моя доченька уснёт», «Спи, доченька маленька», «А баиньки, баиньки дочку маненьку», «Спи Ванюшка, спи родной», «Сынко, голубочек». В соответствии с тем, кому именно адресована потешка или пестушка, девочке или мальчику, прогнозируется их будущее.
Одной из задач гендерного воспитания детей является овладение детьми первоначальными представлениями о собственной половой принадлежности, аргументируя ее по ряду признаков (одежда, прическа). В народном фольклоре также уделялось большое внимание решению этой задачи:
Ай дыбок, дыбок, дыбок,
Нашей Танечке годок!
Купили Танечке платок –
Во всю голову цветок!
***
Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке.
По ровной дорожке,
На одной ножке.
В старом лапоточке …
Большую роль в полоролевом воспитании имеет знакомство ребенка со сказками. Сказка всегда насыщена социальными действиями и сильна нравственной основой. В сказке задаются, складываются и формируются эталоны жизни, эталоны поведения. Благодаря сказке ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает разнообразным полоролевым репертуаром, особенностями взаимоотношения полов. Сказки обучают и создают эмоциональную положительную модель гендерного поведения. С помощью сказок формируется представление о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Существует мнение, будто сказки о животных, воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания для самых маленьких.
Большие возможности в процессе полоролевого воспитания играют все сказки и народные, и авторские и дидактические. Девочкам и мальчикам необходимо читать самые разнообразные сказки. В гендерном отношении все сказки можно условно разделить на три группы: «мужские», отражают мужские стратегии поведения, где главный герой – мужской персонаж; «женские», отражают женские стратегии поведения, где главная героиня – персонаж женского пола; «смешанные»: есть два главных героя обоих полов, где повествуется о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. Сюжет «женских» и «мужских» сказок построен таким образом, чтобы герои самостоятельно разобрались с возникающими трудностями и извлекли некий урок для себя. Сюжет же «смешанных сказок», в которых действуют антропоморфные герои, обязательно завершается воссоединением героя и героини, свадьбой.
Роль сказки как одного из средств гендерного воспитания дошкольников неоценима. При работе со сказкой очень важно бережно относиться к сказочному сюжету: не просто читать и обсуждать текст, а использовать сюжетные моменты, поступки и образы сказочных героев для объяснения материала, придумывать театрализованные кукольные постановки по сюжетам сказок, задания в виде рисунков по их мотивам. Это будет способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
Интегрированное занятие для дошкольников на тему гендерного воспитания посредством сказки
Цель: воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.
Задачи:
- Раскрыть гендерные различия в занятиях мальчиков и девочек детям дошкольного возраста.
- Способствовать развитию творческого воображения и фантазии у мальчиков и девочек.
- Привитие культуры труда и такого качества как «хозяйственность» девочкам и мальчикам.
- Знакомство с понятиями: прялка, прядение, колодец, мельница, помол муки.
Необходимые материалы и оборудование
1. Магнитофон, музыкальные произведения:
- песня «В каждом маленьком ребенке» из мультфильма «Осторожно обезьянки»
- песня Халемский Я., Чичков Ю. «Из чего же?»
- музыка «Веселая полька»
- музыка «Ах, вы сени» (минусовка)
2. Куклы, игрушки:
- лиса и медведь
- кубики для строительства забора
- посуда и игрушечная еда, например, пластмассовые овощи
3. Иллюстрации:
- Иллюстрации к сказке В.Г. Сутеева «Разные колеса».
4. Воздушные шарики.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ, где живут веселые мальчики и девочки. А отправимся туда мы на чём? Конечно же, на ВОЗДУШНОМ ПАРАВОЗИКЕ! Ведь страна у нас – волшебная.
Дети встают, воспитатель дает каждому воздушный ша, дети «паравозиком» под музыку «отправляются в ВОЛШЕБНУЮ страну. Звучит приятная музыка (песня «В каждом маленьком ребенке» из мультфильма «Осторожно обезьянки»)
Воспитатель: Ну, вот мы и добрались. Присаживайтесь на свои стульчики. Сегодня жители волшебной страны приготовили для вас сказку. Давайте послушаем её, ребята. Это замечательная сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Разные колеса».
Воспитатель читает сказку и показывает иллюстрации
Владимир Григорьевич Сутеев
Разные колёса
Стоит пенёк, на пеньке – теремок.
А в теремке живут Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок Золотой Гребешок.
Вот как-то пошли они в лес за цветами, за грибами, за дровами, за ягодами.
Ходили-ходили по лесу и на поляну вышли. Смотрят – а там пустая телега стоит.
Телега-то пустая, да не простая – все колёса разные: одно – совсем маленькое колёсико, другое – побольше, третье – среднее, а четвёртое – большое-пребольшое колесище.
Телега, видно, давно стоит: грибы под ней растут.
Стоят Мушка, Лягушка, Ёжик да Петушок, смотрят и удивляются. Тут Заяц на дорогу из кустов выскочил, тоже смотрит, смеётся.
– Это твоя телега? – спрашивают Зайца.
– Нет, это Медведя телега. Он её делал-делал, не доделал да и бросил. Вот она и стоит.
– Давайте возьмём телегу домой, – сказал Ёжик. – В хозяйстве пригодится.
– Давайте, – сказали остальные.
Стали все телегу толкать, а она не идёт: у неё все колёса разные.
Толкали-толкали – толку никакого! Телега то направо завернёт, то налево упадёт.
И дорога плохая – то яма, то кочка.
А Заяц хохочет, от смеху надрывается:
– Кому нужна такая негодная телега!
Устали все, а бросить жалко – в хозяйстве пригодится.
Опять Ёжик догадался:
– Давайте все по колесу возьмём.
– Давайте!
Сняли с телеги колёса и домой покатили: Мушка – маленькое колёсико, Ёжик – побольше, Лягушка – среднее...
А Петушок вскочил на самое большое колесище, ногами перебирает, крыльями хлопает и кричит:
Ку-ка-ре-ку-у!
Заяц смеётся:
– Вот чудаки, домой разные колёса покатили!
Тем временем Мушка, Ёжик, Лягушка и Петушок прикатили колёса домой и задумались: что с ними делать?
– Я знаю, – сказала Мушка, взяла самое маленькое колёсико – прялочку сделала.
Ёжик догадался: к своему колесу две палки приладил – тачка вышла.
– Я тоже придумала, – сказала Лягушка и колесо побольше к колодцу пристроила, чтобы лучше было воду брать.
А Петушок большое колесище в ручей опустил, жернова поставил и мельницу построил.
Все колёса в хозяйстве пригодились: Мушка на прялочке нитки прядёт, Лягушка с колодца воду носит – огород поливает, Ёжик из лесу на тачке грибы, ягоды, дрова возит. А Петушок на мельнице муку мелет.
Воспитатель: Давайте все девочки у нас будут мушками и лягушками, а мальчики ежиками и петушками. Девочки показывают, как нужно прясть и цветочки поливать из леечки, а мальчики – как нужно молоточком стучать, делая тележку и как муку мелют.
Воспитатель показывает, а дети повторяют действия (без предметов).
Воспитатель: Какие у нас трудолюбивые зверюшки! Девочки настоящие хозяюшки, мальчики – хорошие работники. А что еще обычно делают только девочки, а что только мальчики? (Ответы детей)
Воспитатель: Вот сейчас я проверю, точно ли вы ничего не путаете! Поиграем с вами в игру «Мы не скажем, мы не скажем, а что делали – покажем». Я вам буду показывать движения. А вы будите отгадывать, что это за действия и кто так делает, мамы или папы.
Воспитатель показывает следующие действия: папа бреется, мама красит губы помадой, папа забивает гвоздь, мама шьёт. Дети отгадывают.
Воспитатель: А про наш теремок то мы и забыли! Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок-не высок. Что же там происходит?
Оказывается. Хитрая Лиса рассказала Медведю, что звери его колеса от телеги забрали. Что стал делать Медведь, когда об этом узнал?
Воспитатель показывает Нарисованный домик-теремок (из сказки Сутеева), вокруг которого из кубиков построен забор. Затем выводит двух кукол Лису и Медведя.
Лиса: Видишь, Миша, теремок?
Медведь: Теремок?
Лиса: Он не низок, не высок.
Воспитатель: Вот идут они к соседям: Лисонька с приятелем Медведем. Стучат в дверь, ни кто не отвечает. Видимо все звери по хозяйским делам ушли.
Медведь: Не хотят меня хозяева пустить, не хотят меня обедом угостить.
Лиса: Ну-ка, Мишенька, спиною повернись. Ну-ка, Миша, на забор ты навались.
Воспитатель: И пошла у них работа, навалились на ворота и сломали весь забор.
Обращаясь к детям: Ой, ребята посмотрите, что Медведь с Лисой натворили. Они забор уронили, он сломался и уже ни на что не годен. Вот вернутся наши трудолюбивые друзья с работы, а у них забор сломан. Что теперь делать? Подскажите! Кто может починить забор? Ну, конечно же, это мужская работа! Ну ка, мальчики, давайте вы нам поможете и почините забор!
Мальчики строят забор из кубиков. Звучит веселая музыка «Веселая полька».
Воспитатель: Какие мальчики у нас молодцы! Настоящие мужчины! Мальчики работали, устали и проголодались. Кто же приготовит мальчикам обед? Конечно наши хозяюшки – девочки! Девочки давайте накроим мальчикам на стол!
Девочки накрывают на стол (ставят тарелочки, раскладывают ложки, раскладывают на тарелочки игрушечную еду). Звучит веселая музыка «Ах, вы сени» (минусовка).
Воспитатель: Девочки у нас настоящие хозяюшки! Как красиво накрыли на стол, вкусный обед приготовили! Молодцы ребята!
Как много всего умеют делать мальчики и девочки! А из чего же сделаны они сами? Не знаете? Тогда давайте послушаем из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки?
Звучит песня Халемский Я., Чичков Ю. «Из чего же?». Дети подпевают.
Воспитатель: В ВОЛШЕБНОЙ СТРАНЕ конечно очень весело и интересно, но сейчас нам пора в обратный путь, мы вернемся сюда в следующий раз. Скажите, что же сегодня вы узнали путешествия по волшебной стране? (ответы детей)
Воспитатель: Узнали, какими занятиями обычно занимаются мальчики, а какими девочки. И, конечно же, мы поиграли и повеселились, ведь играть любят все: и мальчики и девочки.
Воспитатель: Ну а теперь, в обратный путь! Нам пора в наш детский сад.
Дети встают, воспитатель выдувает мыльные пузыри и дети их ловят. Звучит приятная музыка (песня «В каждом маленьком ребенке» из мультфильма «Осторожно обезьянки»).
Список литературы:
- Здравомыслова Е., Герасимова Е., Троян Н. Гендерные стереотипы в дошкольной детской литературе: русские сказки // Преображение.–1998.–№6.–С.8–19.
- Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009, 224 с.