Цели урока:
- познакомить учащихся с новой единицей массы – граммом,
- показать соотношение между граммом и килограммом,
- продолжать отрабатывать вычислительные навыки, повторить решение уравнений,
- развивать познавательные интересы,
- мыслительные операции.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, модели весов (древнеегипетские, аптечные, коромысловые, безмен, гири)
Ход урока
I. Организационный момент
Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садимся поудобнее -
Сейчас начнем урок.
II. Устный счет
– У вас в тетрадях записано число 561, дайте характеристику этого числа. Используя цифры 5,6,1 запишите все возможные трехзначные числа. Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из этих чисел. Назовите наименьшее число, наибольшее число. Сравните их.
Вычислите:
- 67:8
- 58:6
- 42:10
- 39:4
- 29:3
- 56:5
- При делении с остатком о чем нужно помнить?
150:10 15 * 10 75 * 1 86:1 300:100 29 * 100 100 * 1 95:1
Задача на смекалку.
- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?
III. Работа над новым материалом
1. Вводная беседа
- С помощью какого прибора можно узнать массу предмета? (Слайд 1)
А знаете ли Вы, что история развития весов насчитывает много веков?
Ученые считают, что весы были известны в Древнем Мире, в Древнем Египте. (Слайд 2)
Весы - один из древнейших приборов, изобретенных человеком. Первое упоминание о весах относится ко 2 тысячелетию до нашей эры. Весы в виде равноплечевого коромысла с подвешенными чашками использовались в Древнем Вавилоне и Египте. Позднее появились неравноплечие весы с передвижной гирей. И в IV столетии до нашей эры Аристотель вывел их теорию - правило моментов сил.
Эта конструкция представляет собой модель старинных египетских весов. Догадайтесь, как взвешивали с помощью этих весов. (Слайд 3)
А это модель древнеримских весов. (Слайд 4)
Римский безмен - простейшие рычажные весы. При взвешивании передвигается гиря, отсчет ведется по нанесенной на стержень шкале.
Уже в XIV веке на Руси употребляется и слово “безмен”, происхождение которого загадочно. Безмен прочно вошел в народную жизнь. Он был хоть и менее точен, зато и менее прихотлив, чем весы-коромысла. Про него слагали загадки:
- “Кто сам худ, а голова с пуд?”,
- “Кто не крещен, а правдой живет?”
- Кто знает – пут это сколько? (16 кг)
Раньше единицы измерения массы имели другие названия, например, золотник (меньше, чем килограмм), пуд.
Старинные меры веса нашли свое отражение в русских народных пословицах.
- Мал золотник, да дорог.
- Слава приходит золотником, уходит рублями.
- Человека узнать, надо с ним пуд соли съесть.
- Свой золотник чужого пуда дороже.
“Коромысленные весы” с чашечками сверху изобрел французский математик Жиль де Роберваль в 1669 году (Слайд 4)
И с самого момента изобретения весов людей стал волновать вопрос их точности. Даже в библии сказано:
“Неверные весы – мерзость перед Господом, но правильный вес угоден ему”.
2. Работа с иллюстрацией. Сообщение целей урока
- Посмотрите на рисунок.
- Что вы можете сказать о массе курицы? (больше 1 кг, но меньше 2 кг). (Слайд 5)
- Достаточно ли единицы измерения массы – 1 кг, чтобы определить ее массу?
- Какая нужна единица – больше или меньше его?
- Кто знает, как называется единица массы меньше килограмма?
- Для более точного определения массы предметов используют более мелкую единицу, чем килограмм, - грамм.
- Как переводится с греческого кило? (Слайд 6)
1 кг = 1000г (Показ гирь 1кг, 2 кг, 5 кг) (Слайд 7)
- А где можно использовать гири в 1г, 2г,5г.? Ведь в магазине такие гири не используется. Используются в аптеках – для изготовления лекарств. (Показ аптечных весов и разновесов). Практическая работа. Взвешивание ластика, кубика.
3. Закрепление нового материала
- Для закрепления материала давайте обратимся к учебнику и устно выполним задание на с.48, №1
- Какие гири надо взять, чтобы получить 7г? 80г? 300? 600г? 745г? 900г?
IV. Физминутка
V. Работа над пройденным материалом
1. Решение задач №2.
- Прочитайте и поставьте вопрос. (Сколько граммов весит вся покупка?). Разбор задачи. Решите задачу разными способами.
I способ:
1) 200 2=400 (г) - печенье
2) 50 2=100 (г) - чай
3) 500+100=500 (г)
II способ:
1) 200 2=400 (г) - печенье
2) 400+100=500 (г)
Ответ: всего 500 г.
- Измените вопрос задачи.
- На сколько больше весят 2 пачки печенья, чем 2 пачки чая? Решите ее.
2. Самостоятельная работа.
- Реши уравнения №3
100+х= 200 х * 140=140 390-х=90 Х=200-100 х=140:140 х=390-90 Х=100 х=1 х= 300
VI. Итог урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Что повторяли на уроке?
VII. Домашнее задание: с.48, №4, задача на смекалку.