Цель: закрепить полученные знания и умения в определении и формулировке закона Гука, видов деформации; научить выявлять причины ошибок и корректировать их.
Задачи:
- Обобщить пройденную информацию по теме: «Сила упругости. Закон Гука»;
- Совершенствовать умения структурировать пройденный материал;
- Совершенствовать умения выявления и коррекции ошибок при работе в группе;
- Совершенствовать умения владения ИКТ в проектной работе.
В ходе решения 3-ей и 4-ой задач реализуются следующие дидактические принципы: принцип психологической комфортности (3) и принцип творчества (4).
Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, набор пружинок, прибор для демонстрации механических колебаний на пружине, тело на подвесе, набор гирь, набор брусков, демонстрационные и лабораторные динамометры
Методическое обеспечение:
- Е.М. Гутник, А.В. Перышкин «Программы для общеобразовательных учреждений», – М.: Дрофа, 2009.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл:, Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс. Дидактические материалы. – Дрофа, 2011.
- Лукашик В.А., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
- Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1976.
- Галузо И.В., Егорова Л.П. Сборник технических задач по физике: Учеб.пособие. – Мн.: Ураджай, 2001.
- Ромашкевич А.И. Физика. Механика. Решение задач. 10 кл., Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001.
- Мультимедиарограммы для образования
- «1С Образование 3.0. выпуск 3.00.034) «1С:Школа. Физика, 7–11 классы. Библиотека наглядных пособий»
- «1С:Школа. Физика, 7–11 классы. Библиотека наглядных пособий» Авторы: Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А Булюбаш Б.В
Ход урока
l. Организационно-мотивационный этап (реализация первой задачи урока) 5 мин.
Проверка готовности учащихся. Мобилизация их внимания. Сообщение темы и хода урока. Мотивация учащихся. Актуализация опорных знаний (разминка - фронтальный опрос).
Вопросы разминки.
- Обоснуйте и приведите примеры в результате чего может меняться скорость тела?
- Что такое сила?
- От чего зависит результат действия силы на тело?
- Как изображают силу на чертеже? (На доске заранее приготовлены рисунки, иллюстрирующие вопрос и ответ) Приложение 1
- Почему струи воды всегда падают вниз?
- Возможно ли, чтобы брошенное вверх тело никогда не упало на землю? Почему?
- Как обозначают силу тяжести?
- Во всех ли точках земли сила тяжести одинакова? Если нет, то почему?
- Зависит ли сила тяжести от массы? Каким образом?
II. Оглашение темы задач и получение необходимой информации (реализация 2-й задачи урока): 15 мин.
- Для объяснение причин покоя тел, лежащих на опоре, демонстрирую опыт по рисунку 64 учебника. Объясняю, что деформация опоры служит причиной возникновения силы упругости. При остановке тела и опоры – сила тяжести и сила упругости равны по модулю, но противоположно направлены.
- Определение силы упругости, обозначение.
- Демонстрация опыта с подвесом: возникает сила упругости, причем при равенстве силы упругости силе тяжести происходит увеличение силы упругости.
- Демонстрация видов деформации: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение. (Слайд на доске, приложение 2)
- Демонстрация: зависимость величины деформации от деформирующей силы. Опыт по рисунку 65 учебника.
- Закон Гука (формулировка, формулы). Физический смысл коэффициента жесткости. Один из учащихся заранее подготовил информ-презентацию о Р.Гуке (2 мин.) (Приложение 3, 4).
- Понятие упругих деформаций. Демонстрация упругих деформаций на примере пружины. И на доске видеофрагмент «Деформация длинной пружины» (анимация увеличивается до полноэкранного вида). (Приложение 5)
III. Самостоятельная работа в группах, самооценивание (реализация 3-й задачи урока): 10 мин.
Самокорреляция, презентация результатов решения качественных задач.
- Назовите силы. Действующие на силомер, сжатый рукой человека.
- На тросе висит груз массой 100 кг. С какой силой трос действует на груз? (Сила, возникающая в тросе в данном случае равна по модулю силе тяжести. Эта сила – сила упругости).
- Ученик растянул пластилиновую палочку. Возникла ли при этом в палочке сила упругости? (В деформированных упругих телах сила упругости восстанавливает их исходное состояние. При деформации пластилина такая сила не возникает.).
lV. Проверка степени усвоения материала (реализация 4-й задачи урока): 7 мин.
Проверка интерактивного задания на тему «Примеры практического применения закона Гука». Презентация результатов у доски. (Приложение 6).
Ответы на вопросы для закрепления пройденного материала.
V. Подведение итогов урока: 3 мин.
Выставление оценок.
Обсуждение с целью закрепления материала.
Объяснение домашнего задания: «Подготовить минипрезентации по практическому применению силы упругости».
В ходе выполнения домашнего задания совершенствуются навыки владения ПК, умения систематизировать материал и представлять его в интерактивном виде.