Цели и задачи:
- определить свойства воды и их использование;
- расширять знания o формах существования воды в природе;
- развивать наблюдательность, умение анализировать;
- прививать навыки экспериментальной работы;
- воспитывать чувство коллективизма;
- воспитывать бережное отношение к воде.
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений).
Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.
Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий.
Оборудование.
Для учащихся:
- рисунки-схемы, которые дети создали на прошлом уроке (явления природы);
- полоски цветной бумаги;
- у каждого 2 карточки: красная и синяя;
- для работы в парах: лоток с лабораторной посудой на каждую парту (стакан и кружка с водой, стеклянная палочка, 2 ложки, кусок сахара);
- для работы в группах:
1 группа: поднос; маленькое прозрачное ведро с водой; резиновые (мячик, игрушки...), железные (скрепки, гвозди...), деревянные (кубики...) предметы; карточка для рисунка-схемы; фломастеры; пустые стеклянные баночки с крышкой; тряпочка.
2 группа: 2 подноса; 2 сосуда с водой; пустые сосуды различных размеров и форм (стакан, пластиковая бутылочка, баночка, детская посудка...); карточка для рисунка-схемы, фломастеры; 2 тряпочки.
3 группа: поднос, сосуд с водой, медицинская груша, карточка для рисунка-схемы, фломастеры, тряпочка.
Для учителя:
- полоски цветной бумаги;
- лоток с лабораторной посудой (2 лабораторные пробирки, одна отмечена синей полоской, пробки к пробиркам, подставка для пробирок; 2 стакана и прозрачная кружка с водой, стеклянная палочка, кусок сахара, ложка);
- листок c записью результата опыта по определению запаха воды;
- карточки для новых рисунков-схем;
- фломастеры;
- тряпочка.
1. Орг. момент.
Все, садимся тихо, дети,
Договоримся не шуметь.
Руку смело поднимать,
Четко громко отвечать.
На уроке не дремать,
Знания скорей хватать.
Чтобы не было мороки,
Все готовы вы к уроку?
Дети: - Да!
- Что же, время не теряем,
И урок мы начинаем.
2. Проверка домашнего задания - тетрадь, с 27, № 5,6. (о трёх состояниях воды)
3. Знакомство c темой урока.
Сегодня мы проведем научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:
На дворе переполох:
C неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина,
У неё теперь ангина. (Град)
Шумит он в поле и в саду,
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи,
0н тут же тает. (Лёд)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог
Нас он летом, в самый зной
Ледяной поит водой. (Родник)
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
A пошли искать их днём,
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман)
- Посмотрите на рисунки-схемы, которые вы создали на прошлом уроке. В какие группы их можно объединить? Почему?
Град, лёд, снег.
Дождь, родник, роса.
Облако, туман.
-Чем похожи все эти явления природы?
Сегодня мы будем говорить o свойствах воды.
4. Коллективная работа под руководством учителя.
- Проведём опыты с водой. Для чего, как вы думаете? (чтобы определить свойства воды)
Опыт 1. Какой у воды запах?
Демонстрирует учитель.
- Посмотрите на 2 пробирки c жидкостями.
- Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости)
- Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет)
- Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение)
- Как можно определить, что в пробирке - вода?
- Я записала на листок результат опыта и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду. (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей - вода, в другой – уксус”).
- Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах)
Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости.
Результаты сравнить с записью у эксперта.
Вывод: вода не имеет запаха.
- Придумайте рисунок-схему этого свойства (ассоциация: нос-запах). Обсуждение.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой)
Опыт 2. Какого цвета вода?
- Подумайте, как определить цвет воды? Какой можно поставить опыт? (с помощью полосок цветной бумаги).
- Проделайте этот опыт в парах. Сделайте вывод.
- Проверка. Вывод: цвет воды не совпадает с цветом полосок. Вода бесцветна (на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет - нет цвета).
- Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.).
Опыт 3. Прозрачность воды.
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
(В стакан с водой опустить предмет.
Поставить за стакан с водой этот предмет.
Стакан с водой поставить на рисунок.) Дети предложили несколько опытов.
- Проделайте в парах любой понравившийся опыт.
- К какому выводу вы пришли?
Вывод: вода прозрачна.
- Придумайте рисунок-схему этого свойства (ассоциация: вода прозрачная - стекло прозрачное). Обсуждение.
- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).
Опыт 4. Какой у воды вкус? Опыт 5. Вода-растворитель.
- Подумайте, как определить вкус воды? Какой можно поставить опыт?
(Положить в кружку с водой кусочек сахара, размешать. Чайной ложкой попробовать воду в стакане и в кружке).
- Проделайте этот опыт. Что наблюдаете? (в кружке вода сладкая из-за сахара)
Вывод: в стакане вода без вкуса.
- Придумайте рисунок-схему этого свойства (ассоциация: конфета-вкус). Обсуждение.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).
- Какое свойство воды позволило вам сделать воду в кружке сладкой?
Вывод: вода-растворитель.
- Придумайте рисунок-схему этого свойства. Обсуждение.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).
5. Практическая работа в группах.
Работа в группах (4- 5 человек). Каждая группа проводит свой опыт по определению свойств воды.
В начале работы - коллективное составление плана работы:
1. Свойство воды.
2. Как определить его.
3. Как человек использует его.
4. Рисунок-схема.
- Первая группа проверяет, какие предметы тонут (не тонут) в воде.
- Вторая группа - имеет ли вода форму или принимает форму сосуда.
- Третья группа устанавливает, есть ли в воде воздух.
Опыт первой группы.
Группа делает вывод: плавают деревянные и резиновые предметы, железные - тонут. Стеклянные пустые предметы плавают, наполненные – тонут (карточка-схема).
- Когда человек использует это свойство воды?
Опыт второй группы.
Группа делает вывод: вода не имеет формы, a приобретает форму сосуда, в который её наливают (карточка-схема, ассоциация: бесформенное пятно-вода не имеет формы).
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.).
Опыт третьей группы.
Группа делает вывод: в воде есть воздух (карточка-схема).
- Когда человек использует это свойство воды? (Газированные напитки...).
6. Проверка работы в группах.
Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске:
1. Свойство воды.
2. Как определить его.
3. Как человек использует его.
4. Рисунок-схема.
При обсуждении опыта, проведённого второй группой, нужно установить ещё одно свойство воды – текучесть. (Вода переливается из одной ёмкости в другую, она течёт).
Вывод: вода течёт.
Придумывание рисунка-схемы - стрелка, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).
- Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).
7. Закрепление знаний.
- Сейчас закройте глаза и, открыв их по команде, посмотрите на рисунок-схему, который я покажу, назовите свойство воды. (Все рисунки созданы детьми).
8. Итог (рефлексия).
- Перед каждым из вас 2 карточки: синяя и красная. Поднимите красную карточку, если у вас возникли трудности в течение урока, и синюю - если трудностей не было.
- Какие трудности у тебя возникли? Почему?
- Что бы ещё хотелось узнать о воде?
- Знакомство с гимном о воде.
“Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое в мире богатство. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое легкое спугнуть”. Антуан де Сент-Экзюпери
- Выскажите своё мнение об этом гимне.
9. Домашнее задание.
Учебник, с.91-92, определить свойства льда; по возможности совершить воскресную прогулку на водоём и ответить на вопросы учебника. (Примечание: по возможности - потому что близлежащий водоём в нашей местности находится в 30 км от посёлка).
В течение урока проводится физкультминутка.
Льётся чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.