Урок окружающего мира по программе Н.Ф. Виноградовой "Свойства воды". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели и задачи:

  • определить свойства воды и их использование;
  • расширять знания o формах существования воды в природе;
  • развивать наблюдательность, умение анализировать;
  • прививать навыки экспериментальной работы;
  • воспитывать чувство коллективизма;
  • воспитывать бережное отношение к воде.

Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений).

Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов.

Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий.

Оборудование.

Для учащихся:

  • рисунки-схемы, которые дети создали на прошлом уроке (явления природы);
  • полоски цветной бумаги;
  • у каждого 2 карточки: красная и синяя;
  • для работы в парах: лоток с лабораторной посудой на каждую парту (стакан и кружка с водой, стеклянная палочка, 2 ложки, кусок сахара);
  • для работы в группах:

1 группа: поднос; маленькое прозрачное ведро с водой; резиновые (мячик, игрушки...), железные (скрепки, гвозди...), деревянные (кубики...) предметы; карточка для рисунка-схемы; фломастеры; пустые стеклянные баночки с крышкой; тряпочка.

2 группа: 2 подноса; 2 сосуда с водой; пустые сосуды различных размеров и форм (стакан, пластиковая бутылочка, баночка, детская посудка...); карточка для рисунка-схемы, фломастеры; 2 тряпочки.

3 группа: поднос, сосуд с водой, медицинская груша, карточка для рисунка-схемы, фломастеры, тряпочка.

Для учителя:

  • полоски цветной бумаги;
  • лоток с лабораторной посудой (2 лабораторные пробирки, одна отмечена синей полоской, пробки к пробиркам, подставка для пробирок; 2 стакана и прозрачная кружка с водой, стеклянная палочка, кусок сахара, ложка);
  • листок c записью результата опыта по определению запаха воды;
  • карточки для новых рисунков-схем;
  • фломастеры;
  • тряпочка.

1. Орг. момент.

Все, садимся тихо, дети,
Договоримся не шуметь.
Руку смело поднимать,
Четко громко отвечать.
На уроке не дремать,
Знания скорей хватать.
Чтобы не было мороки,
Все готовы вы к уроку?

Дети: - Да!

- Что же, время не теряем,
И урок мы начинаем.

2. Проверка домашнего задания - тетрадь, с 27, № 5,6. (о трёх состояниях воды)

3. Знакомство c темой урока.

Сегодня мы проведем научную работу, чтобы лучше узнать свойства одной особы. A что это за особа попробуйте отгадать:

На дворе переполох:
C неба сыплется горох. 
Съела шесть горошин Нина, 
У неё теперь ангина. (Град)

Шумит он в поле и в саду, 
A в дом не попадёт.
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. (Дождь)

Он как алмаз:
И твёрд, и чист,
На солнышке сверкает,
Но пригревать начнут лучи, 
0н тут же тает. (Лёд)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог 
Нас он летом, в самый зной 
Ледяной поит водой. (Родник)

Утром бусы засверкали, 
Всю траву собой заткали 
A пошли искать их днём, 
Ищем, ищем - не найдём. (Роса)

Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает 
На ладони и во рту. (Снег)

Молоко над рекой плыло,
Ничего не видно было. 
Растворилось молоко – 
Стало видно далеко. (Туман)

 - Посмотрите на рисунки-схемы, которые вы создали на прошлом уроке. В какие группы их можно объединить? Почему?

Град, лёд, снег. 
Дождь, родник, роса. 
Облако, туман.

-Чем похожи все эти явления природы?

Сегодня мы будем говорить o свойствах воды.

4. Коллективная работа под руководством учителя.

- Проведём опыты с водой. Для чего, как вы думаете? (чтобы определить свойства воды)

Опыт 1. Какой у воды запах?

Демонстрирует учитель.

- Посмотрите на 2 пробирки c жидкостями.

- Чем они похожи? (B них прозрачные жидкости)

- Чем отличаются? (На одной есть полоска, a на другой нет)

- Как вы думаете: в какой пробирке вода? (У ребят сомнение)

- Как можно определить, что в пробирке - вода?

- Я записала на листок результат опыта и отдала эксперту (одному из учеников). Эксперт проверит, правильно ли мы определим воду. (На листочке, который учитель отдаёт ученику, запись “B синей - вода, в другой – уксус”).

- Для проведения эксперимента мне понадобятся несколько помощников. Им нужно будет почувствовать запах жидкостей в пробирках. Я расскажу, как это нужно правильно делать. (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах)

Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости.

Результаты сравнить с записью у эксперта.

Вывод: вода не имеет запаха.

- Придумайте рисунок-схему этого свойства (ассоциация: нос-запах). Обсуждение.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой)

Опыт 2. Какого цвета вода?

- Подумайте, как определить цвет воды? Какой можно поставить опыт? (с помощью полосок цветной бумаги).

- Проделайте этот опыт в парах. Сделайте вывод.

- Проверка. Вывод: цвет воды не совпадает с цветом полосок. Вода бесцветна (на доске прикрепляются несколько цветных полосок по ассоциации: есть цвет - нет цвета).

- Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.).

Опыт 3. Прозрачность воды.

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?

(В стакан с водой опустить предмет.

Поставить за стакан с водой этот предмет.

Стакан с водой поставить на рисунок.) Дети предложили несколько опытов.

- Проделайте в парах любой понравившийся опыт.

- К какому выводу вы пришли?

Вывод: вода прозрачна.

- Придумайте рисунок-схему этого свойства (ассоциация: вода прозрачная - стекло прозрачное). Обсуждение.

- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).

Опыт 4. Какой у воды вкус? Опыт 5. Вода-растворитель.

- Подумайте, как определить вкус воды? Какой можно поставить опыт?

(Положить в кружку с водой кусочек сахара, размешать. Чайной ложкой попробовать воду в стакане и в кружке).

- Проделайте этот опыт. Что наблюдаете? (в кружке вода сладкая из-за сахара)

Вывод: в стакане вода без вкуса.

- Придумайте рисунок-схему этого свойства (ассоциация: конфета-вкус). Обсуждение.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).

- Какое свойство воды позволило вам сделать воду в кружке сладкой?

Вывод: вода-растворитель.

- Придумайте рисунок-схему этого свойства. Обсуждение.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.). 

5. Практическая работа в группах.

Работа в группах (4- 5 человек). Каждая группа проводит свой опыт по определению свойств воды.

В начале работы - коллективное составление плана работы:

1. Свойство воды.

2. Как определить его.

3. Как человек использует его.

4. Рисунок-схема.

  • Первая группа проверяет, какие предметы тонут (не тонут) в воде.
  • Вторая группа - имеет ли вода форму или принимает форму сосуда.
  • Третья группа устанавливает, есть ли в воде воздух.

Опыт первой группы.

Группа делает вывод: плавают деревянные и резиновые предметы, железные - тонут. Стеклянные пустые предметы плавают, наполненные – тонут (карточка-схема).

- Когда человек использует это свойство воды?

Опыт второй группы.

Группа делает вывод: вода не имеет формы, a приобретает форму сосуда, в который её наливают (карточка-схема, ассоциация: бесформенное пятно-вода не имеет формы).

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда наливает воду в чайник, в чашку и т.д.).

Опыт третьей группы.

Группа делает вывод: в воде есть воздух (карточка-схема).

- Когда человек использует это свойство воды? (Газированные напитки...).

6. Проверка работы в группах.

Ученики рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске:

1. Свойство воды.

2. Как определить его.

3. Как человек использует его.

4. Рисунок-схема.

При обсуждении опыта, проведённого второй группой, нужно установить ещё одно свойство воды – текучесть. (Вода переливается из одной ёмкости в другую, она течёт).

Вывод: вода течёт.

Придумывание рисунка-схемы - стрелка, которая обозначает текучесть воды по ассоциации: течёт-движется).

- Когда человек использует это свойство? (Когда едят, пьют чай, моются и т.д.).

7. Закрепление знаний.

- Сейчас закройте глаза и, открыв их по команде, посмотрите на рисунок-схему, который я покажу, назовите свойство воды. (Все рисунки созданы детьми).

8. Итог (рефлексия).

- Перед каждым из вас 2 карточки: синяя и красная. Поднимите красную карточку, если у вас возникли трудности в течение урока, и синюю - если трудностей не было.

- Какие трудности у тебя возникли? Почему?

- Что бы ещё хотелось узнать о воде?

- Знакомство с гимном о воде.

“Вода. У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя не опишешь, тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты сама жизнь. Ты самое большое в мире богатство. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного. Ты божество, которое легкое спугнуть”. Антуан де Сент-Экзюпери

- Выскажите своё мнение об этом гимне.

9. Домашнее задание.

Учебник, с.91-92, определить свойства льда; по возможности совершить воскресную прогулку на водоём и ответить на вопросы учебника. (Примечание: по возможности - потому что близлежащий водоём в нашей местности находится в 30 км от посёлка).

В течение урока проводится физкультминутка.

Льётся чистая водица
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берём,
Крепко щёткой зубы трём.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.