Знакомство с новой единицей измерения массы – граммом и соотношение между граммом и килограммом

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить учащихся с новой единицей массы – граммом,
  • показать соотношение между граммом и килограммом,
  • продолжать отрабатывать вычислительные навыки, повторить решение уравнений,
  • развивать познавательные интересы,
  • мыслительные операции.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, модели весов (древнеегипетские, аптечные, коромысловые, безмен, гири)

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, внимание -
Вновь прозвенел звонок.
Садимся поудобнее -
Сейчас начнем урок.

II. Устный счет

– У вас в тетрадях записано число 561, дайте характеристику этого числа. Используя цифры 5,6,1 запишите все возможные трехзначные числа. Сколько сотен, десятков и единиц в каждом из этих чисел. Назовите наименьшее число, наибольшее число. Сравните их.

Вычислите:

  • 67:8
  • 58:6
  • 42:10
  • 39:4
  • 29:3
  • 56:5

- При делении с остатком о чем нужно помнить?

150:10 15 * 10 75 * 1 86:1
300:100 29 * 100 100 * 1 95:1

Задача на смекалку.

- Что тяжелее 1 кг ваты или 1 кг железа?

III. Работа над новым материалом

1. Вводная беседа

- С помощью какого прибора можно узнать массу предмета? (Слайд 1)

А знаете ли Вы, что история развития весов насчитывает много веков?

Ученые считают, что весы были известны в Древнем Мире, в Древнем Египте. (Слайд 2)

Весы - один из древнейших приборов, изобретенных человеком. Первое упоминание о весах относится ко 2 тысячелетию до нашей эры. Весы в виде равноплечевого коромысла с подвешенными чашками использовались в Древнем Вавилоне и Египте. Позднее появились неравноплечие весы с передвижной гирей. И в IV столетии до нашей эры Аристотель вывел их теорию - правило моментов сил.

Эта конструкция представляет собой модель старинных египетских весов. Догадайтесь, как взвешивали с помощью этих весов. (Слайд 3)

А это модель древнеримских весов. (Слайд 4)

Римский безмен - простейшие рычажные весы. При взвешивании передвигается гиря, отсчет ведется по нанесенной на стержень шкале.

Уже в XIV веке на Руси употребляется и слово “безмен”, происхождение которого загадочно. Безмен прочно вошел в народную жизнь. Он был хоть и менее точен, зато и менее прихотлив, чем весы-коромысла. Про него слагали загадки:

  • “Кто сам худ, а голова с пуд?”,
  • “Кто не крещен, а правдой живет?”
  • Кто знает – пут это сколько? (16 кг)

Раньше единицы измерения массы имели другие названия, например, золотник (меньше, чем килограмм), пуд.

Старинные меры веса нашли свое отражение в русских народных пословицах.

  • Мал золотник, да дорог.
  • Слава приходит золотником, уходит рублями.
  • Человека узнать, надо с ним пуд соли съесть.
  • Свой золотник чужого пуда дороже.

“Коромысленные весы” с чашечками сверху изобрел французский математик Жиль де Роберваль в 1669 году (Слайд 4)

И с самого момента изобретения весов людей стал волновать вопрос их точности. Даже в библии сказано:

“Неверные весы – мерзость перед Господом, но правильный вес угоден ему”.

2. Работа с иллюстрацией. Сообщение целей урока

- Посмотрите на рисунок.

- Что вы можете сказать о массе курицы? (больше 1 кг, но меньше 2 кг). (Слайд 5)

- Достаточно ли единицы измерения массы – 1 кг, чтобы определить ее массу?

- Какая нужна единица – больше или меньше его?

- Кто знает, как называется единица массы меньше килограмма?

- Для более точного определения массы предметов используют более мелкую единицу, чем килограмм, - грамм.

- Как переводится с греческого кило? (Слайд 6)

1 кг = 1000г (Показ гирь 1кг, 2 кг, 5 кг) (Слайд 7)

- А где можно использовать гири в 1г, 2г,5г.? Ведь в магазине такие гири не используется. Используются в аптеках – для изготовления лекарств. (Показ аптечных весов и разновесов). Практическая работа. Взвешивание ластика, кубика.

3. Закрепление нового материала

- Для закрепления материала давайте обратимся к учебнику и устно выполним задание на с.48, №1

- Какие гири надо взять, чтобы получить 7г? 80г? 300? 600г? 745г? 900г?

IV. Физминутка

V. Работа над пройденным материалом

1. Решение задач №2.

- Прочитайте и поставьте вопрос. (Сколько граммов весит вся покупка?). Разбор задачи. Решите задачу разными способами.

I способ:

1) 200 2=400 (г) - печенье

2) 50 2=100 (г) - чай

3) 500+100=500 (г)

II способ:

1) 200 2=400 (г) - печенье

2) 400+100=500 (г)

Ответ: всего 500 г.

- Измените вопрос задачи.

- На сколько больше весят 2 пачки печенья, чем 2 пачки чая? Решите ее.

2. Самостоятельная работа.

- Реши уравнения №3

100+х= 200 х * 140=140 390-х=90
Х=200-100 х=140:140 х=390-90
Х=100 х=1 х= 300

VI. Итог урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Что повторяли на уроке?

VII. Домашнее задание: с.48, №4, задача на смекалку.

Презентация.