Урок-рефлексия на тему "Сила упругости. Закон Гука" с ИКТ

Разделы: Физика


Цель: закрепить полученные знания и умения в определении и формулировке закона Гука, видов деформации; научить выявлять причины ошибок и корректировать их.

Задачи:

  1. Обобщить пройденную информацию по теме: «Сила упругости. Закон Гука»;
  2. Совершенствовать умения структурировать пройденный материал;
  3. Совершенствовать умения выявления и коррекции ошибок при работе в группе;
  4. Совершенствовать умения владения ИКТ в проектной работе.

В ходе решения 3-ей и 4-ой задач реализуются следующие дидактические принципы: принцип психологической комфортности (3) и принцип творчества (4).

Оборудование: компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, набор пружинок, прибор для демонстрации механических колебаний на пружине, тело на подвесе, набор гирь, набор брусков, демонстрационные и лабораторные динамометры

Методическое обеспечение:

  1. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин «Программы для общеобразовательных учреждений», – М.: Дрофа, 2009.
  2. Перышкин А.В. Физика. 7 кл:, Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011.
  3. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс. Дидактические материалы. – Дрофа, 2011.
  4. Лукашик В.А., Иванова Е.В. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011.
  5. Тульчинский М.Е. Качественные задачи по физике в 6-7 классах: Пособие для учителей. – М.: Просвещение. 1976.
  6. Галузо И.В., Егорова Л.П. Сборник технических задач по физике: Учеб.пособие. – Мн.: Ураджай, 2001.
  7. Ромашкевич А.И. Физика. Механика. Решение задач. 10 кл., Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2001.
  8. Мультимедиарограммы для образования
    • «1С Образование 3.0. выпуск 3.00.034) «1С:Школа. Физика, 7–11 классы. Библиотека наглядных пособий»
    • «1С:Школа. Физика, 7–11 классы. Библиотека наглядных пособий» Авторы: Ханнанов Н.К., Ханнанова Т.А Булюбаш Б.В

Ход урока

l. Организационно-мотивационный этап (реализация первой задачи урока) 5 мин.

Проверка готовности учащихся. Мобилизация их внимания. Сообщение темы и хода урока. Мотивация учащихся. Актуализация опорных знаний (разминка - фронтальный опрос).

Вопросы разминки.

  1. Обоснуйте и приведите примеры в результате чего может меняться скорость тела?
  2. Что такое сила?
  3. От чего зависит результат действия силы на тело?
  4. Как изображают силу на чертеже? (На доске заранее приготовлены рисунки, иллюстрирующие вопрос и ответ) Приложение 1
  5. Почему струи воды всегда падают вниз?
  6. Возможно ли, чтобы брошенное вверх тело никогда не упало на землю? Почему?
  7. Как обозначают силу тяжести?
  8. Во всех ли точках земли сила тяжести одинакова? Если нет, то почему?
  9. Зависит ли сила тяжести от массы? Каким образом?

II. Оглашение темы задач и получение необходимой информации (реализация 2-й задачи урока): 15 мин.

  1. Для объяснение причин покоя тел, лежащих на опоре, демонстрирую опыт по рисунку 64 учебника. Объясняю, что деформация опоры служит причиной возникновения силы упругости. При остановке тела и опоры – сила тяжести и сила упругости равны по модулю, но противоположно направлены.
  2. Определение силы упругости, обозначение.
  3. Демонстрация опыта с подвесом: возникает сила упругости, причем при равенстве силы упругости силе тяжести происходит увеличение силы упругости.
  4. Демонстрация видов деформации: растяжение, сжатие, сдвиг, изгиб, кручение. (Слайд на доске, приложение 2)
  5. Демонстрация: зависимость величины деформации от деформирующей силы. Опыт по рисунку 65 учебника.
  6. Закон Гука (формулировка, формулы). Физический смысл коэффициента жесткости. Один из учащихся заранее подготовил информ-презентацию о Р.Гуке (2 мин.) (Приложение 3, 4).
  7. Понятие упругих деформаций. Демонстрация упругих деформаций на примере пружины. И на доске видеофрагмент «Деформация длинной пружины» (анимация увеличивается до полноэкранного вида). (Приложение 5)

III. Самостоятельная работа в группах, самооценивание (реализация 3-й задачи урока): 10 мин.

Самокорреляция, презентация результатов решения качественных задач.

  1. Назовите силы. Действующие на силомер, сжатый рукой человека.
  2. На тросе висит груз массой 100 кг. С какой силой трос действует на груз? (Сила, возникающая в тросе в данном случае равна по модулю силе тяжести. Эта сила – сила упругости).
  3. Ученик растянул пластилиновую палочку. Возникла ли при этом в палочке сила упругости? (В деформированных упругих телах сила упругости восстанавливает их исходное состояние. При деформации пластилина такая сила не возникает.).

lV. Проверка степени усвоения материала (реализация 4-й задачи урока): 7 мин.

Проверка интерактивного задания на тему «Примеры практического применения закона Гука». Презентация результатов у доски. (Приложение 6).

Ответы на вопросы для закрепления пройденного материала.

V. Подведение итогов урока: 3 мин.

Выставление оценок.

Обсуждение с целью закрепления материала.

Объяснение домашнего задания: «Подготовить минипрезентации по практическому применению силы упругости».

В ходе выполнения домашнего задания совершенствуются навыки владения ПК, умения систематизировать материал и представлять его в интерактивном виде.

Приложения.